Слайд 1Организация ресурсного класса для детей с тяжелыми формами аутизма
Поветкина Татьяна
Евгеньевна –
Канд. Пед. наук, доцент ВГПУ,
Руководитель Ресурсного центра инклюзивного
образования ВГПУ,
Председатель правления ВРООИ «Искра Надежды»,
Член общественной палаты г. Воронежа и Общественной палаты Воронежской области
2015 г.
Слайд 3Базовые понятия
Ресурсный класс – специально организованный класс для детей с
особенностями развития, в рамках которого организуется индивидуальная и групповая коррекционно-образовательная
работа и реализуется организация сопровождения в регулярном учебном процессе
Регулярный класс – типичный образовательный класс образовательного учреждения
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 4Положение о Ресурсном классе
Ресурсный класс создается как структурное подразделение общеобразовательной
организации г. Воронежа на начальном (основном, среднем, дошкольном) уровне образования,
для интегрированного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), имеющими нарушения ментальной сферы, и сопутствующие выраженные нарушения поведения, коммуникации и речи, в среде с типично развивающимися сверстниками.
Слайд 5Положение о Ресурсном классе
Ресурсный класс является площадкой реализации инновационного образовательного
проекта по созданию специальных образовательных условий для обучения детей с
РАС и сопутствующими выраженными нарушениями поведения, коммуникации и речи, с использованием методов прикладного анализа поведения.
Слайд 6Положение о Ресурсном классе
Задачи работы Ресурсного класса
2.2.1 разработка и реализация
адаптированных образовательных программ (далее - АОП) и индивидуальных учебных планов
(далее - ИУП) для обучающихся, имеющих РАС и другие нарушения ментальной сферы, а также сопутствующие выраженные нарушения поведения, коммуникации и речи.
2.2.2 инклюзия обучающихся с особыми образовательными потребностями, указанными в п.3.2.1, в общеобразовательные классы, в среде типично развивающихся сверстников.
2.2.3 организация консультативной поддержки учителей начальных классов, учителей предметников, коррекционных педагогов, работающих с учащимися с РАС и нарушениями ментальной сферы, а также с учащимися с нарушениями поведения и/или коммуникации.
2.2.4 организация информационной поддержки сотрудников общеобразовательной организации, родительской общественности, школьного сообщества в целом.
Слайд 7Положение о Ресурсном классе
Ресурсный класс организует работу с детьми-инвалидами и
учащимися с ОВЗ, имеющими РАС и другие нарушения ментальной сферы,
а также сопутствующие выраженные нарушения поведения, коммуникации и речи.
3.2 Ресурсный класс могут посещать дети, зачисленные в 1-4 (или 5-8, 9-11, в зависимости от уровня образования, или в дошкольные группы) общеобразовательные классы, имеющие заключение ПМПК о необходимости создания специальных образовательных условий, таких как адаптированная общеобразовательная программа, индивидуальное сопровождение, гибкий режим посещения.
3.3 Работа Ресурсного класса осуществляется в двух режимах - постоянном и консультативном
3.4 Постоянный режим предусматривает обучение ученика индивидуально и в малой группе не менее 80% учебного времени, затраченного на основные предметы, в специально оборудованной зоне индивидуального обучения.
3.4.1 Постоянный режим предполагает обучение ребенка в Ресурсном классе по адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с рекомендацией ПМПК, индивидуальное сопровождение на протяжении всего учебного дня, участие в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом для развития социальных и функциональных навыков, гибком режиме обучения.
3.3.2 Решение о сроках включения ученика, находящегося на постоянном режиме обучения, в общеобразовательный класс Школы, в который он зачислен, а также о количестве времени и уроках, на которые включается ученик, принимает психолого-педагогический консилиум Школы на основании рекомендаций психолога ресурсного класса.
Рекомендации психолога ресурсного класса о начале включения ученика в процесс обучения в общеобразоватлеьном классе Школы основываются на следующих критериях: отсутствие нежелательного поведения во время урока в течение 15 минут, умение выражать адекватным образом просьбу, отказ и согласие, умение ждать и следовать инструкции сопровождающего (инструктора, ассистента, помощника) в 80% случаев.
Слайд 8Положение о Ресурсном классе
Консультативный режим работы предусматривает обучение ученика не
менее 80% учебного времени, затраченного на основные предметы, в общеобразовательном
классе Школы, в который он зачислен.
Консультативный режим предполагает предоставление консультаций психолога ресурсного класса по организации процесса обучения и коррекции нежелательного поведения ребенка с РАС, обучающегося в классе с типично развивающимися сверстниками более 80% времени по основным предметам. 3.4.2 Консультации предоставляются по запросу педагогов Школы, осуществляющих обучение ребенка и/или родителей (законных представителей). Реализация рекомендаций, данных сотрудниками Ресурсного класса, возлагается на педагогов Школы, работающих с данным ребенком и/или на родителей (законных представителей).
Максимальная наполняемость Ресурсного класса ограничена 8–ю учащимися, находящимися на постоянном режиме; количество учеников, посещающих ресурсный класс в консультативном режиме ограничено почасовым нормативом специалистов, занятых в команде ресурсного класса.
Ученик, посещающий Ресурсный класс в постоянном режиме, может быть переведен на консультативный режим в соответствии со следующими критериями: обучение не менее 80% учебного времени, затраченного на основные предметы, в общеобразовательном классе Школы, в который он зачислен.
Психолог Ресурсного класса проводит комплексную диагностику детей и представляет заключение, на основании которого Психолого-педагогический консилиум ОО рассматривает возможность зачисления детей в Ресурсный класс на свободные места
Слайд 9Цель
Ресурсный
класс
Регулярный
класс
Слайд 10Требования
Ресурсный класс должен находится в здании школы
Классная комната должна находиться
в стороне от регулярных классов
Местоположение ресурсного класса должно обеспечивать максимально
возможную звукоизоляцию
Туалет и раковина в шаговой доступности от ресурсного класса
Размер ресурсного класса должен быть достаточен для организации четырёх функциональных зон
Слайд 11Четыре функциональные зоны классной комнаты
Зона для индивидуальных занятий
Зона для
групповых занятий
Зона для отдыха и сенсорной разгрузки Рабочая зона учителя
Слайд 12Ученики ресурсного класса
Ученики ресурсного класса не должны иметь значительную разницу
в календарном возрасте: начальная школа, средняя школа, старшая школа
Максимальная наполняемость
ресурсного класса – 8 учеников
Ресурсный класс возможен не только для детей с тяжелыми формами аутизма
Целевые группы РК - нарушения ментальной сферы, а также сопутствующие выраженные нарушения поведения, коммуникации и речи.
Слайд 13Когда ребенку нужен ресурсный класс?
Поведенческие проблемы, которые мешают нахождению в
регулярном классе
Коммуникативные проблемы
Не сформировано восприятие фронтальной инструкции
Быстрая истощаемость
Асинхрония в формировании
навыков
Нарушение усвоения учебного материала
Слайд 14Команда
Супервизор
Координатор/ Консультант
Учитель ресурсного класса/ Кейс-менеджер
Психолог ресурсного класса
Тьюторы
Администрация школы
Учителя регулярных классов
школы
Логопед, социальный педагог, педагоги дополнительного образования школы
Слайд 15Учитель и тьютор должны помнить об особенностях у детей с
аутизмом:
Трудности в социальном взаимодействии и коммуникации;
Преобладание визуального восприятия (визуальные стратегии);
Необычное
сенсорное восприятие (индивидуально);
Чрезмерная чувствительность к изменениям в окружающей среде;
стереотипное поведение
Слайд 16Координатор/ Консультант
В среднем 6 очных часов в неделю
Утверждение коррекционных программ
Утверждение
и корректировка учебных планов
Консультации по работе с нежелательными формами поведения
Обучение
педагогического коллектива
Консультации родителей
Мониторинг работы ресурсного класса
Разбор конфликтных ситуациях между участниками образовательного процесса
Слайд 17Учитель ресурсного класса /
Кейс-менеджер
Отвечает за документацию детей, которая соответствует
требованиям школы
Отвечает за документацию детей в ресурсном классе
Диагностика
Анализ результатов
Составление и
коррекция индивидуальных программ
Составление планов уроков
Мониторинг и коррекция работы тьюторов по планам
Слайд 18Тьютор
Помощник - «Тень» - использует : подсказки, визуальная помощь, отсроченные
поощрения, не повторяет инструкции учителя
Проведение занятий один на один
по планам
Помощь ученику во время групповых занятий
Сопровождение на уроках в регулярном классе
Сопровождение во время режимных моментов
Заполнение бланков наблюдений за поведением и формированием навыков
Доведение до сведения учителя любой информации, касающейся ученика
Участие в обучающих тренингах
Слайд 19Подготовка к работе
Установление рабочего взаимодействия с администрацией школы
Подготовка нормативной документации
Утверждение
функциональных обязанностей всех участников процесса
Организация обучающих семинаров и консультаций для
педагогического коллектива школы
Слайд 20Подготовка к работе
Набор команды специалистов ресурсного класса
Организация среды в классной
комнате
Обучающие тренинги для тьюторов
Консультирование родителей учеников ресурсного класса по регламенту
работы класса и дальнейшего взаимодействия
Утверждение внутренней документации класса
Слайд 21Начало работы
Тестирование учеников ресурсного класса
Составление индивидуальных образовательных программ и планов
уроков, поведенческих программ
Тренинг тьюторов по программам и планам
Построение схемы совместной
работы учителей ресурсного и регулярных классов
Тренинг для учеников регулярных классов
Слайд 22Начало работы
Консультации для родителей учеников регулярных классов
Адаптация школьной программы для
учеников ресурсного класса
Составление индивидуальных графиков учеников по посещению регулярных классов
Слайд 23Рекомендации для учителя
Обучение ребенка с РДА необходимо начинать с
нескольких индивидуальных занятий, во время которых устанавливается и формируется контакт с педагогом. Учителю необходимо стараться обрести статус «проводника и опоры» ребенка в незнакомых ему прежде условиях обучения с другими детьми. Прежде всего, важно выяснить на каком расстоянии от ребенка можно находиться, каким голосом и в какой манере с ним разговаривать, какие слова и обороты целесообразно употреблять, каким способом стимуляции поддерживать необходимый уровень деятельности и т. д., чтобы не провоцировать отрицательных эмоциональных реакций. Для этого важно определить основные предпочтения и интересы подобных детей и формы собственной аутостимуляции, поговорив с родителями и его ближайшим окружением. Можно использовать домашние игрушки и хорошо знакомые предметы в качестве дидактических пособий и материалов для учебы. Так как такие дети склонны к монотонным, стереотипным занятиям, можно предложить им во время урока сосредотачиваться на каком – либо отдельном задании. Важно научиться отслеживать их негативные эмоциональные проявления и не создавать поводы для их возникновения. Нужно создавать условия, чтобы дети контактировали с другими ребятами и периодически ненавязчиво подталкивать их к этому общению. Необходимо следить за эмоциональной атмосферой вокруг такого ребенка в классе, созидая бесконфликтную среду, сделать попытку «подружить» его с самым спокойным, эмоциональным и отзывчивым ребенком в классе, для этого нередко хорошо подходят дети с синдромом Дауна.
Слайд 24Структурированное обучение
Структурированное обучение – это один из аспектов системы обучения
и воспитания, используемой в работе с детьми с аутизмом и
с расстройствами коммуникационной сферы (TEACCH – Treatment and education of autistic and related communication-handicapped children), которая была разработана в Северной Каролине, США.
Слайд 25Структурированное обучение
Структурированное обучение — это конструктивный подход к сложностям поведения
аутистов и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс,
тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей. Трудно контролируемое поведение может быть результатом следующих особенностей аутистов:
— трудности с пониманием языка;
— трудности с употреблением языка;
— трудности с построением социального контакта;
— трудности, связанные с нарушением обработки сенсорного импульса;
— отказ от перемен;
— предпочтение привычных схем действий и распорядка;
— трудности в организации деятельности;
— трудности сосредоточения на предмете, актуальном на данный момент;
— отвлекаемость.
Слайд 26Основные компоненты структурированного обучения
Структурированное пространство
Визуальное расписание
Компоненты процесса обучения
Слайд 28Визуальное расписание
Визуализированное расписание занятий — это один из важнейших составных
компонентов структурированной среды обучения, который сообщает учащемуся с аутизмом, какие
занятия будут проводиться и в какой последовательности.
Помогает организовать время учащегося
Помогает понять требования учителя
Снижает уровень тревожности аутичного ребенка
Готовит учащегося к возможным изменениям
Помогает самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому
Слайд 30Пример структурированного расписания
Слайд 31Компоненты процесса обучения
Система презентации задания (системная и организованная подача заданий/материалов
с целью обучения ребенка самостоятельной работе без помощи взрослого)
Последовательность слева
направо, коробка/папка для выполненной работы— в правом углу.
Обозначения при помощи символов (цветом, формой, буквами, цифрами).
Надписи.
Визуальная структура (визуальные опорные сигналы, включенные в задание/вид деятельности учащегося, которые помогают ему понять , что именно он должен сделать)
Графическое изображение
Рисунки предметов
Письменная инструкция
Образец завершенного задания
Организация пространства таким образом, чтобы минимизировать влияние посторонних сенсорных стимулов
Слайд 32Особенности работы
Работа начинается с того, что тьютор становится для ребенка
позитивным стимулом (дает положительную реакцию на правильное поведение)
Занятия один на
один с тьютором
Занятия в группе
Сопровождение тьютором ученика на уроках в регулярном класса
Смена тьюторов не реже 1 раза в 2 месяца
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 33Особенности работы
«Все знают всё»: все сотрудники класса знают программы всех
учеников класса
Ежедневный мониторинг освоения программы
Изменение планов уроков и корректировка программ
при низком уровне освоения
«К цели маленькими шагами»
Безошибочное обучение. Использование подсказок
Слайд 34Особенности работы
Ежедневная коммуникация с родителями посредством специальных бланков
Домашние консультации семей
учеников ресурсного класса минимум 1 раз в 2 месяца
Учитель каждый
день минимум 15 минут занимается с каждым учеником, чтобы не судить только со слов тьютора
Слайд 35Документация
Листы дневного мониторинга
Целевой лист
Листы выполнения программ
Коммуникационный лист
Бланки наблюдений за поведением
Бланк
наблюдения за учеником в регулярном классе
Бланк домашних консультаций
Информационный лист
Слайд 36Нормативно-правовая база
Закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014 г.
Приказ министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015
Единые
рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 г.
ФГОС для обучающихся с ОВЗ (с сентября 2016г.)
Слайд 38https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 42Родители
• Родители учеников общеобразовательных
классов
• Родители учеников, посещающих
ресурсный класс
Распространение
информации об аутизме
Тренинги для родителей
Консультирование
Слайд 43Родители
Родительский запрос
Ответственность сторон
Субъект образования
Объект терапии специалистов
Семейно-центрированные технологии
Слайд 55Составление программы
«Лучше меньше, чем больше»
«Лучше проще, чем сложнее»
Программа – список
измеряемых целей, которые соответствуют дефицитам ребенка в речи и других
навыках
Отдельные задания ABLLS, с которыми не справился ребенок переформулируются в цели программы
Слайд 56Составление программы
Выбор наиболее приоритетных задач развития конкретного ребенка
В первую очередь
в программу включаются базовые навыки – речевые и когнитивные
Академические навыки
включаются в программу после базовых
Слайд 57Пример программы
Программа 2: Ученик улучшит свое визуальное восприятие через манипуляции
с предметами.
Цель 1: Когда дано множество картинок, Ученик будет подбирать
одну картинку за другой из множества быстро и последовательно (до 10-ти) 8 раз из 10-ти
Цель 2: Ученик будет сортировать непохожие предметы и картинки по группам (до 5-ти групп) 8 раз из 10-ти.
Цель 3: Ученик будет собирать пазлы в рамке до 5-ти частей.
Цель 4: Ученик будет собирать разрезные картинки до 5-ти частей
Цель 5: Ученик будет сортировать предметы и изображения по характерным признакам (до 3-х одновременно)
Цель 6: Ученик будет сортировать картинки с изображением действий по классам 8 раз из 10-ти.
Цель 7: Ученик будет сортировать предметы и картинки по основным классам (одежда, транспорт, еда) 8 раз из 10-ти.
Цель 8: Ученик будет продолжать последовательность из предметов, предложенную инструктором (до 3-х элементов).
Цель 9: Ученик будет воспроизводить простой трехмерный объект из строительных блоков по образцу инструктора (до 5-ти элементов) 8 раз из 10-ти
Слайд 58План урока
Цель: Количественные счет от 1-го до 5-ти
Критерий: Ученик кладет
рядом с цифрой соответствующее количество предметов
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 59https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 60https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 61Специфика программ ресурсного класса
Ориентация на основную образовательную программу учреждения
Включение в
программу целей, которые могут быть реализованы в условиях школы
Слайд 62Система поощрений
бывает только после поведения
приводит к увеличению повторений в будущем
любое
изменение окружающей среды
не всегда совпадает с тем, что человек любит
проверка
проводится эмпирически
Слайд 63Система поощрений
пищевые – правило 20%
сенсорные
предметные
социальные
Слайд 64Система поощрений - Жетоны
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 65Подсказки
полная физическая помощь
частичная физическая помощь
показ действий/моделирование
прямая вербальная подсказка
подсказка жестом
непрямая вербальная
подсказка
Слайд 66Физическая подсказка
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 67Жестовая подсказка
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 68Достижение мастерства в навыке
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 69Работа над ошибками
Смоделируйте или покажите правильный ответ
Подскажите ответ, повторив изначальный
стимул
Переключитесь на новое задание
Повторите изначальный стимул
Слайд 70Работа над ошибками
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 71Визуальные подсказки
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 72
Система расписаний
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 73Визуальное расписание
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 74https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 75Социальные истории
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 76Чтение социальной истории
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 773
Правило трёх
Переход на следующий шаг при обучении новым навыком –
80% выполнения и более в течение ТРЁХ дней
Переход на обобщение
навыка – 80% и более в течение ТРЁХ дней, с ТРЕМЯ разными людьми, в ТРЁХ разных местах
Слайд 80Включение ученика в регулярный класс
Знакомство с программой и учебными планами
регулярного класса
Составление индивидуального графика и процедуры посещения регулярного класса для
каждого ученика. Начинаем с минимально возможного количества минут.
Подготовка материалов по уроку в регулярном классе для ученика ресурсного класса
Подготовка ученика к занятию в регулярном классе
Закрепление в ресурсном классе заданий, пройденных в регулярном классе
Постоянный диалог с учителем регулярного класса
Слайд 81Урок труда в регулярном классе
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 82Критерии готовности ученика к посещению регулярного класса
Отсутствие нежелательного поведения на
уроке в течение 15 минут, которые могут сорвать учебный процесс
в регулярном классе (или их слабая интенсивность)
Умение выражать адекватным способом такие просьбы, как «Помоги», «Перерыв», желаемый предмет (стимул)
Адекватно выражать отказ, согласие и уметь ждать
Следовать инструкции тьютора в 80% случаев
Способность к занятию за столом в течение 5 минут
Способность находится рядом с другими детьми
Слайд 83Критерии готовности ученика к посещению регулярного класса
Необходимые начальные навыки:
Зрительный контакт
Умение
терпеливо ждать
Сдерживание стереотипичного поведения на публике
Закрепленный навык использования туалета
Усидчивость
Умение выполнять
художественно-изобразительную деятельность.
Выполнение инструкций (в группе, в пространстве, обусловленные инструкции, многоэтапные действия)
Имитация
Сопоставление
Слайд 84Критерии готовности ученика к посещению регулярного класса
Речевые навыки
Способность отвечать
на приветствие и приветствовать
Большой словарный запас
Спонтанные просьбы
Умение просить помощь
Умение
отвечать на вопросы
Умение рассказывать информацию о себе
Умение описывать прошедшие события
Академические навыки - счет, чтение, письмо.
Навыки игры
Поиск партнеров для игры, самостоятельная игра, понимание правил игры, функциональная игра.
Слайд 86Подготовка к урокам с
регулярным классом
Выбор предмета (совместно с учителем
начальных классов)
Оценка времени: сколько ученик сможет провести в классе
Адаптация материала
к уроку с регулярным классом:
Учитель начальных классов передает учителю ресурсного класса тему урока и список материалов к уроку (по форме)
Учитель ресурсного класса адаптирует содержание и материалы урока под конкретного ученика (информирует учителя начальных классов)
Слайд 87Форма для учителя начальной школы
Слайд 89Домашние консультации
Минимум 1 раз в 2 месяца
В среднем продолжительность –
2 часа
Присутствуют тьютор и учитель. Возможно присутствие психолога или координатора.
Слайд 90Содержание домашних консультаций
Организация рабочего места ученика дома
Знакомство с домашней программой
Демонстрация
родителями выполнения домашней программы
Демонстрация учителем и тьютором выполнения школьной программы
Рекомендации
по домашней программе
Консультации по запросу родителей
Слайд 91Нежелательные формы поведения
Мешает процессу обучения или работы
Опасно для жизни или
здоровья самого индивидуума
Опасно для жизни или здоровья других людей
Выдергивание ниток
из одежды, засовывание ниток в рот, глотание ниток.
Сильный крик
Раздевание
Спонтанные продолжительные прыжки прыжки
И другие…
Слайд 92Функции поведения
Избегание
Получение желаемого
Привлечение внимание
Самостимуляция
Слайд 93Методы наблюдения и оценки
«Анамнез» поведения
Описание предшествующих стимулов
Объективное описание поведения
Описание немедленных
последствий поведения
До – Поведение -После
Слайд 94Функции целевого поведения с нитками
Самостимуляция
Привлечение внимания
https://www.facebook.com/abaclass
Слайд 95Альтернативное поведение
Приемлемое поведение, которое приводит к тем же целям, что
и нежелательное
Процедура вымирания
Забирать нитку у ученика, молча и не проявляя
к нему внимания
Даем ученику вместо нитки атласную ленточку или обувной шнурок
Хвалим и поощряем за то, что ученик взял шнурок и начал с ним манипулировать
Слайд 96Оценка эффективности программы
Частота поведения в день (неделя, месяц)
Обратная связь от
семьи
В случае полного прекращения программы есть риск возобновления поведения
Слайд 97Ресурсный центр инклюзивного образования Воронежского государственного педагогического университета
(кафедра общей и
социальной педагогики)
Главный корпус ВГПУ, ауд. 320.
Телефон: 253-25-82
Е-мэйл: sp320@mail.ru
Руководитель :
к.п.н.,
доцент Поветкина Т.Е.
89204265206
Слайд 98Ресурсный центр инклюзивного образования ВГПУ
Курсы повышения квалификации по программам:
«Основы
инклюзивного образования и тьюторского сопровождения обучающихся с РАС»
«Теория и
методика инклюзивного образования»
«Адаптация образовательных программ в рамках введения ФГОС для обучающихся с РАС»
… в том числе в режиме дистанционного обучения.
Магистерская программа «Педагогика и психология инклюзивного образования» - заочное обучение, 2 года
Слайд 99Ресурсный центр инклюзивного образования ВГПУ
Проведение семинаров, мастер-классов для педагогов образовательных
организаций:
«Понимание инвалидности»,
«Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ»,
«Особые образовательные
потребности учащихся с ОВЗ»,
«ФГОС для обучающихся с ОВЗ».
«Воспитательная работа в школах, реализующих инклюзивное образование» и др.
Консультирование образовательных организаций
Проведение инклюзивных мероприятий для школьников: «Уроков доброты», фестивалей творчества, инклюзивных концертов, фотопроектов, кинофестиваля «Кино без барьеров» и др.