Слайд 1Соломина Наталья Владимировна
NVSolomina@mail.ru, 7-303
Русский язык и культура речи
как знаковая система и средство общения
План:
1. Язык как
средство общения.
2. Язык и речь.
3.Функции языка.
4. Знаковость как свойство языка.
5. Системность как свойство языка.
Слайд 3Язык окружает человека, он сопутствует всей его деятельности, он присутствует
в его мыслях.
Homo sapiens (лат. ‘Человек разумный’) -
современный человек как биологическая особь.
Однако Человек разумный – это обязательно ‘Человек говорящий’ - homo loquens.
Слайд 4Язык – неотъемлемая часть внутреннего мира человека, его духовной культуры.
«Язык создает человека»
М. Хайдеггер
Без языка невозможно развитие цивилизации, культуры, прогресс
общества.
Слайд 5Термин язык имеет по крайней мере
2 взаимосвязанных значения:
1)
конкретный язык – реально существующая знаковая система, используемая в некотором
социуме в некоторое время и в некотором пространстве.
2) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем (наряду с другими знаковыми системами - «язык цветов», «язык веера», «язык жестов»).
Слайд 6Различия между языком и речью
ЯЗЫК
Абстрактная система
Система конечная
Не может быть воспринят
непосредственно
Объективен по отношению к говорящему, продукт общества
Не зависит от контекста
и ситуации
Строго системен
Стабилен и консервативен
РЕЧЬ
Развертывается во времени и реализуется в пространстве
Система бесконечная
Материальна
Субъективна по отношению к говорящему, продукт индивида
Контекстно и ситуативно обусловлена
Асистемна, много случайного
Подвижна и изменчива
Слайд 7Язык и речь – два аспекта одного феномена
Все лингвистические
единицы являются одновременно единицами языка и речи: рассмотренные с точки
зрения общих, надындивидуальных свойств – они суть единицы языка (инварианты), рассмотренные в конкретной реализации – единицы речи (варианты).
Слайд 8 Функции языка/речи:
Основные
1. Коммуникативная
2. Когнитивная (лат. Cognitio – ‘мыслить, познавать’)
3. Аккумулятивная,
или Кумулятивная (Cumulatio – ‘накапливать’)
Вспомогательные
4. Фатическая, или контактоустанавливающая
5. Поэтическая
6. Эмотивная
7.
Регулятивная
8. Агитационная
и др.
Слайд 9Структура общения
Ситуация общения
Адресат
Адресант
Средство общения
Предмет общения
Смена ролей при ответе
Слайд 10Речевая деятельность
Фазы речевого действия:
ориентировка (оценка речевой ситуации) →
планирование (порождение
мотива высказывания и внутреннее
программирование) →
реализация (подготовка, структурирование и словесное
оформление
высказывания в устной или письменной форме) →
контроль (анализ восприятия, реакции на речь, обратная связь)
Схема РД
Отправитель Сообщение Получатель
информация информация
Кодирование Декодирование
Слайд 11Коммуникативная ситуация включает:
цель общения
условия коммуникации (контекст) – время, место, обстановка,
наличие посторонних
степень знакомства
уровень отношений
социальный статус
профессиональную принадлежность
уровень образования
жизненный опыт
уровень интеллекта
пол
возраст
психологические особенности личности
состояние здоровья
настроение
желание общаться
Слайд 12Формы речи и виды речевой деятельности
Письменная форма
Письмо
чтение
Устная форма
Говорение слушание
Слайд 13Средства общения
вербальные
язык
невербальные
интонация
и акустические
характеристики
голоса
жесты
мимика
позы и
телодвижения
Несловесные знаки
(образы,
символы,
картины, фотографии,
звуки и проч.)
Слайд 14Знак – это заместитель реальных предметов, о которых идет речь.
2
типа знаков:
первичные
вторичные
Семиотика – наука, изучающая знаковые системы.
Слайд 15Свойства знака
Информативность
Преднамеренность
Конвенциональность (Conventio – ‘соглашение’)
Обусловленность системой
Социальность
Двусторонность
Слайд 17Отличительная особенность языкового знака
Относительный консерватизм
Асимметричность
Слайд 18Все ли языковые единицы являются
языковыми знаками?
Звук
Морфема
Слово
Грамматическая словоформа
Словосочетание, предложение
Обладает значением?
ДА НЕТ
Нет
Да
Да
Да
Да
Слайд 194. Факторы «загрязнения» речи современного человека
Слайд 20
обилие слов-паразитов
П.: так сказать, значит, ну, вот, как бы;
засорение речи
жаргонизмами.
просторечные слова и выражения;
нарушения литературных норм произношения, словоупотребления, построения
фраз;
Слайд 21засорение языка иностранными словами.
употребление ненормативной лексики стало почти нормальным
явлением, нецензурные слова проникли даже в СМИ;
Слайд 22катастрофическое сужение объема словарного запаса «среднего человека»;
обеднение выразительных средств языка.
Слайд 23Вопрос 5.
Системность как свойство языка
Слайд 24Система и структура
Системность и структурность характеризуют язык и его единицы
как единое целое с разных сторон.
Система языка – это инвентарь
его единиц, объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям.
Структура языка – это отношения между ярусами и частями единиц.
Структура языка – это один из признаков системы языка.
Слайд 25Свойства любой системы
Целостность
Сложность (дискретность)
Упорядоченность
Слайд 26Единицы языка – его постоянные элементы, отличающиеся друг от друга
назначением, строением и местом в системе языка.
По назначению:
- строевые единицы
(фонемы и морфемы, а также формы слов и формы словосочетаний)
- номинативная единица (слово)
- коммуникативная единица (предложение)
Слайд 27Ярус (уровень) языка — совокупность однотипных единиц и категорий языка,
относительно автономная, хотя и взаимодействующая с другими, подсистема, содержащая ограниченный
набор неразложимых с точки зрения данной подсистемы единиц и правила их соединения.
Слайд 30Системные отношения
Парадигматические
Синтагматические изоморфичные
Ассоциативные
Вариантности
Манифестации
Конститутивно-интегративные
и др.