Слайд 1Тема: «Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предмета «география»
Подготовила учитель
географии
Первой категории Матвеева Г.В.
Выступление на
педагогических чтениях
учителей района
2013 г.
Слайд 2
«Исследовать- значит видеть то, что видели другие, и думать так,
как не думал никто».
Альберт Сент- Дьерди
Слайд 3Что такое исследовательская деятельность?
Это деятельность, основная функция которой состоит в
побуждении учеников к познанию мира и своего Я и является
доступным средством мотивации школьников к учению.
Это есть творческий процесс совместной деятельности учителя и учащихся по поиску решения неизвестного.
Это процесс формирования исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Слайд 4Цели организации
исследовательской деятельности:
Формировать умения добывать теоретические знания, применять их
на практике и прогнозировать процессы и явления.
Развивать интеллектуальные творческие способности.
Создавать
оптимальные условия для реализации потребности в исследовании.
Слайд 5Задачи организации исследовательской деятельности:
Выдвижение и реализация творческих идей.
Формирование навыков исследовательской
деятельности.
Развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Слайд 6Методика организации исследовательской деятельности
Анализ данных
и выводы
Слайд 7 Этапы исследования(конкретные действия)
Знакомство с проблемой:
поиск и отбор информации. Планирование.
Постановка вопросов: умение видеть и понимать
проблему(для её раскрытия), выбирать целевые установки для своих действий и решения поставленных задач.
Нахождение ответов: применение знаний для решения различных ситуаций и способов использования научных понятий, терминов и ИКТ.
Анализ данных и выводы: умение принимать конструктивные решения на основе творческого использования полученных результатов исследования и установленных причинно-следственных связей.
Слайд 8
«Волнуется
планета
неспроста»
Слайд 9 Цель:
Формирование поисковых (исследовательских) умений и
навыков учащихся.
Учить учащихся:
--- выдвигать гипотезы.
--- самостоятельно извлекать знания из
различных областей наук
--- находить варианты решения проблем
--- устанавливать причинно-следственные связи
2. Развивать у учащихся:
--- умения монологической речи
--- уверенность в себе во время презентации
--- навыки использования ИКТ
--- 3. Воспитывать в детях чувство любви к родной Земле,
заботы, бережного отношения ко всему, что окружает.
Слайд 11 Вам интересно?
Вы узнаете…
Почему
волнуется
планета Земля?
Слайд 12 Найдёте ответы на вопросы
Что волнует планету?
Почему возникли эти волнения?
В чём конкретно заключаются
волнения планеты?
Слайд 14 Определите!
Возможные пути изменения ситуации
по каждому объекту исследования.
И оказывается…? Что…?
Подумайте и сделайте вывод!
Слайд 15 Общий вывод по результатам
вашего
исследования
Найти ответы на данные вопросы:
Планета волнуется потому, что......
и привести конкретные примеры
Эти волнения происходят по причине… и привести конкретные примеры
Как эти волнения отражаются на организме планеты?
Ваши действия для освобождения планеты от всех её волнений(вывод)?
Слайд 18Экологи рассказали, как страшно жить в ВКО !?
Содержание в
атмосферном воздухе особо токсичных загрязняющих веществ значительно превышает допустимые нормы
В атмосфере Усть-Каменогорска, Зыряновска, Риддера присутствует 75 наименований вредных веществ, 30 из них относятся к веществам первого класса опасности.
Люди должны знать, чем их травят…
Слайд 21По данным председателя Экологического движения «Табигат» Мэлса Елеусизова, около трети
промышленных предприятий в Казахстане, включая ВКО, не имеют санитарных защитных
зон. Население, проживающее рядом с заводами, напрямую попадает под воздействие вредных выбросов, шума, вибрации и электромагнитных полей. Таким образом, серьезно нарушается здоровье не только нынешнего, но и последующих поколений.
Слайд 22 Нам нужна единая
экологическая политика
Слайд 23«Закрыть предприятия — много ума не надо. Надо заставить их
выполнять природоохранные программы, которые должны быть у каждого из них.
«Экономика, социальное развитие человека и экология — три взаимосвязанные вещи:
1.Экономика — это ресурсы, заводы, производство валового внутреннего продукта.
2. Человеческий капитал — образование, здоровье.
3. Экология – это мы и то, что останется после нас.
Слайд 26 Общий вывод по результатам
вашего
исследования
Найти ответы на данные вопросы:
Планета волнуется потому, что......
и привести конкретные примеры
Эти волнения происходят по причине… и привести конкретные примеры
Как эти волнения отражаются на организме планеты?
Ваши действия для освобождения планеты от всех её волнений(вывод)?
Слайд 27 Правильные ответы
Загрязнение
Антропогенное воздействие
Нарушение экологического равновесия
Соблюдение природоохранных мероприятий
Слайд 28
Мы должны понимать: «Для того, чтобы выжить,
мы обязаны соблюдать законы природы и гармонию взаимоотношений всех организмов
на Земле".
Слайд 29 Землю надо беречь!
Земля –
наш общий дом!
Слайд 30 Подведём итог
Умение исследовать – это умение
Получать самостоятельно новые знания.
Видеть то, что не видели другие.
Высказывать своё
мнение так, как никто другой.
Слайд 42 Всем на планете……….
Очень нужна жизнь………
Слайд 44Земля, поросшая травой, Какое это чудо! И запах мяты луговой
Неведомо откуда. А.
Жигулин
Слайд 45Почва - верхний слой суши земного шара. Важнейшее свойство почвы
- плодородие. Изучением почв занимался В.В. Докучаев.
Ландшафт в географии подразумевает
участок земной поверхности с однотипными характеристиками его составляющих: рельефа, климата, растительности, геологической основы
Слайд 46Почва- зеркало ландшафта. Почва отражает в себе, записывает все события
в жизни ландшафта и меняется в соответствии с ними. Образование
и развитие почв тесно связано со всеми остальными компонентами природы и является результатом их взаимодействия. Все компоненты участвуют в формировании почв, поэтому Докучаев В.В. назвал их факторами почвообразования. Особенно к ним относим деятельность человека- положительную и в особенности отрицательную.
Слайд 48Урбанозём- это антропогенно изменённая почва. В ней в разном соотношении
сочетаются различные по окраске и мощности слои искусственного происхождения, о
чём свидетельствуют резкие переходы и ровная граница между ними. Скелетный материал представлен строительным и бытовым мусором (кирпичная крошка, куски асфальта, битое стекло, уголь) в сочетании с промышленными отходами.
Слайд 49Из века в век считалось, что почва - биокосное творение.
Родившись
под влиянием растений, микробов и других живых существ,
Она из геооболочки
превратилась в тончайший слой, дарующий нам благо.
Слайд 51 Разрушаем
экологическое
равновесие
Слайд 55 Общий вывод по результатам
вашего
исследования
Найти ответы на данные вопросы:
Планета волнуется потому, что......
и привести конкретные примеры
Эти волнения происходят по причине… и привести конкретные примеры
Как эти волнения отражаются на организме планеты?
Ваши действия для освобождения планеты от всех её волнений(вывод)?
Слайд 56 Правильные ответы
Загрязнение
Антропогенное воздействие
Нарушение экологического равновесия
Соблюдение природоохранных мероприятий
Слайд 57
Мы должны понимать: «Для того, чтобы выжить,
мы обязаны соблюдать законы природы и гармонию взаимоотношений всех организмов
на Земле".
Слайд 58 Землю надо беречь!
Земля –
наш общий дом!