Разделы презентаций


Ораторское искусство

Содержание

План 1. Риторика как наука.2. Типы ораторского искусства.3. История развития ораторского искусства.4. Риторические традиции в России.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Ораторское искусство
История и современность

Ораторское искусствоИстория и современность

Слайд 2План
1. Риторика как наука.
2. Типы ораторского искусства.
3. История развития

ораторского искусства.
4. Риторические традиции в России.

План 1. Риторика как наука.2. Типы ораторского искусства.3. История развития ораторского искусства.4. Риторические традиции в России.

Слайд 31. Риторика как наука
Слово риторика пришло к нам из греческого

языка, его синонимами являются выражение ораторское искусство и слово красноречие.


Возникновению ораторского искусства способствовала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием появления риторики является не просто развитое общество, но активное участие граждан в политической жизни страны.
1. Риторика как наукаСлово риторика пришло к нам из греческого языка, его синонимами являются выражение ораторское искусство

Слайд 4Как отмечают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные

исторические эпохи. Расцвет красноречия приходится на периоды социальных революций. Ораторское

искусство помогает сплочению людей вокруг того или иного дела, воодушевляет, направляет их.
Как отмечают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные исторические эпохи. Расцвет красноречия приходится на периоды

Слайд 5Ещё в глубокой древности обозначились два подхода к восприятию ораторского

искусства.
Одни считали, что главное в красноречии – это идея

(логос), то есть содержание, а главная задача риторики – убеждение. Риторика понималась как искусство убеждать. Аристотель, например, определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Ещё в глубокой древности обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в красноречии

Слайд 6Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством ораторского

произведения считали форму и стиль. Большой популярностью пользовалось определение известного

римского оратора М. Ф. Квинтиллиана: «Искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна характеризоваться чистотой, уместностью, ясностью, красотой, богатством и разнообразием слов.
Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством ораторского произведения считали форму и стиль. Большой популярностью

Слайд 7В русской риторической науке подчёркивалось, что красота и выразительность речи

служат её убедительности, то есть идея первична, а форма вторична.

М. В. Ломоносов давал такое определение в своей книге «Краткое руководство к красноречию»: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

В русской риторической науке подчёркивалось, что красота и выразительность речи служат её убедительности, то есть идея первична,

Слайд 8Сегодня риторика, ораторское мастерство снова входит в моду. Почему это

происходит?

в силу общего недостатка времени на полноценное общение на

первый план выходят те приёмы, которые помогают сделать коммуникацию максимально плодотворной.
при высоком уровне развития средств массовой информации любому мало-мальски известному человеку приходится выступать перед обширной аудиторией.
Кроме того, высоко развито в современной деловой среде искусство ведения переговоров, и владение этим искусством зачастую оказывается залогом успешного бизнеса. Это ещё одна причина востребованности риторических умений.
Сегодня риторика, ораторское мастерство снова входит в моду. Почему это происходит? в силу общего недостатка времени на

Слайд 9Риторика – историческое явление.
Каждая историческая эпоха предъявляет оратору определённые требования.

В. Г. Белинский писал, что если бы Демосфен воскрес и

заговорил в каком-нибудь современном парламенте, он, скорее всего, не имел бы успеха.
Имеет ораторское искусство и территориальную специфику: успешный оратор одной страны может быть неверно понят в другой. Это связано с культурными различиями, особенностями так называемой языковой картины мира, которая у каждого народа имеет свои нюансы.
Риторика – историческое явление.Каждая историческая эпоха предъявляет оратору определённые требования. В. Г. Белинский писал, что если бы

Слайд 10Ораторское искусство опирается на философию, психологию, логику, герменевтику (науку о

восприятии), семиотику (науку о знаковой информации).
Разные из смежных наук

по-разному взаимодействуют с риторикой: лингвистика, например, формирует культурно-речевую базу ораторского искусства; психология помогает выбрать оптимальные средства воздействия на аудиторию, поддержания внимания, углубления восприятия речи. Логика учит оратора последовательно излагать свои мысли, правильно строить выступление, подбирать и выстраивать аргументы.
Ораторское искусство опирается на философию, психологию, логику, герменевтику (науку о восприятии), семиотику (науку о знаковой информации). Разные

Слайд 112. Типы ораторского искусства
В зависимости от конкретной сферы применения

оно исторически подразделялось на различные виды. Современная научная литература классифицирует

красноречие по различным основаниям.
Устные выступления могут делиться на монологические (те, в которых слушатели не принимают непосредственного участия) и диалогические (в которых слушатели занимают активную позицию, могут, например, задавать вопросы или отвечать на них). Монологическое красноречие представлено целым рядом жанров (лекция, доклад, сообщение, торжественная речь, агитационная речь и др.). Жанры диалогического красноречия – спор, дискуссия, беседа, интервью, деловая игра, «круглый стол» и др.
2. Типы ораторского искусства В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды. Современная

Слайд 12В основе ораторского искусства лежит убеждающее воздействие, поэтому в публичном

выступлении огромную роль играет аргументация. По преобладанию тех или иных

доказательств в речи выступления могут быть рациональными (в своей доказательной базе опирающиеся на фактические и логические аргументы) и эмоциональными (основанными на эмоциональной аргументации).
В основе ораторского искусства лежит убеждающее воздействие, поэтому в публичном выступлении огромную роль играет аргументация. По преобладанию

Слайд 13 По социально-функциональному признаку выделяются следующие виды красноречия:
социально-политическое,
академическое,
судебное,


богословско-церковное,
социально-бытовое,
военное,
дипломатическое,
торговое.

По социально-функциональному признаку выделяются следующие виды красноречия:  социально-политическое, академическое, судебное, богословско-церковное, социально-бытовое, военное, дипломатическое,

Слайд 143. История развития ораторского искусства
Прежде всего, в истории ораторского искусства

выделяется античный период. Античная риторика возникла в Греции в V

– IV вв. до н.э., сложилась в систему в III – II в. до н.э. и распространилась в Риме в I веке до н.э.
Родоначальниками риторики были софисты (от слова «софия» – мудрость). Так называли в Древней Греции одарённых людей, которые обучали других философии. Софисты учили правилам логического мышления и изложения своих мыслей, приёмам доказательства и опровержения. Одним из первых философов-софистов, разработавших теорию риторики, был Протагор.
3. История развития ораторского искусстваПрежде всего, в истории ораторского искусства выделяется античный период. Античная риторика возникла в

Слайд 15Софисты первыми заговорили о диалектике ораторского искусства – то есть

о его внутренней противоречивости, диалогичности, сложном единстве противоборствующих в споре

сторон. Они же заметили, что убедительность речи зачастую не зависит от истинности утверждаемого тезиса. Скоро они стали заниматься поиском различного рода словесных уловок, позволяющих запутать противника и таким образом добиться победы в споре. Поэтому слово «софист» впоследствии приобрело иное, отрицательное значение – лжемудрец.

Софисты первыми заговорили о диалектике ораторского искусства – то есть о его внутренней противоречивости, диалогичности, сложном единстве

Слайд 16С софистами яростно боролся Сократ. Он утверждал, что главное в

споре – не победа, а выяснение истины.
Спор, дискуссия, полемика

были и важным общественным делом, и любимым развлечением афинян.
С софистами яростно боролся Сократ. Он утверждал, что главное в споре – не победа, а выяснение истины.

Слайд 17Под влиянием греческого ораторского искусства высокого уровня развития достигает риторика

в Древнем Риме, особенно во времена расцвета римской республики. Карьера

оратора была и почётной, и доходной. В риторических школах, открытых греческими риторами, могли учиться только дети знати, которые в перспективе должны были стать государственными деятелями.
Самым крупным теоретиком и практиком ораторского искусства того периода был знаменитый Марк Туллий Цицерон, имя которого стало символом красноречия.
Под влиянием греческого ораторского искусства высокого уровня развития достигает риторика в Древнем Риме, особенно во времена расцвета

Слайд 18Он сформулировал три задачи, которые должен ставить перед собой оратор:
-

доказать и продемонстрировать истинность приводимых фактов;
- доставить слушателям эстетическое удовольствие

от самой речи;
- воздействовать на их волю, побуждая к активным действиям.
Он сформулировал три задачи, которые должен ставить перед собой оратор:- доказать и продемонстрировать истинность приводимых фактов;- доставить

Слайд 19Марк Фабий Квинтиллиан даёт также советы по подготовке речи, даёт

методический алгоритм действий оратора:
1) выбрать тему, назвать её и рассмотреть

с разных сторон;
2) собрать материал к речи, проанализировать его;
3) расположить материал в соответствии с замыслом речи и с учётом характера аудитории;
4) произнести речь, оценить её с точки зрения благозвучности.


Античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разработку риторики как научной дисциплины. Некоторые их идеи не потеряли актуальности вплоть до наших дней.
Марк Фабий Квинтиллиан даёт также советы по подготовке речи, даёт методический алгоритм действий оратора:1) выбрать тему, назвать

Слайд 204. Риторические традиции в России
Первый шаг к развитию русской риторики

представляет собой риторика Древней Руси. Культурные обычаи славян способствовали большому

разнообразию ораторской практики. Все важнейшие вопросы общественной жизни (мира и войны, торговли, гражданских отношений) решались общим собранием на площадях. После принятия христианства на Руси стали открываться храмы и школы – так стало развиваться духовное и академическое красноречие.
4. Риторические традиции в РоссииПервый шаг к развитию русской риторики представляет собой риторика Древней Руси. Культурные обычаи

Слайд 21Слово риторика известно на Руси, по крайней мере, с XII века.
Риторы и

философы восхвалялись как мудрецы и знатоки Священного Писания и книжного

учения. Впрочем, отношение к риторам как пользователям словом могло быть разным –двойственное отношение к риторике распространялось и на Древнюю Русь.
Риторы бывали “тщеславивые и кичивые” (догадайтесь, какие это современные слова), а одобрялись и восхвалялись лишь те из них, кто был приобщен к божественной мудрости. Так, о Василии Великом, одном из отцов церкви, было сказано: “ветия в ветьях (оратор в ораторах), мудр в мудрых, философ в философах”.
Слово риторика известно на Руси, по крайней мере, с XII века.Риторы и философы восхвалялись как мудрецы и знатоки Священного

Слайд 22в Древней Руси слов, подобных “красноречию”, было множество – все

они обозначали хорошие качества речи. Их своеобразие вы почувствуете из

самого перечня: благоречие, благоязычие, благословие, благобеседование, доброречие, добрословие, краснословие, красногласие, сладкогласие, златоустие, правдословие, хитрословие и т.д. Все эти слова обозначали дар благой и хорошей речи.
в Древней Руси слов, подобных “красноречию”, было множество – все они обозначали хорошие качества речи. Их своеобразие

Слайд 23Но если есть если есть “добрословие”, то должно быть и

“злословие”; если есть “правдословие” и “истинноречие”, то почему не быть

“лжесловию” или “кривоглаголанию”? Все эти слова говорили о свойствах человека и качествах его речи:
доброречию и благословию противопоставлялись злоречие и пагубословие – понятия добра и зла были основными и для речи.
Словесная красота (краснословие) оценивалось двояко: с одной стороны, краснословцы и красноречцы восхвалялись и одобрялись, с другой стороны, краснословие, которым можно прельстить и обмануть людей, осуждалось.
Сладость словесная (сладкоречие и медоязычие) понималась как услаждающая и благоприятная речь: “Аще (если) хощеши имети другы многи [если хочешь иметь много друзей], то имеи язык сладок и руки податливе [имей речь сладкую и руки, готовые давать]”.
Правдословие и истиннословие противопоставлялись лже-, плето-, кривословию. Лжеца называли “лжесловником”, “плетословцем”, “кривоглагольником”.

Но если есть если есть “добрословие”, то должно быть и “злословие”; если есть “правдословие” и “истинноречие”, то

Слайд 24Риторика как наука о мысли и речи должна оформить новые

идеи. Представим, например, какая была ситуация после воцарения юного 13-летнего

царя Михаила Федоровича, первого в династии Романовых. Страна приходила в себя после иноземного нашествия, требовалось восстановить не только хозяйство, но и создать науки и школьное обучение.

Риторика как наука о мысли и речи должна оформить новые идеи. Представим, например, какая была ситуация после

Слайд 25Именно в период с 1613 по 1620 годы неизвестный нам

пока автор, творивший в окружении своих учеников, написал первое на

Руси систематическое сочинение о науках – “Сказание о седми свободных мудростях”. Число 7 соответствовало количеству гуманитарных и технических наук, которые в то время изучались после прохождения курсов чтения и письма. Тривиум (3) соответствовал словесным гуманитарным наукам: грамматике, риторике, диалектике (логике); квадривиум (4) – техническим наукам: музыке, арифметике, геометрии, астрономии.
Именно в период с 1613 по 1620 годы неизвестный нам пока автор, творивший в окружении своих учеников,

Слайд 26Первая русская “Риторика” 1620 года.
 Есть предположение, что, написав “Сказание о

мудростях”, тот же учитель создал первую русскую “Риторику”. Самый ранний

ее список датируется 1620-м годом. В руках нашего книжника-учителя был краткий латинский учебник “Риторика” Филиппа Меланхтона, выдающегося немецкого педагога XVI века.
Переводя латинский учебник, русский автор делал свои добавления и пояснения к трудным статьям учебника. Учебник писался в вопросах и ответах – словно диалог вопрошающего ученика и отвечающего учителя (впрочем, можно бы представить, что спрашивает учитель, а ученик отвечает).
Первая русская “Риторика” 1620 года. Есть предположение, что, написав “Сказание о мудростях”, тот же учитель создал первую русскую

Слайд 27Красноречие есть искусство…” (М.В.Ломоносов). 
Честь создания первой научной теории риторики принадлежит

Ломоносову (1711-1765).
Он утвердил в русской науке слово “красноречие”, под

которым понималось искусство убеждать, говорить красиво и уместно о всякой материи, предложенной ритору. Риторика же понималась как теория – “учение о красноречии вообще”. Три рода правил, о которых говорит наука риторика, показывают: 1) как изобретать идеи (“что о предложенной материи говорить должно”), 2) как изобретенное украшать, 3) как расположить мысли и слова.
Красноречие есть искусство…” (М.В.Ломоносов). Честь создания первой научной теории риторики принадлежит Ломоносову (1711-1765). Он утвердил в русской науке

Слайд 28«Риторика» Ломоносова выдержала девять изданий, причём издавалась не только в

XVIII, но и в XIX веке.
В конце XVIII –

начале XIX века сложилась риторическая школа Российской Академии, а затем университетская школа красноречия.
Заслуживают упоминания работы известного государственного деятеля М. М. Сперанского, опубликованные после смерти автора под названием «Правила высшего красноречия» (1844 г.).
Первая половина XIX века считается временем расцвета русской риторики. Появилось несколько новых учебников риторики :А. Ф. Мерзлякова, Н. Ф. Кошанского, А. И. Галича и др. В это время характерной особенностью русской риторики стало деление её на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, правила расположения и выражения мыслей, а частная описывала конкретные типы ораторского искусства.
«Риторика» Ломоносова выдержала девять изданий, причём издавалась не только в XVIII, но и в XIX веке. В

Слайд 29В середине XIX века опубликованы труды К. П. Зеленецкого, в

которых разрабатывались вопросы логичности речи. Риторика в это время приобретала

всё более практический характер, сближаясь с современной культурой речи.
Вторая половина XIX века – время бурного расцвета судебного красноречия. Речи выдающихся русских юристов А. Ф. Кони, Ф. И. Плевако, К. К. Арсеньева и др. производили огромное впечатление на общественность.
В середине XIX века опубликованы труды К. П. Зеленецкого, в которых разрабатывались вопросы логичности речи. Риторика в

Слайд 30ХХ век
В XX веке термин риторика был на время забыт.

Основной задачей в это время стало не обучение искусству речи,

а формирование навыка восприятия речи, то есть подготовка массового читателя художественной литературы. Наследником теории словесности становится стилистика.
Риторика вновь начала развиваться во второй половине XX века. В США, Японии, странах Западной Европы снова пробуждается интерес к ораторскому искусству, к проблеме речевого воздействия, пропагандистского убеждения. Появляется неориторика, изучающая выразительность художественного слова.
ХХ векВ XX веке термин риторика был на время забыт. Основной задачей в это время стало не

Слайд 31Развитие современной риторики
Происходит с учётом достижений таких наук, как теория

речевой деятельности, теория массовой коммуникации, логика, психология, социология.
В настоящее

время складывается так называемое «информационное общество», в котором роль информации чрезвычайно велика. Подъём переживает книгоиздательская деятельность, СМИ, развивается производство электронных носителей информации и воспроизводящих устройств, глобальные информационные сети сделали процесс обмена информацией гораздо более доступным.
Развитие современной риторикиПроисходит с учётом достижений таких наук, как теория речевой деятельности, теория массовой коммуникации, логика, психология,

Слайд 32Востребованы все профессии, связанные с информационным полем – журналист, политтехнолог,

специалист по связям с общественностью.
Кроме того, сегодня повышается гражданская

активность населения, что требует практического владения речевым мастерством от самых разных слоёв населения.
Современная риторика, таким образом, стала наукой о речевых технологиях убеждения и воздействия.

Востребованы все профессии, связанные с информационным полем – журналист, политтехнолог, специалист по связям с общественностью. Кроме того,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика