Слайд 1принципы топографической подготовки сотрудников органов внутренних дел
Ершова Наталья
Понб-401
Слайд 21. Место и роль топографической подготовки в системе служебной подготовки
сотрудников органов внутренних дел
Топографическая подготовка дает знания о различных
особенностях местности, способах и средствах её изучения об организации и способам ориентирования на местности, а также подлежащему использованию топографических и специальных карт при решении различных оперативно- служебных задач, прививает практичные навыки в работе с картой на местности.
Топография- наука о методах и средствах познания территории в геометрическом и географическом виде. Основная задача топографии - получение точных данных о формах земной поверхности, а также расположение на ней природных и созданных человеком географических объектов. Работы, выполняемые непосредственно на местности называются - полевыми, а в помещении - камеральными.
Слайд 3Топографические материалы в свою очередь широко используются во многих сферах,
среди которых все больше место занимает правоохранительная деятельность. В современных
условиях принятия оптимального решения на выполнение оперативно- служенной задачи при чрезвычайных обстоятельствах, обусловлено многими факторами; важнейший из них - элементы противоборствующих сторон, погодно- климатические условия и время суток. Любая операция проводится на конкретной территории в условиях окружающей инфраструктуры, правильная оценка местности, учет особенностей, находящихся на ней объектов во многом способствует успеху при выполнении задач.
Топография учит: оценивать и изучать местность при планировании различных операций, и при ведении разведки ориентироваться на ней и совершать движения по незнакомой местности, по карте и без карты, читать топографические карты, определять расстояние и координаты целей, наносить цели на карту, составлять схему местности другие служебно- графические документы.
Слайд 42. Значение местности для оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД
В ОВД
под понятием местность подразумевается определенный участок земной поверхности со всеми
её элементами: рельеф, населенные пункты, дорожная сеть, растительный покров и грунт, на котором предстоит выполнять оперативно- служебную или боевую задачу. Понятие о местности слогается из 2 составных топографических элементов: рельефа и местных предметов.
В зависимости от природных условий рельеф местности может иметь разнообразные формы. К основным типовым из них относятся: гора, хребет, котловина, лощина, разновидностями этих форм являются: холм, курга, балка, овраг, долина, ущелье.
Отдельная выступающая над окружающей местностью возвышенностью называется горой или холмом. У горы различают вершину, подошвы или скаты (склоны). Угол образуемый наклонной поверхностью ската с воображаемой горизонтальной плоскостью называют крутезной ската.
Слайд 5В зависимости от крутезны ската условно подразделяют на пологии до
8 градусов, средней крутезны от 8 до 20 градусов, крутые
от 20 до 35 градусов, и очень крутые, обрывистые свыше 35 градусов. Резкий переход крутого склона в пологи называют уступом. Линия отделяющая уступ от лежащего ниже крутого склона называют бровкой.
Котловина- обособленная, замкнутое углубление, у котловины имеется стенки и дно или основание и край.
Лощина- это углубление удлинённой формы понижающееся к одному концу, это форма рельефа противоположная хребту. Нередко дождевые потоки, прорезающие во многих местах скаты образуют узкие, глубокие щели с отвестными стенами, такие образования называют промоинами. Большие промоины шире 5 метров принято называть оврагами, заросшие кустарником называют балками, узкие промоины в горах- ущельями.
Слайд 63. Способы изучения местности
В зависимости от обстановки характера местности
применяются следующие способы изучения местности: личная разведка, изучение местности по
карте, аэрофлотоснимками, а также опрос местных жителей и допрос преступников.
Личная разведка- непосредственный осмотр местности, является основным способом изучения местности. Путем личной разведки можно непосредственно на листе осмотреть и обследовать интересующий участок, установить характер рельефа, местных предметов, выявить состояние дорог, высоты естественных препятствий и определить в какой степени осмотренный участок может способствовать или препятствовать реализации поставленной задачи.
Хорошо зарекомендовал себя способ изучения местности с летательного аппарата, для этих целей используется как и самолет в том числе без пилотный, также и вертолет.
Слайд 74. Изучение местности по карте
Изучение местности по карте является
удобным и распространенным способом ознакомления с местностью. По карте можно
проводить измерение расстояний, площадей, широких рек, определять крутизну скатов, взаимное превышение точек местности и т. д.
Топографическая карта дает возможность заблаговременно и быстро изучать местность независимо от состояния погоды, времени суток размеров участка и его удаления, что особенно важно при решении служебных задач и в боевой обстановке. Нередко карта является почти единственным средством изучения местности, особенно, если она просматривается лишь на незначительное расстояние, а необходимо знать характер местности в районе вероятного местонахождения преступников.
Наряду с достоинствами карты, как средства изучения местности следует учитывать непрерывное старение карты, т.к. местность изменяется по внешнему виду: появляются новые населенные пункты, водохранилища, изменяются конфигурации лесных массивов; карта не отражает сезонных изменений местности. Например, карта не может отражать также данные о местности, как проходимость дороги болот зимой или в распутицу и т. д.
Слайд 85.Изучение местности по аэрофотоснимкам
Изучение местности по аэрофотоснимкам дополняет изучение
местности по карте, т.к. аэрофотоснимки, как правило, дают более свежие
и подробные сведения о местности. Аэрофотоснимки позволяют, кроме того, получить данные о расположении оборонительных сооружений, о местах сосредоточения подразделений МВД и боевой техники при проведении специальных операций.
Однако, аэрофотоснимки не могут дать таких сведений о местности, как, например, глубина рек, скорость их течения, проходимость болот и т.д., тогда как на карте такие данные имеются.
Слайд 9Сезонные изменения тактических свойств местности
Тактические свойства местности в течение
года подвергаются сезонным изменениям. Одна и та же местность в
разное время года имеет неодинаковую проходимость, различные условия ориентирования, маскировки, наблюдения и инженерного оборудования.
Тактические свойства местности весной и осенью.
Для весны и осени характерны распутица, половодье и паводки. В период весенней и осенней распутицы верхний слой грунта переувлажняется, теряет свою прочность, становится очень вязким. Движение затрудняется не только вне дорог, но и по всем грунтовым дорогам. Во время паводков возможно затопление пойм на больших пространствах. В балках и лощинах образуются временные водотоки. Весной и осенью отмечаются резкие колебания температуры воздуха, большая облачность, частые туманы, сильные ветры. Все это ухудшает условия наблюдения и целеуказания.
Слайд 10Тактические свойства местности зимой. Для зимы характерно, прежде всего, промерзание
грунтов, образование на реках и других водоемах ледяного покрова, наличие
снежного покрова. Дорожная сеть зимой, как правило, сокращается. Многие дороги, особенно грунтовые, заносятся снегом и становятся непроходимыми для колесных машин. Скорость движения по шоссейным дорогам уменьшается, особенно в периоды обледенения и снежных заносов. В условиях длительных низких температур происходит глубокое промерзание грунтов. При замерзании они становятся очень плотными и прочными. В результате местность труднопроходимая и непроходимая вне дорог в летний период превращается зимой в легкопроходимую для всех видов боевой и другой техники. Автомобильные дороги (автозимники) прокладываются по замерзшему грунту путем расчистки или уплотнения снежного покрова или по льду рек, озер и болот. При недостаточной толщине льда производится усиление его путем намораживания или устройства настилов. Автозимники допускают движение автомобилей в колоннах со средней скоростью 25-30 км/ч.
Слайд 11Важное значение для боевых действий войск зимой имеет значительное промерзание
болот. Непроходимые для всех видов боевой и другой техники летом
промерзшие болота становятся удобными путями движения вне дорог. Обычно промерзание болот происходит одновременно с замерзанием водоемов и грунтов. Осенью, до образования глубокого снежного покрова, они замерзают особенно быстро. После образования большого снежного покрова скорость замерзания болот намного уменьшается. В случае когда снежный покров образовался с осени, некоторые болота вообще не замерзают, представляя собой опасные скрытые препятствия. Большое влияние на боевые действия войск оказывает снежный покров. При глубине снежного покрова 30-40 см движение колесных машин вне дорог становится практически невозможным. Скорость танков, движущихся по снегу глубиной 60-70 см, снижается в 1,5-2 раза по сравнению с летними условиями. А личный состав в пешем порядке (без лыж) может передвигаться свободно по снегу глубиной не более 20-25 см.