Слайд 1
Организационное поведение
Кафедра социологии и политологии
Замотин Максим Павлович
старший
преподаватель
Слайд 2Организационное поведение
– это дисциплина, изучающая поведение людей в организации
с целью нахождения наиболее эффективных методов управления и предотвращения организационных
дисфункций, связанных с «человеческим фактором».
Слайд 3Организационное поведение
– это сфера прикладных знаний о поведении субъектов
организации: отдельных людей, групп и коллектива в целом, а также
о функционировании организаций в изменяющейся внешней среде.
Слайд 4Литература:
Казаринова Н.В., Строгецкая Е.В. Социальная психология. Учебное пособие. СПб.: Изд-во
СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011
Лютенс Ф. Организационное поведение: Учебник для вузов. М.:
Инфра-М, 1999
Щербина А.В. Конфликтология. СПб: Изд-во СПАбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008
Зверева Н. - 33 нельзя и 33 можно. Правила делового общения. М.: Альпина Паблишер, 2015
Слайд 5ОП заменяет интуицию и чутье, позволяя точнее объяснить и понять
поведение в организации, принять правильные решения по мотивации и управлению
людьми.
Например, позволяет понять, как оценивается занимаемое место, как представляется карьера, почему одни готовы работать на одном месте всю жизнь, а другие кажутся всем недовольными и меняют место работы каждые два года.
Слайд 6Цели дисциплины ОП:
систематизировать описания поведения людей в различных ситуациях трудовой
деятельности;
объективно объяснить причины поступков индивидов и групп в различных ситуациях,
предсказать
поведение субъектов в будущем,
создать навыки управления поведением субъектов и совершенствовать их.
Слайд 7Организации – сложные системы. Без них трудно представить современность.
Они предназначены
для обеспечения людей товарами и услугами.
Количество и качество товаров
и услуг зависят от работников разного уровня.
Работники в процессе трудовой деятельности
- реагируют
- действуют.
Из их поступков складывается их поведение.
Это поведение и становится основой нашей дисциплины.
Слайд 8ОП проявляет себя на следующих уровнях организации:
1) поведение отдельных индивидуумов;
2)
поведение групп:
неформальных (компаний) и формальных (команд);
малых (отделений) и
больших (фирм) и т.д.;
3) поведение организаций;
4) поведение групп организаций.
Слайд 9Поведение – это целенаправленная активность живой системы, служащая для осуществления
контакта с внешним миром.
Слайд 10Формы активности:
1) все внешние проявления физиологических процессов, процессов деятельности и общения:
например, поза, мимика, интонации;
2) отдельные движения и жесты;
3) действия;
4) поступки.
Слайд 11Единицей анализа поведения являются поступки.
Поступок – акт поведения, совершение которого
подчинено мотивам и целям социальной системы.
Мотив – побуждение субъекта к
действиям, связанное со стремлением удовлетворить потребность.
Потребность – Мотив – Поступок – Поведение
Организация – объединение индивидов и групп, совместно реализующих определенные цели и действующих на основе принятых правил и норм.
Организационное поведение – это совокупность поступков, совершаемых индивидами, как членами организации, группами и командами, действующими внутри организации, и самой организации.
Слайд 12Человек
Основным субъектом организации является человек, но не абстрактный, а вполне
конкретная личность, взаимодействующая с социальной системой организации в процессе трудовой
деятельности.
Слайд 13Социально-психологическая структура личности
Слайд 14 В процессе управления необходимо учитывать каждую особенность, но реально воздействовать
можно прежде всего на мотивационную систему, т.е. мотивировать поведение сотрудника.
Мотивация
– это сложный психологический механизм, которому будет посвящена целая лекция.
Простейшая реализация этого механизма получила название «кнута и пряника»:
работника убеждают в том, что некоторые его действия повысят степень удовлетворения его потребностей, а некоторые – наоборот.
Если мотивация эффективна, то работник
• ощущает ответственность за результаты своего труда;
• подходит к трудовому процессу творчески.
Слайд 15По степени ответственности и творчества работники подразделяются на следующие типы:
1) рабочие
руки: тягловый скот, оплата от тяжести труда, доверия со стороны
управляющих отсутствует;
2) трудовые ресурсы – инициатива присутствует в малой степени, оплата по времени, доверие в рамках должностных инструкций, существенные административные рычаги;
3) кадры – полностью подчинены организации, нет личных целей, управление авторитарное (в современной России составляют до 100% персонала организаций),
Слайд 16По степени ответственности и творчества работники подразделяются на следующие типы:
4) персонал
– нанятые работники, отвечают за результат на конкретном рабочем месте,
инициатива поощряется, методы управления – экономические (до 70 %);
5) человеческие ресурсы – люди, которые имеют достаточные знания и навыки, чтобы быть ответственными не только на своем рабочем месте, но и в рамках малой группы; существует делегирование полномочий в сочетании с методами контроля за деятельностью (30%);
6) человеческий капитал – люди, отвечающие за конечный результат работы организации; способные поступится своими интересами и целями ради коллектива; участвующие в принятии управленческих решений и капитале компании (до 10 %).
Слайд 17Группа
Группа – это два или более человек, взаимодействующих друг с
другом для достижения своих целей.
Численность группы, ее тип, структура, привлекательность
влияют на поведение самой группы и каждого ее члена. Люди, входящие в группу формируют ее, а она в свою очередь влияет на них.
Слайд 18В группе протекают
такие важные процессы как:
- коммуникационная деятельность,
- принятие
решений,
- руководство,
- распределение и делегирование полномочий,
- межличностное общение.
Слайд 19Организация – это объединение людей, работающих совместно для достижения определенных
целей.
Главными характеристиками организации являются:
1) цели,
2) ресурсы,
3) организационная структура,
4) организационная культура,
5)
среда.
Слайд 20То как люди и группы взаимодействуют и кооперируются друг с
другом во многом определяется организационной структурой.
Современные организационные структуры претерпевают существенные
изменения. Общие тенденции таковы:
1) упрощение (сокращение за счет менеджеров среднего звена);
2) укрупнение организаций;
3) создание команд, вместо закрепленных структур (увеличение сложности задач, скорости принятия решений, непредсказуемости);
4) найм временных сотрудников.
Слайд 21Организационная культура
коллективный разум, совокупность организационных ценностей, «клей».
Внутренняя интеграция.
Она позволяет сотрудникам идентифицировать себя с компанией и осознавать частью
коллектива, что способствует единообразию поведения.
Слайд 22Среда организации = внутренняя + внешняя.
Внешняя среда стимулирует острейшую конкуренцию
за доступ к ресурсам, энергии и информации и влияет на
людей и оплату их труда.
Слайд 23Организация может взаимодействовать с внешней средой, используя 2 модели:
1) закрытая:
закрыть границы и не пытаться взаимодействовать с внешним миром (модель
«впадения в спячку», бывает крайне эффективной, если правильно законсервировать организацию);
2) открытая: организация приспосабливается к среде, в идеальном случае опережая ее изменения.
Слайд 24Проблемы современной организации:
от консервативной иерархической структуры организации переходят к многообразию
форм;
2) от вертикального разделения труда организация переходит к горизонтальному;
3) рабочая
элита теперь это специалисты узкого профиля, а не рабочие сборщики;
4) сам характер трудовой деятельности уходит от рутины и становится все более интеллектуальным;
5) происходит сдвиг бизнеса от производства товаров к оказанию услуг.
Слайд 25Проблемы, связанные с изменением среды:
1) глобализация,
2) конкуренция,
3) развитие информационных технологий,
4) диверсификация рабочей силы.
Слайд 26Обеспечение конкурентного преимущества – повышение качества продукции.
Вопросами качества теперь
обеспокоены не только представители высшего, но и низшего рынка.
Особенно
вопросы качества важны во взрывообразно развивающемся секторе услуг.
Слайд 27Проблема решается двумя способами:
А) повышением квалификации занятых;
Б) создание кросс-команд.
- повышение
инновационной активности, т.е. совершенствование технологий и создание новых продуктов.
Слайд 28Управление инновациями самый трудоемкий процесс.
- повышение оперативности реагирования на запросы потребителей.
Развитие
информационных технологий = информационный взрыв.