Слайд 1Организация музыкальной деятельности
в контексте ФГОС ДО
Слайд 2Основы ФГОС ДО
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет образовательную область
«Художественно-эстетическое развитие», освоение которой предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование способности к сопереживанию персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Слайд 3ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу
дать ребенку
дошкольного возраста первоначальное образование в области музыкальной культуры.
Слайд 4Структура и содержание сопровождения музыкальным
руководителем детей в развитии
их музыкальных способностей
Музыкальные занятия – основная форма организации, в которой
осуществляется музыкальное образование детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной, так как занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.
Задачи, стоящие перед педагогом на занятии:
– вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства;
– развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса;
– обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье;
– развитие музыкальных способностей.
Примерная схема организации образовательного процесса:
– ознакомление с новым материалом;
– разучивание частично усвоенного;
– закрепление полученных знаний.
Слайд 5
Типология музыкальных занятий:
Вариативность музыкального занятия зависит от структуры, содержания, участия
всех детей или по подгруппам, от включения всех или отдельных
видов музыкальной деятельности.
По составу и количеству детей:
– фронтальные – присутствует вся группа;
– по подгруппам (групповые) – 6–8 человек;
– индивидуальные;
– объединенные – по 2–3 группы.
По видам и содержанию:
– типовые,
– доминантные,
– тематические,
– комплексные.
Слайд 6Правила для музыкального руководителя по проведению занятий:
занятия проводятся в соответствии
с программой, планомерно по всем видам музыкальной деятельности;
материал распределяется
на несколько занятий;
каждое занятие организуется так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса, то есть оно должно быть связано с предыдущими и последующими;
необходимо планировать работу так, чтобы в течение занятия происходила смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку;
необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях;
важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень музыкального развития каждого дошкольника;
структура занятий должна быть гибкой и видоизменяться в зависимости от возраста детей, содержания и особенностей материала;
в группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер, чем занятия для старших дошкольников.
Слайд 7
Структура и содержание сопровождения детей специалистами детского сада
в развитии
их музыкальных способностей
Музыкальный руководитель консультирует воспитателя:, рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические
игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре
на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники музыкальный руководитель готовит с помощью воспитателей. отвечает за правильную постановку работы по разделу «Музыкальное воспитание» во всем детском саду и за осуществление задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выполнение программных требований по каждой возрастной группе.
В процессе работы он всегда должен помнить о цели музыкального воспитания – формировании личности ребенка и освоении им действительности средствами музыки, воспитании культурного слушателя. Обязан два раза в неделю проводить музыкальные занятия в каждой возрастной группе, на которых в процессе обучения певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам у детей совершенствуется музыкальное восприятие.
Обязан также участвовать в проведении физкультурных занятий, осуществлять подготовку к праздникам и музыкальным вечерам досуга, для чего:
проводить индивидуальную работу с детьми – развивать их музыкальные способности,
обучать отстающих тем или иным программным умениям;
посещать методические объединения с целью обмена опытом;
систематически повышать свою педагогическую и музыкальную квалификацию;
проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления
с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь воспитанников
Слайд 8Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя
и воспитателя ДОО (по Гогоберидзе А. Г.)
Воспитатель и Музыкальный
руководитель
Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с его музыкальной деятельностью
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе
Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса, в том числе характера его продвижения в развитии музыкальных способностей
Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника
Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника
Ознакомление с репертуаром для слушания
и исполнения детьми в целях содействия работе музыкального педагога
Оказание профессиональной помощи и поддержки друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания
Слайд 9Воспитатель
Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения
с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя
Создание единого культурно-образовательного пространства
в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры
Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка
Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей
Слайд 10Музыкальный руководитель
Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста
Изучение
особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей
и интересов
Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры; содружество с музыкальными учреждениями города, района
Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка
Слайд 11
Структура и содержание сопровождения детей и их семей для развития
их музыкальных способностей.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Компетенции воспитателя по отношению
к детям
Приобщает детей к музыкальному наследию родного края.
Знакомит воспитанников с фольклором народностей, произведениями композиторов родного края, с творчеством взрослых и детских музыкальных коллективов через прослушивание записей, просмотр видеофильмов, посещение концертов.
Объясняет детям значимость творческого труда музыкантов – композиторов и исполнителей. Помогает воспитанникам увидеть красоту музыкального наследия родного края.
Привлекает детей к совместной с воспитывающими взрослыми концертно-исполнительской деятельности.
Создает необходимые условия для отражения детьми полученных впечатлений от встречи с музыкой в разных видах самостоятельной
деятельности.
Знает и способен применять новые методики и технологии для развития интереса детей к музыкальному искусству родного края
Слайд 12Компетенции педагога по развитию музыкальных способностей детей
Разрабатывает творческие проекты и
дидактические игры, медиа-презентации, которые помогают познакомить ребенка с музыкальным наследием
родного края, современным творчеством композиторов и исполнителей.
Осуществляет музыкальное воспитание, используя все формы работы с детьми: разучивание песен и музыкально-ритмических движений, слушание музыки,игру на музыкальных инструментах.
Обязан:
– развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, в процессе утренней гимнастики, на занятиях); содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;
– развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма в процессе проведения музыкальных дидактических игр;
– углублять музыкальные впечатления детей путем слушания грамзаписей;
– знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;
– проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).
Слайд 13
Компетенции воспитателя по отношению к детям
Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать
их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, использует возможности каждой
формы организации музыкальной деятельности.
Музыка в повседневной жизни детского сада.
1. Слушание в аудиозаписи, на прогулке (в лений период).
2. Фон для игр, во время приема пищи, укладывания спать.
3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика.
5. Музыка на занятиях в группе
Слайд 14Компетенции педагога по отношению к своему развитию
Должен иметь необходимые
знания в области музыки. Знает историю развития музыкальной культуры в
регионе и способен использовать эти знания в решении задач художественного образования воспитанников и их родителей.
Устремлен к получению новых знаний о музыке: посещает концерты академических симфонических оркестров, оркестров народных инструментов, фольклорных коллективов; знакомится с творчеством композиторов, собирает фонотеку музыкальных произведений.
Способен адаптировать получаемую из разных источников информацию о культурно-исторических процессах, определивших развитие музыкального искусства родного края, для восприятия детей 3–7 лет
Слайд 15Компетенции педагога по отношению к родителям
Способен выстраивать взаимозависимые, осознанно-ответственные взаимодействия
с семьями воспитанников.
Владеет информацией о запросах родителей воспитанников, об
уровне их компетентности в вопросах музыкального воспитания детей.
Ориентирует родителей на приобщение ребенка к национально-региональной музыкальной культуре.
Организует вариативное художественное семейное (родительское) образование (гостиные, клубы, семейный абонемент концертов
и пр.).
Самостоятельно и с помощью специалистов разрабатывает для родителей образовательные маршруты выходного дня (посещения концертных залов, областной детской филармонии, музыкального театра, домов культуры).
Показывает ценность воздействия семейных музыкальных традиций на становление и развитие, личностный рост ребенка; воспитывает у детей гордость за музыкальные достижения родителей.
Поощряет родителей за ответственное отношение к культурному наследию родного края и внимательное отношение к художественному воспитанию сына или дочери
Слайд 16Компетенции педагога по отношению к специалистам учреждений культуры и искусства
Умеет
выстраивать взаимозависимые, осознанно-ответственные взаимодействия со специалистами учреждений культуры и искусства,
имеющими богатые кадровые и информационные ресурсы (наличие медиатеки музыкальных произведений и др.).
Ориентирует специалистов на особенности эстетического восприятия дошкольников и учет объема информации, который может быть ими воспринят.
Помогает специалистам отбирать информацию о композиторах, исполнителях, доступную восприятию дошкольников.
При участии специалистов учреждений культуры и искусства, педагогов дополнительного образования организует для детей, педагогов и родителей встречи с музыкантами – композиторами и исполнителями.
Совместно со специалистами отбирает музыкальный репертуар для детей, задает логику встреч
Слайд 17Структура и содержание компетенций
родителей (семей), необходимых для развития
музыкальных способностей
детей
Знакомы с музыкальными традициями региона, современными тенденциями развития музыкального искусства.
Устремлены к получению новых знаний о музыкальной культуре родного края, принимают помощь педагога
и специалистов в познании музыкального наследия; способны делиться своим опытом и знаниями в области музыкального искусства не только с родными, но и с педагогами.
Интересуются афишей концертов (в том числе посещая соответствующие сайты).
Осознают ценность приобщения сына/дочери к музыкальной культуре родного края.
Совместно с ребенком посещают концерты взрослых и детских музыкальных коллективов, праздники; побуждают ребенка и других членов семьи обмениваться мнениями по поводу увиденного
и услышанного.
Понимают воспитательное значение семейных праздников, совместного домашнего музицирования, концертов и создают условия для их проведения.
Слайд 18Ориентируют ребенка на ценность музыкального творчества. Поддерживают инициативу ребенка в
импровизации на темы знакомых музыкальных произведений, создании собственных.
Способны выстраивать взаимозависимые,
осознанно-ответственные взаимодействия с педагогами детского сада в решении совместных задач художественного образования ребенка.
При поддержке специалистов детского сада выявляют музыкальные способности сына/дочери и создают необходимые условия для их развития: домашнее музицирование, пение и др.
Уважают и поддерживают авторитет музыкального педагога в семье, ценность его помощи.
Откликаясь на предложения сотрудников детского сада, а также учреждений культуры и искусства, организаций дополнительного образования, включаются в разнообразные формы художественного вариативного семейного/родительского образования: семейные праздники
в детском саду, музыкально-литературные гостиные, мастер-классы, концерты семейного воскресного абонемента и пр.
Слайд 19Взаимодействие воспитывающих взрослых
и детей дошкольного возраста с социальными
институтами культуры
и творчества
К учреждениям культуры и искусства относятся театры, кинотеатры, концертные
организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома кино, литераторов, композиторов и т. д., планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки. Воспитательный потенциал организаций дополнительного образования, учреждений культуры и искусства заключается в том, что они:
помогают удовлетворять интересы и потребности детей и воспитывающих их взрослых в познании культурного наследия региона, страны;
развивают любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость коммуникативные способности;
помогают каждому найти дело и занятие по душе; расширяют общий кругозор;
позволяют каждому обрести сообщество детей и взрослых, увлеченных одним делом, «дарят» друзей;
обучают культуре взаимодействия и культуре семейного досуга;
позволяют чувствовать всю полноту и насыщенность жизни
Слайд 20Успешно взаимодействовать с этими учреждениями можно лишь тогда, когда детский
сад знает педагогические ресурсы организаций дополнительного образования (учреждений искусства и
культуры), а те, в свою очередь, имеют представление об организациях дошкольного образования, с которыми предполагают профессионально сотрудничать.
Знание воспитательных возможностей позволяет ДОО и учреждениям культуры не только оказывать необходимую поддержку друг другу в развитии детей, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала друг друга дают разнообразные встречи, ориентированные на знакомство с достижениями сторон и перспективами развития воспитания дошкольников.
Отношения детского сада с организациями дополнительного образования и учреждениями культуры и искусства могут развиваться через взаимодействие в диадах: «ребенок – педагог-организатор», «педагог детского сада – педагог-организатор» и триадах: «педагог детского сада – педагог-организатор дополнительного образования – педагог-организатор учреждения культуры и искусства».
Возможно и коллективное взаимодействие детского сада, учреждения дополнительного образования и учреждения культуры и искусства
Слайд 21Годовой круг праздников, развлечений, событий, концертов
в дошкольной организации
Культурно-досуговая деятельность
– важное направление организации жизни детей в детском саду.
Музыкальному
руководителю необходимо определиться с кругом тех мероприятий, которые будут проходить в учебном году.
Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка.
С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так).
Поэтому на развлечениях должны быть не только и не столько подготовленные заранее детские выступления, а и спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом.
Слайд 22Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором
по физическому воспитанию и другими специалистами) исходя из текущей работы,
в которой отражается время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром.
Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией.
Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы взаимодействия с детьми и их родителями.
Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их проведение (продолжительностью от 15 до 35 минут,
в зависимости от возраста) во второй половине дня.
Слайд 23Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен
нести новизну, быть сюрпризом.
Ответственными за проведение различных по форме
и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга: ими являются по очереди воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.).
На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает подобрать репертуар для каждой темы.
Важно привлечь к организации детских досугов родителей, бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, воспитанников детско-юношеских спортивных школ.
Слайд 24Семейный праздник– это объединение семей воспитанников единым праздничным событием во
взаимодействии со специалистами дошкольной организации для полноценного проживания детьми дошкольного
детства.
Развлечение(в д/с проводится1 раз в сезон, в группах – 2 раза в месяц) –форма занятия
в ДОО, времяпрепровождение, доставляющее детям удовольствие.
Досуг – время, не занятое НОД, средство разностороннего развития личности детей, занятия по увлечению.
Событие–отклик ДОО на события, праздники, происходящие в стране, в мире, в родном городе