Разделы презентаций


Организация языкового образования и речевого развития младших

Содержание

В системе учебные предметы предметной области «Русский язык и литературное чтение» обеспечивают достижение двух целей: познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Организация языкового образования и речевого развития младших школьников
Чипышева Людмила Николаевна,
заведующий

лабораторией научно-методического и информационно-аналитического сопровождения введения ФГОС общего образования, к.п.н.,

доцент
Организация языкового образования и речевого развития младших школьниковЧипышева Людмила Николаевна,заведующий лабораторией научно-методического и информационно-аналитического сопровождения введения ФГОС

Слайд 2В системе учебные предметы предметной области «Русский язык и литературное

чтение» обеспечивают достижение двух целей:
познавательная цель предполагает формирование у

учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В системе учебные предметы предметной области «Русский язык и литературное чтение» обеспечивают достижение двух целей: познавательная цель

Слайд 3Предметная область «Русский язык и литературное чтение»
Обучение грамоте, обучение письму

(1

класс ≈ 23 учебные недели)
Русский язык

(1 класс ≈ 10 учебных

недель, 2-4 класс)

Литературное чтение


(1 класс ≈ 10 учебных недель, 2-4 класс)

Предметная область «Русский язык и литературное чтение»Обучение грамоте, обучение письму(1 класс ≈ 23 учебные недели)Русский язык(1 класс

Слайд 4Ознакомьтесь с перечнем основных понятий курса «Обучение грамоте и письму».


Определите, какой раздел науки о русском языке является главным в

период обучения грамоте
Вспомните, какие еще разделы изучаются в учебном предмете «Русский язык», но не рассматриваются в период обучения грамоте. Почему?

Главный раздел обучения грамоте – ФОНЕТИКА!

Проверим себя
Прочитайте каждое слово «справа налево», учитывая качество звуков: рос, лоб, лён.

Ознакомьтесь с перечнем основных понятий курса «Обучение грамоте и письму». Определите, какой раздел науки о русском языке

Слайд 5Речь
Добуквенный (подготовительный) период обучения грамоте
«Взрослое определение»
Конкретное говорение, протекающее во

времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму.
С

методической точки зрения целесообразно разграничивать сам процесс говорения (речевую деятельность) и результат говорения (речевое произведение, фиксируемое памятью или письмом).
В таком случае речь есть исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком; способ формирования и формулирования мыслей посредством языка (И. А. Зимняя).

Определение для детей
Речь нужна нам для общения
Речь должна быть точной, правильной и понятной
Речь бывает устной и письменной

Речь Добуквенный (подготовительный) период обучения грамоте«Взрослое определение»Конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание)

Слайд 7Речь
Звук
Добуквенный (подготовительный) период обучения грамоте
Ударение
«Взрослое определение»
Минимальная единица речи, представляющая собой

грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной

законченностью. 

Определение для детей

«Письмо робота»

Речь ЗвукДобуквенный (подготовительный) период обучения грамотеУдарение«Взрослое определение»Минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной

Слайд 9Добуквенный (подготовительный) период обучения грамоте
СЛОВО
«Взрослое определение»
 Основная структурно-семантическая единица языка, служащая

для наименования предметов, процессов, свойств и отношений между ними.
В

структурном отношении С. состоит из морфем.
Объединяя в себе лексическое и грамматическое значения, С. принадлежит к определенной части речи, выражает в своем составе все предопределяемые системой данного языка грамматические значения (например, прилагательные русского языка выражают значения рода, числа, падежа).
Значение С. выступает как обобщенное отражение обозначаемого им объекта.
Добуквенный (подготовительный) период обучения грамотеСЛОВО«Взрослое определение» Основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств и отношений

Слайд 10УПРАЖНЕНИЯ
«Ненастоящие» слова.
Слово и предмет – одно и то же?
Слова называют

предметы, действия, признаки, количество.
«Служебные» слова, их роль в предложении.
Графическая запись

предложений.
Подсчет количества слов в предложении.

Слово - это

УПРАЖНЕНИЯ«Ненастоящие» слова.Слово и предмет – одно и то же?Слова называют предметы, действия, признаки, количество.«Служебные» слова, их роль

Слайд 11Надел Федюня пимишки, шубейку-ветродуйку покромкой покрепче затянул.
Как научить ребёнка выявлять

слова, значение которых требует уточнения?
Сформулируйте задание для работы с текстом.
Подчеркни

слова, значение которых нужно уточнить.

Одна из главных задач обучения грамоте – пробуждение интереса к работе со словом

Надел Федюня пимишки, шубейку-ветродуйку покромкой покрепче затянул.Как научить ребёнка выявлять слова, значение которых требует уточнения?Сформулируйте задание для

Слайд 12СЛОГ - минимальная естественная произносительная единица.
В лингвистике существуют разные точки

зрения на природу слогоделения, поэтому не следует навязывать детям какой-либо

единственно верный способ слогоделения.

В каждом слоге обязательно есть гласный звук (гласные звуки называются слогообразующими).

Оцените ответ ученика, разделившего слова на слоги а-стра, по-лка, чай-ка, ма-льчик.

Слог

СЛОГ - минимальная естественная произносительная единица.	В лингвистике существуют разные точки зрения на природу слогоделения, поэтому не следует

Слайд 13 При стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед

согласным (кроме звука [й']).
Экспериментальная теория слогоделения
«Секрет слияния звуков»
[М], [У],


Работа в паре. Угадай, какой слог задумал произнести сосед.

[МУ]

Нужно ли отрабатывать понятие «слог-слияние»?

При стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным (кроме звука [й']).Экспериментальная теория слогоделения«Секрет слияния

Слайд 14УДАРЕНИЕ
дольше.
Позови.
Смыслоразличительная функция ударения.
Ударный слог произносится
Нарисуй предметы

Гвоздики Стрелки

УДАРЕНИЕдольше.Позови.Смыслоразличительная функция ударения.Ударный слог произноситсяНарисуй предметыГвоздики 			Стрелки

Слайд 16Звук – это воспринимаемое слухом физическое явление, вызываемое колебательным движением

частиц воздуха или другой упругой среды.
Звук речи – это далее

не делимая, то есть кратчайшая единица в звуковом потоке речи.

От чего зависит твердость (мягкость) согласного звука?

Звук – это воспринимаемое слухом физическое явление, вызываемое колебательным движением частиц воздуха или другой упругой среды.Звук речи

Слайд 17Сравните два алгоритма звукового / звукобуквенного анализа слова. Ответьте на

вопросы:
Какой из двух алгоритмов обеспечивает письмо без пропусков, замен

и перестановок букв?
При работе по каким программам можно использовать более эффективный способ звукового анализа слова?

1 способ
1. Произнеси слово, разделив на слоги.
2. Поставь ударение.
3. Назови сколько звуков в слове.
4. Назови первый звук. Это гласный или согласный? (для гласного) Ударный или безударный? (для согласного) Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? Обозначь условным значком. Аналогичная работа проводится с каждым звуком.
5. Обозначь звуки буквами.

Сравните два алгоритма звукового / звукобуквенного анализа слова. Ответьте на вопросы: Какой из двух алгоритмов обеспечивает письмо

Слайд 182 способ
Скажи слово и послушай себя. Протяни (выдели голосом) первый

звук в полном слове. Назови его и охарактеризуй. Обозначь выделенный

звук условным значком.
Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове. Назови его и охарактеризуй. Обозначь выделенный звук условным значком.
Проверь, все ли звуки слова уже выделены. Прочитай свою запись.
При работе с каждым последующим звуком обязательно повторять все три операции: протяни и выдели звук, обозначь его, проверь (прочитай).
Предпоследняя операция: найди ударный слог.
Последняя операция: проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам.

Самый эффективный способ проведения звукового анализа на уроках обучения грамоте, обеспечивающий формирование у учащихся грамотного письма

2 способСкажи слово и послушай себя. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и

Слайд 19Отбор слов для звукового анализа
1. Слова, состоящие из звуков (фонем)

в сильных позициях.
2. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных

позициях и слабых, практически совпадающие по акустическим характеристикам с сильными позициями.

3. Слова, имеющие в своем составе звуки, отличающиеся по звучанию от сильной позиции.

С первых уроков обучения грамоте

После изучения «опасных мест»

Отбор слов для звукового анализа1. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях.2. Слова, состоящие из звуков

Слайд 20Вернемся к перечню основных понятий курса «Обучение грамоте и письму».


Подчеркните то, что стало понятным, выделите те позиции, которые мы

еще не разобрали
Вернемся к перечню основных понятий курса «Обучение грамоте и письму». Подчеркните то, что стало понятным, выделите те

Слайд 21.
Полезные издания

.Полезные издания

Слайд 22Позиционный принцип русской графики
Оцените высказывание.
Разделительные Ъ и Ь показывают, что

согласный на письме не сливается с гласным
[с э м а]

[с и м й а]
[п а д й э с т]

Разделительные Ъ и Ь обозначают на письме звук [й] (следующая за ними йотированная буква обозначает 2 звука).

воро [бй и]

Позиционный принцип русской графикиОцените высказывание.Разделительные Ъ и Ь показывают, что согласный на письме не сливается с гласным[с

Слайд 23Чтение слов
по пометам
по слогам
целым словом
по слогам с ударением

Чтение словпо пометампо слогамцелым словом по слогам с ударением

Слайд 24Чтение текстов
Дифференцированный подход
Выбор текста для тренировки -
доступность
Контроль родителей -
читаем

и обсуждаем вместе с ребенком

Чтение текстовДифференцированный подходВыбор текста для тренировки -доступностьКонтроль родителей - читаем и обсуждаем вместе с ребенком

Слайд 251. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелких мышц пальцев

и свободы движения руки.
2. Овладение начертанием письменных заглавных и

строчных букв.
3. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
4. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением.
5. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания с печатного и письменного шрифта.
1. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. 2. Овладение начертанием

Слайд 261. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелких мышц пальцев

и свободы движения руки.

1. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки.

Слайд 27Задания, позволяющие определить причины возникающих трудностей
Манипуляции с мелкими предметами.
Действия с

карандашом (ручкой).
Письмо больших и маленьких палочек под счёт.
Штриховка.
Трудности связаны с

недостатками в координации движений.

Копирование фигур.
Выделение такой же фигуры или сочетания фигур.
Складывание сложных фигур из деталей.
Рисование фигур по памяти.
Дополнение рисунка.
«Рисование» маршрута.

Трудности зрительно-моторных координаций и зрительно-пространственного восприятия

использование аналогичных заданий для тренировки;
фиксация внимания ребенка на наиболее трудных особенностях работы.

Слайд 17

Задания, позволяющие определить причины возникающих трудностейМанипуляции с мелкими предметами.Действия с карандашом (ручкой).Письмо больших и маленьких палочек под

Слайд 28Рассмотрите несколько страниц из прописи В.А.Илюхиной. Определите, какие задачи должны

решаться на уроках письма. Метод. рек.

Заполните первую страницу, контролируя правильную

позу при письме и правильное положение ручки.

Заполните 30 страницу, проговаривая полный и сокращенный алгоритм написания буквы.


Рассмотрите несколько страниц из прописи В.А.Илюхиной. Определите, какие задачи должны решаться на уроках письма. Метод. рек.Заполните первую

Слайд 29Изучение орфографии
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
безошибочно списывать текст

объемом 80-90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Изучение орфографииВыпускник научится: применять правила правописания (в объёме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

Слайд 30Изучение орфографии
в период обучения грамоте
Выпускник научится:

Изучение орфографии в период обучения грамотеВыпускник научится:

Слайд 31
Выбор подхода к изучению орфографии определяет автор учебника или

учитель начальных классов?

Выбор подхода к изучению орфографии определяет автор учебника или учитель начальных классов?

Слайд 32Определите, какой ведущий принцип русской орфографии должен быть положен в

основу методики ее преподавания, для наиболее полного освоения предметных планируемых

результатов по содержательной линии «Орфография». Чтобы выполнить задание ответьте на вопросы:

1) Какой из подходов позволяет сформировать орфографическое действие в полном объеме? Отметьте структурные компоненты орфографического действия, которые формируются при использовании

2) Какой подход позволяет раскрыть сущность понятия «орфограмма»?

3) Какой подход позволяет выявить общее при изучении различных орфографических правил?

Подходы к изучению орфографии

Определите, какой ведущий принцип русской орфографии должен быть положен в основу методики ее преподавания, для наиболее полного

Слайд 33Орфограмма – это написание (буква, пробел и другие письменные знаки),

которое не устанавливается на слух.

Методологической основой изучения орфографии является

фонематический принцип:
раскрывает понятие «орфограмма»
позволяет научить определять сильные и слабые позиции звуков до изучения состава слова
обеспечивает формирование умения ставить орфографические задачи
позволяет выявить общий алгоритм действий при проверке различных орфограмм

Морфологический принцип дополняет фонематический и обеспечивает освоение способов проверки орфограмм в разных частях слова, т.е. умение решать орфографические задачи

Орфограмма – это написание (буква, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух. Методологической основой

Слайд 34Из краткого анализа результатов выполнения итоговых работ по русскому языку

учащимися 4 класса
85,1 – 67,5 = 17,6%

Из краткого анализа результатов выполнения итоговых работ по русскому языку учащимися 4 класса85,1 – 67,5 = 17,6%

Слайд 36З.ма. Р.ка з.мёрзл. . . п.лях л.ж..

сне. . В л.су тих. . Во. б.ж.. за.ц.

Л.са вышл. н. тр.пу.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением.

Работа в группах «Как развивать орфографическую зоркость в период обучения грамоте?»

З.ма. Р.ка  з.мёрзл. .  .  п.лях л.ж.. сне. . В л.су тих. . Во.

Слайд 37Последовательность действий ученика при поиске
орфограмм гласных:
определи ударный слог;

выделить безударный гласный;
проверь, нет ли под ударением сочетаний жи-ши,

ча-ща, чу-щу.

.

орфограмм парных по глухости-звонкости согласных

узнай, нет ли парных по звонкости – глухости согласных
на конце слов;
перед другими парными согласными

п, ф, …

б, в, …

п, ф, …

жи-ши,
ча-ща, чу-щу

Последовательность действий ученика при поиске орфограмм гласных: определи ударный слог; выделить безударный гласный; проверь, нет ли под

Слайд 38УПРАЖНЕНИЯ
Определение, есть ли «опасные места» в произнесенном слове, если есть

– сколько, гласные или согласные.
Составление звуковой схемы и обозначение

«опасных мест».
Печатание отдельных слов с пропуском «опасных мест».
Нахождение «опасных мест» на страницах букваря, прописи, на доске и т.д.
Два вида чтения печатного слова.


УПРАЖНЕНИЯОпределение, есть ли «опасные места» в произнесенном слове, если есть – сколько, гласные или согласные. Составление звуковой

Слайд 39Изучение орфографии
в период обучения грамоте
Выпускник научится:
определять слабые

позиции в звучащем слове
списывать слоги, слова, короткие предложения, используя

алгоритм
писать под диктовку слова и предложения (с сильными позициями!)
проверять записанные слова и предложения
Изучение орфографии в период обучения грамотеВыпускник научится: определять слабые позиции в звучащем слове списывать слоги, слова, короткие

Слайд 40Перенос слов
вес-
ело
Как можно перенести слово чувство, чайка?
Правильные варианты: чу-вство, чув-ство,

чувс-тво, чувст-во; чай-ка.
Слова переносятся по слогам.
Букву й нельзя переносить.
Как перенести

слово мальчик?

Правильные варианты: ма-льчик, маль-чик.

красива-
я

Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Перенос словвес-елоКак можно перенести слово чувство, чайка?Правильные варианты: чу-вство, чув-ство, чувс-тво, чувст-во; чай-ка.Слова переносятся по слогам.Букву й

Слайд 41Списывание – отработка алгоритма.
1 класс
Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить

его.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли

ты его.
Выдели орфограммы в тексте.
Прочитай (вслух или шепотом) предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи).
Повтори (вслух или шепотом) предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически).
Пиши, диктуя себе орфографически.
Проверь, себя: читай то, что написал в тетради, подчёркивая орфограммы в написанном и сверяя с печатным текстом.

3 класс

Прочитай предложение и повтори его по памяти.
Прочитай предложение, так как оно написано.
Пиши, диктуя себе орфографически.
Проверь написанное, проговаривая каждое слово.

Списывание – отработка алгоритма.1 классПрочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы

Слайд 42Диктанты
звуковой диктант (на основе звукового анализа – составили звуковую схему,

записали слоги, слова);
зрительно-предупредительный диктант (предварительная запись с комментированием на доске,

затем ученики записывают слова и предложения под диктовку);
зрительно-слуховой диктант (чтение слова или предложения, затем запись под диктовку);
слуховой диктант.

Упражнения на перекодировку:
печатного текста в письменный;
письменного текста в печатный.

Диктантызвуковой диктант (на основе звукового анализа – составили звуковую схему, записали слоги, слова);зрительно-предупредительный диктант (предварительная запись с

Слайд 43Развитие речи

Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой

целью происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).

Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Развитие речиОсознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.Практическое овладение диалогической формой речи.

Слайд 44Общение
Цель
Речевой этикет
Предметные результаты
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и

неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту,

со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;

«Стили речи»

Коммуникативные УУД

ОбщениеЦельРечевой этикетПредметные результатыВыпускник научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых  и неязыковых средств устного общения на уроке,

Слайд 45Уровни работы по развитию речи
Произносительный уровень:

техника речи;
орфоэпические нормы

русского языка;
интонационные умения.

Задача учителя состоит в том, чтобы

научить детей говорить умеренно громко, не торопясь, отчетливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов.

Упражнения

Упражнения в громкости произношения.
Упражнения в темпе произношения.
Отработка произношения отдельных согласных звуков.
Работа с чистоговорками и скороговорками.
Работа над правильным дыханием во время речи.

Уровни работы по развитию речиПроизносительный уровень: техника речи; орфоэпические нормы русского языка; интонационные умения. 	Задача учителя состоит

Слайд 46Лексический уровень:
объяснение значения слов;
работа с синонимами, антонимами, многозначными

словами, омонимами, фразеологизмами.

Лексический уровень: объяснение значения слов; работа с синонимами, антонимами, многозначными словами, омонимами, фразеологизмами.

Слайд 47Задания – «ловушки» учат ребенка самостоятельному, неимитационному ответу на любой

вопрос.
Задачи, не имеющие решения помогают отличить разумное поведение ориентированное на

логику задачи, от «школярской» исполнительности.
Задачи с недостающими данными формируют умение задавать вопросы учителю.

Грамматический уровень.

Построение развернутых предложений

Задания – «ловушки» учат ребенка самостоятельному, неимитационному ответу на любой вопрос.Задачи, не имеющие решения помогают отличить разумное

Слайд 48Уровень текста.

пересказ прочитанного, в том числе творческий;
рассказывание по

сюжетным картинкам, наблюдениям, воспоминаниям, на основе творческого воображения;
декламация стихотворений;
загадывание

и отгадывание загадок;
рассказывание и инсценирование сказок.

«Картинная» речь

Научная речь

связные ответы по звуковому анализу.

Уровень текста. пересказ прочитанного, в том числе творческий; рассказывание по сюжетным картинкам, наблюдениям, воспоминаниям, на основе творческого

Слайд 49№ 2. Отметь  слова, в которых есть звук [д’].

дерево денёк

лошадь дорога

№ 2. Отметь  слова, в которых есть звук [д’].	дерево			денёк		лошадь			дорога

Слайд 50Направления работы на уроках обучения грамоте
Знакомство учащихся с основными единицами

языка и их значением (речь, предложение, слово, звук).
Формирование механизма плавного

слогового чтения, и постепенный переход к беглому смысловому чтению.
Освоение учащимися графических, каллиграфических навыков, формирование орфографической зоркости.
Развитие речи и культуры речевого поведения.
Начальное литературно-эстетическое развитие.

Направления работы на уроках обучения грамотеЗнакомство учащихся с основными единицами языка и их значением (речь, предложение, слово,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика