Слайд 1Организация
проектной деятельности
Слайд 2Тезаурус
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов
(расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) - предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.
Задачи – конкретизированные или более частные цели.
Слайд 3Тезаурус
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание
которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие
существования общества.
Исследование (научное) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический.
Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.
Экспертные оценки – количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалистов.
Слайд 4Тезаурус
Проектная деятельность студентов — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов,
имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего
результата деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Слайд 5Тезаурус
Опытно-экспериментальная деятельность предполагает проверку теоретических гипотез, создание экспериментальных моделей для
доказательства реалистичности разнообразных теоретических выводов, теорий и положений.
Исследовательская деятельность
студентов— деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением
Слайд 6 Учебное исследование
Цель учебного исследования -
приобретение студентами функционального навыка
исследования как универсального способа освоения действительности;
развитие способности к исследовательскому типу
мышления;
активизация личностной позиции студента в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Слайд 7Учебное исследование
Гипотеза — это предварительное предположение (версия), подтверждение (или наоборот) какого-либо
факта относительно темы проекта , которое надо доказать.
Основные способы проверки
(подтверждения, доказательства) гипотезы:
1) на основе полученной информации из определённых источников, анализа имеющихся знаний, логики (для студенческого проекта без практического задания — только теория);
2) на основе экспериментов, наблюдений, анкетирования и т.п. (для проектов, основанных на практическом задании, особенно актуально в социологии, психологии, педагогике).
Слайд 8Учебный проект
самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным
возможностям и выполненная
в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.
Слайд 9 Технология проектного обучения
Работая в группах, закончите фразу:
..., очень похоже
на проект, но проектом не является, потому что …
Слайд 10Характерные черты проекта
проект всегда имеет цель (четко определенные цели являются
залогом четко определенных результатов, основной целью проектов является разрешение какой-либо
проблемы, проект всегда нацелен на прочные изменения социальной сферы);
проекты реалистичны (цели проекта должны быть достижимы, что подразумевает сопоставление условий реализации проекта
с необходимыми человеческими и финансовыми условиями);
Слайд 11Характерные черты проекта
всегда ограничены во времени и пространстве;
реализуются в
коллективе (проект результат коллективных усилий, проектом занимается команда с привлечением
партнеров);
проекты уникальны (они предлагают специфическое решение проблем в специфическом контексте, и поэтому всегда инновационны);
Слайд 12Характерные черты проекта
проекты – это «приключение», он возникает на новых
основаниях и ломает старые стереотипы, поэтому всегда присутствует элемент непредсказуемости
и риска;
проекты должны подвергаться оценке, т.к. планируются и реализуются ради конкретных целей, которые должны быть открытыми для аттестации;
проекты реализуются поэтапно.
Слайд 13Основные блоки и этапы проектной работы
обоснование актуальности решаемых проектом проблем
(перечисление причин, которые делают реализацию проекта необходимой, социально значимой задачей,
указание на разрыв между требованиями жизни и реально существующей ситуацией)
целевая картина ( Цель показывает, что должно измениться в среде или обществе после реализации проекта)
Задачи (показывают, какие должны быть сделаны конкретные шаги по достижению целей проекта)
Слайд 14Организационная структура
кто и в каких организационных формах будет осуществлять цели
(группы и связи между ними)
как, в каких формах деятельности (функции
и технологическое ядро)
с кем, какова окружающая микро- и макросреда
Слайд 15Ресурсное обеспечение
кто - должностные обязанности, компетенции и ответственность
как - происходит
обмен информацией, формальное и неформальное руководство, изменение статуса и поощрение
достижений участников (что реально делают участники проекта)
что - финансовые ресурсы, материальное обеспечение, бюджет проекта
Слайд 16Управление проектом и его продвижение
план-график работ по проекту (операции, ресурсы
на каждый этап)
жизненный цикл проекта, стратегии в случае опасности
оценка жизнеспособности
проекта после его завершения (имидж проекта, стратегия развития)
Слайд 17Задачи предпроектной стадии
Определение статуса рабочей группы и регламента ее работы
(в групповом проекте).
Определение характера и существа проблемы.
Анализ взаимосвязей и причин
возникновения проблемы.
Обоснование необходимости разрешения проблемы, изменений и/или инноваций.
Определение возможных путей решения проблемы.
Разработка концепции проекта по разрешению проблемы.
Определение ресурсного обеспечения для разрешения проблемы (время, характер информации и ее источники, финансы, персонал, материально-техническое обеспечение, ответственный за реализацию проекта и т.д.)
Слайд 18Задачи предпроектной стадии
Определение источников финансирования проекта.
Выбор критериев оценки, оценочных шкал,
методов, способов и инструментария оценки проблемы.
Разработка программы исследований существа проблемы
и причин их возникновения.
Исследование существа проблемы и причин их возникновения, сбор фактических данных.
Систематизация и анализ полученных данных.
Формирование проектных предложений, технического задания на проектирование, бюджета проекта, плана-графика проектных работ по проекту и другой проектной документации.
Определение рисков и неопределенностей, связанных с разработкой и реализацией проекта.
Разработка норм, правил, процедур и т.п. документации, регулирующей процесс разработки проекта.
Определение ролей сторон на стадии разработки проекта.
Слайд 19Задачи проектной стадии
Поиск и структурирование решений.
Анализ и синтез альтернатив.
Разработка рекомендаций
по разрешению проблемы.
Анализ возможных социальных и иных неблагоприятных последствий, рисков
и неопределенностей.
Разработка стратегии и тактики решения проблемы.
Разработка плана-графика работ, действий, событий, мероприятий и т.п. по разрешению проблемы.
Разработка норм, правил, процедур, регламентов, бюджетов и другой организационно-нормативной документации, касающейся необходимых изменений и инноваций.
Оформление проектной документации.
Защита проекта, его корректировка в случае необходимости.
Утверждение проекта.
Определение ролей сторон на стадии реализации проекта.
Слайд 20Задачи стадии реализации проекта
Осуществление мероприятий по разрешению проблемы в соответствии
с планом-графиком работ, организационно-нормативной и проектной документацией.
Привлечение, обучение и мотивация
участников к осознанию, принятию и поддержке изменений и инноваций.
Передача инструментария и методик, обучение их использованию.
Корректировка решений, рекомендаций, плана действий и т.п. в случае необходимости.
Контроль исполнения проекта и достижения необходимых результатов.
Слайд 21Задачи стадии завершения проекта
Оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов
с планируемыми.
Анализ масштабов отклонений и причин их возникновения.
Разработка дополнительных
корректировочных мероприятий и их осуществление в случае необходимости.
Формирование отчета о проделанной работе, использовании ресурсов и т.п.
Обсуждение отчета, его корректировка и утверждение.
Подписание акта сдачи-приемки работ.
Окончательный расчет между сторонами по обязательствам.
Слайд 22Задачи постпроектной стадии
Анализ изменений, происшедших в связи с реализацией проекта.
Анализ
опыта взаимодействия сторон в рамках проекта.
Осознание вновь возникших проблем.
Определение ролей
сторон при разрешении вновь возникших проблем.
Выход из проекта (отчет и обсуждение перспектив продолжения сотрудничества).
Слайд 23
Место проектной деятельности
Учебный процесс
Внеучебная деятельность
практические
и лабораторные
работы
ВСР
учебная и
производственная практика
КР и ВКР
Социальные и
творческие
теоретические занятия
Слайд 24Типология
проектов
Предметно-содержательная область
Надпредметные
Межпредметные
Монопроект
Слайд 26Персональные или групповые проекты
Слайд 27 Примерная структура проекта
Название проекта;
Цитата, лозунг или иная форма представления
проекта;
Идея проекта;
Цели и задачи проекта;
Участники проекта;
Ресурсы;
Этапы проведения проекта с
указанием сроков их реализации и видов деятельности участников;
Содержание проекта;
Результаты, выводы, назначение;
Возможное продолжение и развитие проекта;
Рефлексия деятельности.
Слайд 28
Творческие
Практико-
ориентированные
Информационные
Исследовательские
Доминирующая
в проекте деятельность
Типология
проектов
Ролевые,
игровые
Слайд 30Структура практико-ориентированного проекта
Актуальность проекта;
Цели и задачи проекта;
Участники проекта;
Ресурсы;
Этапы проведения
проекта с указанием сроков их реализации и видов деятельности участников;
Содержание
проекта: теоретическое обоснование, изготовление продукта;
Результаты, выводы, назначение.
Слайд 32Структура исследовательского проекта
Аргументация актуальности, принятой
для исследования темы;
Выделение проблемы
и цели исследования;
Формулирование гипотезы исследования ;
Определение методов исследования, источников информации;
Структурирование полученной информации
Обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.
Слайд 34Структура информационного проекта
Цель;
Актуальность;
Источники информации;
Анализ, обобщение, сопоставление
с известными фактами;
Аргументированные выводы;
Обсуждение.
Слайд 35Творческий
Спектакль
«В стране музыкальных загадок»
Слайд 37КООРДИНАТОР ПРОЕКТА
Должен обладать определенными качествами:
иметь хорошие организаторские способности;
быть методически грамотным;
владеть
навыками межкультурного общения;
уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения со студентами;
активно
сотрудничать в проектной деятельности;
обладать базисными навыками работы в сетях;
уметь работать с большими объемами информации;
владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
Слайд 38ФУНКЦИИ КООРДИНАТОРА ПРОЕКТА
поиск участников проекта;
при необходимости консультирование (по просьбе участников
проекта);
связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или
знания которых необходимы участникам проекта;
сбор и распространение информации об участниках проекта;
стимулирование участников к самооценке;
организация защиты и внешней оценки проекта.
Тема – это
визитная карточка исследования.
Формулировка темы в начале работы носит
предварительный характер (например,
«Что такое облака?», «Пиктография - это язык
прошлого или будущего?» и т.д.)
Требованиях к формулировке темы:
1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
2. Тема должна быть понятна не только преподавателю, но и студенту.
3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.
Формулировка темы
Обосновать актуальность выбора темы
исследования – значит, объяснить
необходимость изучения данной темы в
контексте общего процесса научного
познания.
Главные правила:
1 Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.
2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.
3 Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема- некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).
4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.
Обоснование актуальности темы
Слайд 44Целеполагание
Цель исследования – это конечный
результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:
выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать…. и др.
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание проекта.
Слайд 45 Определение гипотезы
Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как
научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно
используются словесные конструкции вида:
«если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».
Слайд 47 Методы исследования
Моделирование
Абстрагирование
Анализ и синтез
От простого к сложному
Наблюдение
Сравнение
Эксперимент
Тестирование
Интервьюирование
Статистические
Сетевое
моделиров.
Программирование
Визуализация
Метод – это способ достижения цели исследования
Слайд 48Реализация
Действие по намеченному плану: сбор информации,
проведение опытов, эксперимента, разработка
эскизов и т.п.
Внесение корректив, мотивация, организация
формирующего оценивания
Студент
Педагог
Слайд 49Реализация проекта
изучают литературу,
занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения,
подбирают методики и необходимое оборудование,
заводят дневники.
1-я ступень
Студенты:
Слайд 50Реализация проекта
В процессе полевых исследований, экспедиций, практик и др.видов
деятельности студенты
проводят системные наблюдения,
занимаются сбором информации,
закладывают опытные
ключевые участки, делают их описание.
2-я ступень
Слайд 51Реализация проекта
Осуществляется обработка образцов экспедиционных материалов,
создаются коллекции, гербарии, изготавливаются
«продукты»,
составляются таблицы,
проводится математическая обработка результатов, построение диаграмм, карт, графиков.
3-я
ступень
Слайд 52Реализация проекта
Проводится работа по выявлению
причинно-следственных связей,
закономерностей, проблем;
Составляются рекомендации и
предложения
4-я ступень
Слайд 53Создание проектного продукта
Составляется отчет об исследовательской работе
по следующим разделам:
введение (актуальность темы);
цель и задачи исследования;
план исследования;
теоретическая часть;
экспериментальная часть (описание методик исследования, постановки эксперимента, изложение результатов, использование и комментарий чертежей, диаграмм, таблиц, фотографий);
выводы и предложения по работе;
список использованных источников.
Слайд 54Презентация проектного продукта
Этот этап деятельности предусматривает ознакомление образовательной организации, населения
микрорайона, органов власти, ведомств, служб, печати с полученными результатами, предложениями
и рекомендациями.
Слайд 55Оценивание результатов
проектной деятельности
Презентация
проекта
Качество оформления
результатов
Содержание
(продукт, процесс)
Итоговая оценка
Слайд 56Индивидуальная карта студента, защищающего проект