Разделы презентаций


Соломина Наталья Владимировна NVSolomina@mail.ru, 7-303 Русский язык и культура

Содержание

Лекция 2 Язык как знаковая система и средство общения План: 1. Язык как средство общения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Соломина Наталья Владимировна NVSolomina@mail.ru, 7-303 Русский язык и культура речи

Соломина Наталья Владимировна NVSolomina@mail.ru, 7-303     Русский язык и культура речи

Слайд 2 Лекция 2 Язык

как знаковая система и средство общения План: 1. Язык как

средство общения. 2. Язык и речь. 3.Функции языка. 4. Знаковость как свойство языка. 5. Системность как свойство языка.
Лекция 2       				 Язык     как знаковая система

Слайд 3Язык окружает человека, он сопутствует всей его деятельности, он присутствует

в его мыслях. Homo sapiens (лат. ‘Человек разумный’) -

современный человек как биологическая особь. Однако Человек разумный – это обязательно ‘Человек говорящий’ - homo loquens.
Язык окружает человека, он сопутствует всей его деятельности, он присутствует в его мыслях.

Слайд 4Язык – неотъемлемая часть внутреннего мира человека, его духовной культуры.

«Язык создает человека» М. Хайдеггер Без языка невозможно развитие цивилизации, культуры, прогресс

общества.
Язык – неотъемлемая часть внутреннего мира человека, его духовной культуры.    «Язык создает человека» 				М.

Слайд 5Термин язык имеет по крайней мере 2 взаимосвязанных значения: 1)

конкретный язык – реально существующая знаковая система, используемая в некотором

социуме в некоторое время и в некотором пространстве. 2) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем (наряду с другими знаковыми системами - «язык цветов», «язык веера», «язык жестов»).
Термин язык имеет по крайней мере  2 взаимосвязанных значения:    1) конкретный язык –

Слайд 6Различия между языком и речью
ЯЗЫК
Абстрактная система



Система конечная
Не может быть воспринят

непосредственно
Объективен по отношению к говорящему, продукт общества
Не зависит от контекста

и ситуации

Строго системен
Стабилен и консервативен

РЕЧЬ
Развертывается во времени и реализуется в пространстве


Система бесконечная
Материальна

Субъективна по отношению к говорящему, продукт индивида
Контекстно и ситуативно обусловлена

Асистемна, много случайного
Подвижна и изменчива

Различия между языком и речьюЯЗЫКАбстрактная системаСистема конечнаяНе может быть воспринят непосредственноОбъективен по отношению к говорящему, продукт обществаНе

Слайд 7Язык и речь – два аспекта одного феномена Все лингвистические

единицы являются одновременно единицами языка и речи: рассмотренные с точки

зрения общих, надындивидуальных свойств – они суть единицы языка (инварианты), рассмотренные в конкретной реализации – единицы речи (варианты).
Язык и речь – два аспекта одного феномена    Все лингвистические единицы являются одновременно единицами

Слайд 8 Функции языка/речи: Основные 1. Коммуникативная 2. Когнитивная (лат. Cognitio – ‘мыслить, познавать’) 3. Аккумулятивная,

или Кумулятивная (Cumulatio – ‘накапливать’) Вспомогательные 4. Фатическая, или контактоустанавливающая 5. Поэтическая 6. Эмотивная 7.

Регулятивная 8. Агитационная и др.
Функции языка/речи:  Основные 1. Коммуникативная 2. Когнитивная (лат. Cognitio – ‘мыслить, познавать’) 3. Аккумулятивная, или Кумулятивная

Слайд 9Структура общения
Ситуация общения








Адресат
Адресант
Средство общения
Предмет общения
Смена ролей при ответе

Структура общенияСитуация общенияАдресатАдресантСредство общенияПредмет общенияСмена ролей при ответе

Слайд 10Речевая деятельность
Фазы речевого действия:
ориентировка (оценка речевой ситуации) →
планирование (порождение

мотива высказывания и внутреннее
программирование) →
реализация (подготовка, структурирование и словесное

оформление
высказывания в устной или письменной форме) →
контроль (анализ восприятия, реакции на речь, обратная связь)

Схема РД

Отправитель Сообщение Получатель
информация информация
Кодирование Декодирование


Речевая деятельностьФазы речевого действия:ориентировка (оценка речевой ситуации) → планирование (порождение мотива высказывания и внутреннеепрограммирование) → реализация (подготовка,

Слайд 11Коммуникативная ситуация включает:
цель общения
условия коммуникации (контекст) – время, место, обстановка,

наличие посторонних
степень знакомства
уровень отношений
социальный статус
профессиональную принадлежность
уровень образования

жизненный опыт
уровень интеллекта


пол
возраст
психологические особенности личности
состояние здоровья
настроение
желание общаться
Коммуникативная ситуация включает:цель общенияусловия коммуникации (контекст) – время, место, обстановка, наличие постороннихстепень знакомствауровень отношенийсоциальный статуспрофессиональную принадлежностьуровень образованияжизненный

Слайд 12Формы речи и виды речевой деятельности
Письменная форма

Письмо

чтение

Устная форма

Говорение слушание

Формы речи и виды речевой деятельностиПисьменная формаПисьмо      чтениеУстная формаГоворение  слушание

Слайд 13Средства общения
вербальные




язык

невербальные
интонация
и акустические
характеристики
голоса
жесты
мимика
позы и
телодвижения
Несловесные знаки
(образы,

символы,
картины, фотографии,
звуки и проч.)

Средства общениявербальныеязыкневербальныеинтонация и акустические характеристики голосажестымимикапозы и телодвиженияНесловесные знаки (образы, символы, картины, фотографии,звуки и проч.)

Слайд 14Знак – это заместитель реальных предметов, о которых идет речь. 2

типа знаков: первичные вторичные Семиотика – наука, изучающая знаковые системы.

Знак – это заместитель реальных предметов, о которых идет речь.    2 типа знаков: 	первичные

Слайд 15Свойства знака
Информативность
Преднамеренность
Конвенциональность (Conventio – ‘соглашение’)
Обусловленность системой
Социальность
Двусторонность

Свойства знакаИнформативностьПреднамеренностьКонвенциональность (Conventio – ‘соглашение’)Обусловленность системойСоциальностьДвусторонность

Слайд 16Двусторонность знака

Двусторонность знака

Слайд 17Отличительная особенность языкового знака
Относительный консерватизм
Асимметричность



Отличительная особенность языкового знакаОтносительный консерватизмАсимметричность

Слайд 18Все ли языковые единицы являются языковыми знаками?


Звук
Морфема
Слово
Грамматическая словоформа
Словосочетание, предложение
Обладает значением?
ДА НЕТ
Нет
Да
Да
Да

Да

Все ли языковые единицы являются  языковыми знаками?ЗвукМорфемаСловоГрамматическая словоформаСловосочетание, предложениеОбладает значением?ДА			НЕТНетДаДаДаДа

Слайд 194. Факторы «загрязнения» речи современного человека

4. Факторы «загрязнения» речи современного человека

Слайд 20
обилие слов-паразитов
П.: так сказать, значит, ну, вот, как бы;
засорение речи

жаргонизмами.
просторечные слова и выражения;
нарушения литературных норм произношения, словоупотребления, построения

фраз;

обилие слов-паразитовП.: так сказать, значит, ну, вот, как бы;засорение речи жаргонизмами. просторечные слова и выражения;нарушения литературных

Слайд 21засорение языка иностранными словами.
употребление ненормативной лексики стало почти нормальным

явлением, нецензурные слова проникли даже в СМИ;

засорение языка иностранными словами. употребление ненормативной лексики стало почти нормальным явлением, нецензурные слова проникли даже в СМИ;

Слайд 22катастрофическое сужение объема словарного запаса «среднего человека»;
обеднение выразительных средств языка.


катастрофическое сужение объема словарного запаса «среднего человека»;обеднение выразительных средств языка.

Слайд 23Вопрос 5. Системность как свойство языка

Вопрос 5.   Системность как свойство языка

Слайд 24Система и структура

Системность и структурность характеризуют язык и его единицы

как единое целое с разных сторон.

Система языка – это инвентарь

его единиц, объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям.

Структура языка – это отношения между ярусами и частями единиц.

Структура языка – это один из признаков системы языка.

Система и структураСистемность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон.Система языка

Слайд 25Свойства любой системы
Целостность

Сложность (дискретность)

Упорядоченность

Свойства любой системыЦелостностьСложность (дискретность)Упорядоченность

Слайд 26Единицы языка – его постоянные элементы, отличающиеся друг от друга

назначением, строением и местом в системе языка. По назначению: - строевые единицы

(фонемы и морфемы, а также формы слов и формы словосочетаний) - номинативная единица (слово) - коммуникативная единица (предложение)
Единицы языка – его постоянные элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе языка.

Слайд 27Ярус (уровень) языка — совокупность однотипных единиц и категорий языка,

относительно автономная, хотя и взаимодействующая с другими, подсистема, содержащая ограниченный

набор неразложимых с точки зрения данной подсистемы единиц и правила их соединения.
Ярус (уровень) языка — совокупность однотипных единиц и категорий языка, относительно автономная, хотя и взаимодействующая с другими,

Слайд 29Языковая система

Языковая система

Слайд 30Системные отношения
Парадигматические
Синтагматические изоморфичные

Ассоциативные
Вариантности
Манифестации
Конститутивно-интегративные
и др.

Системные отношенияПарадигматическиеСинтагматические		изоморфичные АссоциативныеВариантностиМанифестацииКонститутивно-интегративные					и др.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика