Слайд 1Организация работ по сертификации
Слайд 2Законодательная и нормативная база сертификации
2. Участники обязательной и добровольной сертификации
3.
Правила (порядок) проведения работ по сертификации
Слайд 3Литература:
Федеральный Закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ
Слайд 41. Законодательная и нормативная база сертификации
Слайд 5
В основу работ по сертификации положена разветвленная система документов, которые
(за исключением рекомендаций) носят обязательный характер.
Слайд 61. Законодательные акты
Российской Федерации.
В соответствии с этими законами была введена
обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.),
определены федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, созданы соответствующие системы сертификации, установлены перечни объектов обязательной сертификации.
Слайд 7Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании»;
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
«О защите прав потребителей»;
Федеральный
закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».м регулировании"
Слайд 82. Подзаконные акты — постановления Правительства РФ.
Они вводят в
действие перечни продукции, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а
также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг (например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров и пр.).
Слайд 9Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого
перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение
соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»
Слайд 103. Основополагающие организационно-методические документы .
Документы этой группы определяют требования
к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые
принципы сертификации.
Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:
Слайд 113.1. документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все
системы сертификации;
3.2. документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие
в рамках конкретных систем сертификации.
Слайд 124. Классификаторы, перечни и номенклатуры.
В работах по сертификации используются:
4.1. «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции
с помощью 6-разрядного кода;
4.2.«Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг;
Слайд 134.3. международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)»
для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и
экспортной продукции и пр.
Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации.
Слайд 14 5. Рекомендательные документы.
Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации,
методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности
работы специалистов.
Слайд 15Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации составляют технические регламенты,
государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила
и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
Слайд 162. Участники обязательной и добровольной сертификации
Слайд 17Участниками обязательной сертификации являются:
1. Федеральный орган исполнительной власти по
техническому регулированию – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Слайд 18и подведомственное ему Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
(Росстандарт),
Слайд 192. Иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие работы по сертификации,
3. Центральные органы систем сертификации,
4. Органы по сертификации,
5.
Испытательные лаборатории,
6. Заявители, изготовители (продавцы, исполнители) продукции.
Слайд 20Основные участники – заявители, органы по сертификации (далее – ОС)
и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации
каждого конкретного объекта на всех этапах.
Слайд 21Согласно ст. 28 ФЗ о техническом регулировании заявитель вправе:
1. выбирать
форму и схему сертификации, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими
правилами (для обязательной сертификации – техническими регламентами);
Слайд 222. обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область
аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;
3. обращаться
в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий.
Слайд 23Заявитель обязан:
1. обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;
2. выпускать в
обращение продукцию, подлежащую обязательной сертификации, только после осуществления подтверждения ее
соответствия;
3. указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия;
Слайд 244. предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным
лицам документы, свидетельствующие о сертификации;
5. приостанавливать или прекращать реализацию продукции,
если срок действия сертификата истек, либо его действие приостановлено или прекращено;
Слайд 256. извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или
технологические процессы производства сертифицированной продукции;
7. приостанавливать производство продукции, которая прошла
сертификацию и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.
Слайд 26Органы по сертификации выполняют следующие функции:
Слайд 271. привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории
(центры) в порядке, установленном Правительством РФ;
2. осуществляют контроль за объектами
сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
3. ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия;
4. информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
Слайд 285. приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия;
6. обеспечивают
предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
7. устанавливают стоимость
работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.
8. ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Слайд 29Выбор органа по сертификации из нескольких, аккредитованных на данную продукцию,
принадлежит заявителю, а выбор испытательной лаборатории – ОС.
Слайд 30Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные
виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
Слайд 32Испытательная лаборатория несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний
требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.
Слайд 33Если орган по сертификации аккредитован как испытательная лаборатория, то его
именуют сертификационным центром.
Слайд 34Орган по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения
о заявителе.
Это правило подразумевает анонимность испытываемой продукции и направлено на
обеспечение объективности испытаний.
Слайд 35Эксперт ОС (лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких
видов работ в области сертификации) — главный участник работ по
сертификации.
От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.
Слайд 363. Правила (порядок) проведения работ по сертификации
Слайд 37Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее
участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
В России существует
больше 120 систем сертификации, из них около 20 — обязательных, остальные — добровольные.
Основные из них:
Слайд 381. ГОСТ Р, поднадзорная Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии и в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
2.
Санитарно-эпидимеологическая экспертиза (сан-эпид. оценка продукции, «гигиеническая сертификация»), поднадзорная Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор).
Слайд 393. Пожарная безопасность, поднадзорная МЧС.
4. Обязательная сертификация средств защиты
информации по требованиям безопасности информации.
Слайд 40Сертификация включает следующие основные этапы:
1 этап. Подача заявки на сертификацию;
Заявителем
может быть отечественная или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель, подавшие заявку
на сертификацию.
Орган по сертификации рассматривает заявки и не позднее 15 дней после ее получения направляет заявителю решение по заявке.
Слайд 412 этап. Рассмотрение и принятие решения по заявке;
3 этап. Проведение
необходимых проверок (анализ документов, испытания, проверка производства и т.п.);
4 этап.
Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
5 этап. Выдача сертификата;
Слайд 426 этап. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со
схемой сертификации.
Слайд 43При обязательной сертификации продукции (работ, услуг) применяют знак соответствия по
ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры
и технические требования»