Слайд 1Организация макроэкономического планирования и прогнозирования
Рабочие материалы по дисциплине «Макроэкономическое планирование
и прогнозирование». Часть 2
Слайд 2Вопросы темы:
Организационная структура макроэкономического прогнозирования.
Сущность и методы стратегического планирования.
Организация государственного
стратегического планирования в РФ.
Слайд 31) Организационная структура макроэкономического прогнозирования
Организация макроэкономического прогнозирования включает в
себя три составляющие:
Слайд 4Элементы организационной структуры прогнозирования
Слайд 5В составе системы макроэкономического прогнозирования выделяют:
систему частного инициативного прогнозирования (частные
организации, выполняющие разработку макроэкономических прогнозов на заказ). Например, Лондонская школа
бизнеса, Мюнхенский институт конъюнктуры, Японский центр экономических исследований;
государственную систему прогнозирования (органы государственной власти, бюджетные учреждения науки, вузы и т.д.).
Слайд 6Этапы макроэкономического прогнозирования
Слайд 7Взаимосвязь основных этапов макроэкономического прогнозирования и обеспечивающих его систем
Прогнозная ориентация
– это совокупность работ, включающая определение цели, объекта и задач
прогнозирования, периода упреждения (перспективного периода), периода основания (ретроспективного периода), заданной точности и вероятности прогноза. Завершается разработкой задания на прогноз.
Прогнозная ретроспекция – исследование истории развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их системного описания. Включает в себя сбор информации о развитии объекта прогнозирования и прогнозного фона. На выходе – массив ретроспективной информации.
Слайд 8Взаимосвязь основных этапов макроэкономического прогнозирования и обеспечивающих его систем (часть
2)
Прогнозный диагноз – обобщение и систематизация полученной на предыдущем этапе
информации. Построение динамических рядов показателей для выявления тенденций развития объекта прогнозирования и прогнозного фона. Выбор или разработка моделей и методов прогнозирования. Качественная и количественная оценка сложившихся в прошлом тенденций и закономерностей. На выходе – систематизированная информация о развитии объекта прогнозирования в прошлом.
Прогнозная проспекция – разработка альтернативных вариантов прогноза развития объекта прогнозирования. Вариантами прогноза могут быть: пессимистический, оптимистический, инерционный, реальный. На выходе: варианты прогноза.
Слайд 9Взаимосвязь основных этапов макроэкономического прогнозирования и обеспечивающих его систем (часть
3)
Верификация прогноза – оценка достоверности и точности прогноза. Выявление причин
ошибок.
Корректировка прогноза – уточнение прогноза на основании его верификации и/или дополнительной информации. На выходе – окончательный вариант прогноза.
Слайд 102) Сущность и методы стратегического планирования
Стратегическое планирование – это процесс
определения целей экономической системы, необходимых ресурсов для их достижения и
разработки политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов.
Метод стратегического планирования – упорядоченная совокупность приемов, способов достижения стратегических целей, используемых для решения и обоснования конкретных стратегических задач.
Слайд 11Методы стратегического планирования
Слайд 123) Организация государственного стратегического планирования в РФ
Нормативно-правовые основы государственного
стратегического планирования в России содержит Федеральный закон от 28 июня
2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В нем содержится следующее определение:
«Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации».
Слайд 13Система стратегического планирования в РФ
Слайд 16Пространственный аспект стратегического планирования в РФ
Слайд 17Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования
1)
установление принципов организации и функционирования системы стратегического планирования;
2) определение порядка
осуществления стратегического планирования;
3) определение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также способов и источников ресурсного обеспечения их достижения;
4) формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития Российской Федерации, решение задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
5) установление общих требований к содержанию документов стратегического планирования, к последовательности и порядку их разработки, корректировки, рассмотрения и утверждения (одобрения);
Слайд 18Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования
(часть 2)
6) установление порядка координации деятельности федеральных органов исполнительной власти
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования;
7) обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, включая согласованность утверждаемых ими целей и задач деятельности органов государственной власти, показателей достижения этих целей и решения этих задач;
8) разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
9) методическое обеспечение стратегического планирования;
10) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) федеральными органами государственной власти;
11) иные полномочия в сфере стратегического планирования.
Слайд 19Принципы стратегического планирования
Слайд 20Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации
разрабатывается каждые шесть лет на период,
не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской
Федерации на долгосрочный период, на основе ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели социально-экономической политики Российской Федерации, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации.
Слайд 21Содержание стратегии социально-экономического развития Российской Федерации
1) оценка текущей социально-экономической ситуации
и степени достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
2) определение целей
социально-экономического развития Российской Федерации и целевых показателей на долгосрочный период, а также условий, факторов их достижения и ограничений и рисков при их достижении с учетом задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3) определение основных приоритетов и задач социально-экономической политики на долгосрочный период, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
4) приоритеты и направления регионального развития Российской Федерации;
5) оценка позиций Российской Федерации в мировой экономике и их изменения на долгосрочный период;
6) обоснование основных реформ и программ, необходимых для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
7) основные направления, мероприятия и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Слайд 22Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период
разрабатывается каждые шесть
лет на двенадцать и более лет с учетом прогноза научно-технологического развития
Российской Федерации и стратегического прогноза Российской Федерации. Корректировка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период. Разрабатывается на вариативной основе.
Слайд 23Содержание прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период
1)
оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Российской Федерации;
2) определение вариантов внутренних
условий и характеристик социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;
3) определение вариантов внешних условий социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, основные показатели развития мировой экономики, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;
4) оценка макроэкономического эффекта от реализации государственных программ Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и планируемых институциональных преобразований;
5) показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и других вариантов, учитывающих изменение внешних и внутренних условий развития;
6) направления и основные показатели социально-экономического развития, балансы по основным видам экономической деятельности и институциональным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, содержащихся в государственных программах Российской Федерации;
7) основные показатели регионального развития на долгосрочный период.
Слайд 24Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период
разрабатывается ежегодно федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования. Разрабатывается в целом по Российской Федерации, по видам экономической деятельности, а также по субъектам Российской Федерации.
Слайд 25Содержание прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период
1) оценка
достигнутого уровня социально-экономического развития Российской Федерации;
2) характеристика условий социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;
3) основные показатели развития мировой экономики на среднесрочный период, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;
4) оценка факторов и ограничений социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
5) показатели одного или нескольких вариантов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
6) направления и основные показатели социально-экономического развития, балансы по основным видам экономической деятельности и институциональным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на среднесрочный период с учетом проведения мероприятий, содержащихся в государственных программах Российской Федерации;
7) основные направления регионального развития на среднесрочный период.
Слайд 26Субъекты стратегического планирования на федеральном уровне
Слайд 27Функции системы государственного стратегического планирования
Слайд 28Действующие документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания
Источник: Реестр документов
стратегического планирования // Государственная автоматизированная информационная система «Управление» [Электронный ресурс].
URL: http://gasu.gov.ru/stratplanning (дата обращения: 17.06.2019).
Слайд 29Проблемы развертывания системы государственного стратегического планирования в РФ
До сих пор
не разработан главный документ — Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации.
Стратегический прогноз Российской Федерации также не подготовлен.
Не приняты стратегии социально-экономического развития макрорегионов, а действующие отраслевые документы стратегического планирования охватывают далеко не все отрасли народного хозяйства.
В существующем виде система стратегического планирования допускает разработку и утверждение документов одного вида, имеющих разные горизонты планирования. Несогласованность циклов планирования затрудняет оценку эффективности применения стратегического планирования в государственном управлении.
Принимаемые документы стратегического планирования, так же как и цели развития государства в целом, не находят полноценного отражения в деятельности корпоративного сектора.
Общественное обсуждение документов стратегического планирования носит скорее не содержательный, а формальный характер, плановые решения не имеют в профессиональном сообществе репутации наиболее оптимальных и проработанных.
Отсутствует единый орган государственной власти, на который были бы возложены полномочия по развертыванию системы стратегического планирования.
Слайд 30Рекомендуемая литература
1. Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч.
Часть 2: учебник и практикум для вузов / Н. А. Невская. — 2-е изд.,
испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453446. Гл. 15.
2.Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
Слайд 31Контрольные вопросы для оценки качества освоения материала:
Дайте характеристику общего алгоритма
и отдельных этапов разработки макроэкономических прогнозов.
Каковы функции и задачи системы
государственного стратегического планирования?
В чем состоит специфика государственного стратегического планирования в государствах с федеративным устройством?
Проведите сравнительный анализ стратегий социально-экономического развития нескольких субъектов федерации (2-3 на выбор). Какие задачи в них поставлены? Какие мероприятия запланированы для их решения? В чем состоят трудности их реализации?