Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 2ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
§ 3.1. Цель и
содержание главы
Целью главы является формулировка исходных положений научно-технического исследования: обоснование
его выбора, уточнение возможностей реализации, оценка целесообразности по критерию полезности и разработка стратегии выполнения исследования.
Для достижения этой цели в разделе приведены основные типы исследований, их классификация по различным признакам, а также примерная классификация наиболее часто встречаемых в технике явлений и процессов.
Практика показала, что в качестве ведущего стержня исследования может быть полезным использование операционно-временного графа. Приводится анализ содержания основных этапов графа.
Далее даны рекомендации по постановке вопроса исследования, сбору информации, составлению рефератов.
Слайд 3ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
§ 3.2. Цели научно-технического исследования
и их классификация
Ввиду того, что дать краткое
описание целей научно-технического исследования практически невозможно, ограничимся здесь формулировкой наиболее часто встречаемых их типов. Это в частности:
1. Получение информации о работе существующей системы или наблюдаемого процесса.
2. Оценка работы системы или протекания процесса в сравнении с предполагаемым по предварительному заключению.
3. Создание и проверка теории о работе какой-то машины или системы.
Слайд 4ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
4. Получение информации для улучшения работы
системы выявление характеристик или обнаружение недостатков
в ее функционировании.
5. Получение информации для разработки такой системы. Например, для построения автоматизированной системы управления производством (АСУП) или же новой машины (аппарата).
6. Создание измерительных приборов или методов оценки работы существующей системы.
По целевому назначению исследования могут быть объединены в два больших четко разделенных класса: прикладные и поисковые.
Слайд 5ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования с близкой целью можно отнести
к классу прикладных. Они проводятся для получения непосредственных внедряемых в
промышленность результатов. Некоторые исследователи увлекаются этими исследованиями, так как они часто дают немедленный экономический эффект.
Поисковые исследования преследуют более далекую цель. Они необходимы для нахождения новых процессов, для разработки новых теорий, гипотез, открывающих путь для прикладных исследований.
Слайд 6ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
К первому типу относятся исследования систем,
работа которых достаточно хорошо известна. В этом случае имеется теория,
удовлетворительно описывающая работу системы, разработана математическая модель, известны аналогичные исследования.
Ко второму типу относят исследования систем, о работе которых мало или ничего неизвестно. В первые годы развития кибернетики метод исследования таких систем получил условное название метода "черного ящика" [8].
Слайд 7ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Система, о работе которой ничего не известно,
рассматривается как закрытый ящик. Исследователь
не строит информационную модель процесса, протекающего внутри "ящика", и, тем более, он не строит математическую модель. "Ящик" исследуется путем наблюдения за его функционированием или путем систематических воздействий на "входах", отмечая соответствующую реакцию на "выходах". Полученное таким образом эмпирическое описание работы "ящика" обычно оформляется в виде статистической зависимости У = F(Х), многочленном первого или второго порядка в виде регрессионной зависимости. Такая статистическая зависимость является лишь первым шагом в процессе изучения объекта, так как аппроксимирующая формула не может заменить знание существа происходящих физических явлений.
Слайд 8ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Приведем краткое описание
характерных процессов или явлений в объектах исследования.
1. Процессы или явления, о которых имеется достаточная информация, где известны основные действующие силы, начальные и граничные условия. Это в основном детерминированные процессы, при исследовании которых можно применять гипотетико-дедуктивный метод. Например, изучение динамики машин, устройств.
2. Процессы или явления, для которых имеется достаточная информация о характере сил, граничных условиях, но сложность протекания таких процессов не позволяет получить дедуктивным путем эффективных математических моделей. Основным методом изучения в этом случае является экспериментальное исследование и физическое моделирование для выявления результирующих действующих сил, построения критериев, а также роли граничных условий.
Слайд 9ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3. Процессы или явления,
определяемые многочисленными факторами, и вероятностные процессы. Основная задача
исследования в этом случае состоит в определении опытным путем статистических характеристик и их зависимости от некоторых факторов.
4. Процессы или явления, происходящие в сложных системах, поведение которых определяется в большей мере их структурой. Системы автоматического регулирования (САР), управление и синтез иерархических систем, а также распределение ресурсов. Основной метод исследования состоит в построении и изучении математических моделей.
Слайд 10ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для управления разработкой исследований полезно применение сетевых
методов. При небольших исследованиях, как показывает опыт, эффективность использования сетевых
методов снижается из-за частого срыва сроков осуществления отдельных операций. В качестве удобного и наглядного средства управления разработкой может принести большую пользу использование графа, который представляет собой структуру исследования со всеми взаимосвязями между этапами, даст наглядное представление о координации отдельных работ. Он же помогает распределить усилия во время выполнения исследования.
Слайд 11ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сбор информации и организация операции (мероприятия, исследования).
Предварительная разработка
операции (темы).
Подготовка экспериментальной части исследования.
Проведение экспериментов и обработка экспериментальных положений.
Заключение.
Основные
этапы
научно-технического исследования.
Слайд 12ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап I
1. Постановка вопроса исследования.
2. Картотека (это событие
делится на подсобытия).
3. Реферат о состоянии вопроса.
4.
Предварительный план исследования.
5. Методика исследования, первая часть.
Слайд 13ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап II
6. Задание проектировщикам
опытной установки, включая измерительную аппаратуру.
7.
Информационная модель. Начало разработки гипотезы.
8. Эскизный проект опытной установки, спецификация измерительных приборов и их привязка в установке.
9. Методика исследования, вторая часть.
Слайд 14ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап III
10. Опытная установка. Измерительная
аппаратура.
11. Математическая модель процесса.
12. План эксперимента. Оценка точности измерения. Методика обработки результатов экспериментов.
13. Отлаженная опытная установка.
Слайд 15ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап IV
14. Протоколы опытного исследования
(первая группа экспериментов).
15. Предварительные теоретические выводы.
16. Уточненная гипотеза,
модель.
Слайд 16ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап V
17. Окончательный отчет по работе.
18.
Внедрение результатов исследования в промышленности, в
проектных организациях.
Слайд 17ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Длительность указанных операций может меняться в самых
широких пределах. Например, события 8-9 соответствуют "проектированию и изготовлению опытной
установки". Она может быть очень короткой по времени, если опыты намечается провести на готовой установке из другого предварительного исследования. Или, наоборот, длительность выполнения может измеряться годами, особенно если учесть трудности при снабжении или изготовлении некоторых материалов и приборов.
Слайд 18 Постановка вопроса исследовани
Прикладным исследованиям обычно предшествуют
поисковые исследования, выводы которых подтверждают актуальность и перспективность работы. Поисковые
исследования вытекают из практики, при изыскании более эффективных способов обработки, новых принципов конструирования машин или управления процессами.
Основанием для постановки вопроса исследования является в первую очередь его актуальность, которая определяется потребностью народного хозяйства и общества. Следовательно, при возникновении проблемы ее необходимо решать.
Под актуальностью проблемы следует понимать не только потребность сегодняшнего дня, но и задачи на перспективу. Наука должна уже сегодня создать необходимые предпосылки в виде теорий, опробованных гипотез, новых процессов, более эффективных машин, новых приборов, методов и навыков управления.
Актуальность выражает необходимое условие исследования операции, но она недостаточна для ее проведения. Требуется еще обосновать возможность выполнения работы при заданном уровне знаний, при имеющихся людских, технических и финансовых ресурсах.
Слайд 19ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для того, чтобы начать исследование, надо ответить на
следующие вопросы:
1. Необходимо ли решать данную проблему?
2. Можно ли ее
решить?
3. Оправдано ли экономически ее решение?
Ответ на эти вопросы должен дать предварительный план исследования. И для этого прежде всего надо начинать со сбора информации.
Слайд 20ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Индивидуальный путь зависит от степени подготовки начинающего исследователя.
Но надо помнить, что прежде, чем заниматься отдельными деталями,
надо увидеть проблему в целом.
В нашей стране хорошо организована библиотечная служба, публикуются реферативные журналы.
Начинающему исследователю за рекомендациями и советами следует обращаться в библиографические отделы библиотек и составлять картотеки источников, рефератов, конспектов.
В последнее время появилась возможность собирать и
систематизировать информацию в сети ИНТЕРНЕТ.
Слайд 21Составление реферата о состоянии вопроса
Выбор темы научно-технического исследования (диссертационной работы) и
его направление в значительной мере зависят от выполненного реферата по
состоянию вопроса.
Реферат составляется на основании картотеки рефератов, то есть по вопросам, а не по авторам. Ссылки производятся только на фундаментальные источники. По структуре реферат должен на 1-й стр. вмещать название темы, фамилию автора, дату. На 2-й стр. размещается аннотация (около половины страницы), с указанием цели реферата и основного вывода. Третья страница вмещает оглавление, даже текст, разделенный на отдельные параграфы. Далее располагается заключение (выводы) в объеме одной-полутора страниц, приложения и, если нужно, список литературы.
Информационная (описательная) модель явления или процесса не всегда представляется в отдельных статьях, в то время как она является основой всего труда.
Слайд 22ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Задача или проблема,
которой предстоит заниматься должна быть сформулирована
четко: какой информацией располагаем, какие имеются недостатки в настоящем состоянии проблемы и к чему следует стремиться.
Расплывчатость формулировки задачи, не уточняющей положения вещей и цели, свидетельствует о недостаточном изучении вопроса.
Слайд 23ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
При определении цели надо иметь в
виду, что почти всегда можно найти
более чем одно решение задачи или целую область допустимых решений. Поэтому необходимо уточнить количественный критерий для выбора оптимального решения в этой области.
Слайд 24ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью составления предварительного плана является
разработка мероприятий для выполнения исследования наиболее экономичным образом.
Здесь подразумевают экономию усилий, средств, и времени. Как следствие анализа должно получиться обоснование возможности выполнения исследования, целиком или частично.
Слайд 25ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Факторами, определяющие осуществление исследования
КАДРЫ
ТЕХНИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА
ВРЕМЯ
ФИНАНСОВЫЕ
РЕСУРСЫ
Слайд 26ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
При выборе технического средства следует обратить
внимание на следующие аспекты: где будет производиться исследование (в лабораторных
условиях или на производстве); наличие опытной установки или машины, измерительной аппаратуры, вычислительной техники и соответствующего математического обеспечения.
При этом следует уточнить, что имеется, а что необходимо приобрести (снабжение - очень важный вопрос!), что конструировать и где изготовить, оценить квалификацию изготовителей.
Слайд 27ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Для лучшей оценки времени, необходимого
для проведения исследования, полезно построить граф в масштабе и оценить
длительность каждой отдельной работы. Очень полезно применить метод экспертов, т.е. запросить у более опытных, специалистов оценку длительности выполнения подобных работ.
Если тема входит в план лаборатории НИИ или кафедры, то возникает единственный вопрос – достаточно ли имеющихся финансов для выполнения исследований по намеченному плану.
Слайд 28ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В более трудном положении находятся исследователи,
которые ищут источники финансирования. Практика
показывает, что можно заинтересовать другие организации для финансирования исследования, если имеются какие-то убедительные, хотя бы и частичные, результаты. Это, в свою очередь, требует поисковых разработок, наличия многообещающего изобретения или открытия. Трудность при этом также заключается в том, что чаще всего посторонняя организация заинтересована лишь в каких-то аспектах исследования.
Слайд 29ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Начинающему исследователю лучше всего
сделать свои первые шаги в науке в авторитетном
коллективе, где вопросы финансирования решаются без его участия.
Слайд 30Предварительная методика исследования
В результате предварительного анализа можно получить ответ на
ранее поставленные вопросы. В случае положительного ответа следует переходить к
разработке первой части методики исследования.
В методику обычно входят реферат о состоянии вопроса, анализ предварительного плана с окончательной формулировкой основной цели исследования и частных целей по отдельным этапам. Очень важно конкретизировать критерий количественной оценки результатов. Чаще всего этот критерий имеет вид технико-экономических условий. Например, повышение КПД, производительности, степени управляемости или устойчивости системы, надежности установки, безопасности людей, исключение недостатков старых аппаратов, машин и т.д.
Слайд 31Предварительная методика исследования
На следующем этапе в методику должны войти основные
положения теории, определяющие направление теоретической части исследования. Необходимо определиться со
схемой опытной установки и перечнем основных изменений (что и где мерить, с какой точностью и т.д.). Следует также сформулировать требования к плану эксперимента. Далее необходимо выяснить, каким образом будут обработаны результаты эксперимента, и установить требования к математическому обеспечению. Наконец, следует разобраться, в каком виде будут представлены результаты исследования и каким образом они будут внедрены.