Слайд 1
ОРГАНИЗАЦИЯ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ МАРКЕТИНГА
АВИАПРЕДПРИЯТИЙ
Корягин Николай Дмитриевич
заведующий кафедрой
«Экономики и управления на
воздушном транспорте»,
профессор, кандидат технических наук,
n.koryagin@mstuca.aero
8(495)459-07-85
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Сущность и структура бизнес-процессов маркетинга, организация маркетинговой
деятельности
Тема 2. Маркетинговая среда компании как система факторов, оказывающих влияние
на эффективность бизнес-процессов
Тема 3. Бизнес-процессы стратегического маркетинга
Тема 4. Бизнес-процессы товарного маркетинга
Тема 5. Бизнес-процессы ценового маркетинга
Тема 6. Бизнес-процессы сбытового маркетинга
Тема 7. Бизнес-процессы продвижения товаров (услуг)
Тема 8. Информационное обеспечения бизнес-процессов маркетинга
36 часов лекций + 36 часов практических занятий
Отчетность - экзамен
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА
Основная
Корягин Н.Д. Организация бизнес-процессов маркетинга. – М.: МГТУ ГА, 2018.
Сидоров
Д.А. Теория процессного управления. – М.: МГТУ ГА, 2017.
Дополнительная
Костромина Е.В.
Авиатранспортный маркетинг: - М.: НИЦ Инфра-М, 2015.
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2015.
Данченок Л.А., Мхитарян С.В., Корягин Н.Д. Маркетинг. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2018.
Лисичкин В.А., Корягин Н.Д. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: ЕАОИ, 2009.
Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. Учебник. – СПб.: Питер, 2007
Слайд 5ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://abpmp.org.ru/ - Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russian Chapter)
http:// www.marketolog.ru
- сетевой журнал о маркетинге и рекламе.
http://www.marketing.spb.ru - энциклопедия
маркетинга
http://iteam.ru/publications/marketing/ - технологии корпоративного управления (раздел «Маркетинговое управление»)
http://www.iteam.ru/publications/project/ - технологии корпоративного управления (раздел «Проектное управление»)
Слайд 6ТЕМА 1
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ МАРКЕТИНГА, ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваемые
вопросы
1. Понятие, цели и основные термины маркетинга
2. Концептуальные подходы к
рыночной деятельности
и их отражение в концепции «маркетинг-микс»
3. Место маркетинга в системе бизнес-процессов компании
4. Особенности применения принципов маркетинга авиапредприятиями
5. Возможные подходы к организации бизнес-процессов маркетинга
Слайд 8 1. Ничего не производят сами (размещая производственные
заказы на предприятиях, близких к крупным географическим рынкам).
2. Распоряжаются своими торговыми марками и другими нематериальными активами.
3. Осуществляют интенсивную коммуникацию с рынком.
4. Изучают потребительские запросы и прогнозируют их возможные изменения.
5. Выдают обоснованные задания своим производственным партнерам.
ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ IBM, SONY, HР, NIKE?
Слайд 9Маркетинг - деятельность управляющего, связанная с осуществлением сбытовых операций
(1911
г.)
Маркетинг - это поток товаров, услуг, проходящих по определённым каналам
товародвижения
(20 - е годы ХХ века)
Маркетинг - предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю
(60-е годы ХХ века)
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена
(Ф. Котлер 80-е годы ХХ века)
Маркетинг – это процесс планирования и реализации концепций ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидуальным, так и организационным целям.
(Американская ассоциация маркетинга 1985 г.)
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «МАРКЕТИНГ»
Слайд 10Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд
и потребностей посредством обмена
(Филипп Котлер)
Маркетинг – это процесс планирования
и реализации концепций ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидуальным, так и организационным целям.
(Американская ассоциация маркетинга)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАРКЕТИНГА
Слайд 11 «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его
цель так хорошо познать и понять клиента, что товар или
услуга будут точно подходить ему и продавать себя сами».
(Питер Дракер)
Главное правило маркетинга - производи и продавай не то, что хочешь, и что удобно производить, а то, в чём существует потребность, а если таковая отсутствует – сумей создать её.
ЦЕЛЬ И ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО МАРКЕТИНГА
Слайд 12«Подлинный маркетинг — это искусство определения и понимания потребностей покупателя
и — в ответ — создание решений, нацеленных на удовлетворение
потребностей покупателя, повышение прибылей производителя и держателей акций. Ведущее место на рынке достигается удовлетворением потребителя через инновации, качество продукта и услуг, предоставляемых им. Отсутствие этих условий не компенсирует ни массированная рекламная кампания, ни промоакции, ни личные продажи».
(Филипп Котлер)
ОРИЕНТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАПРОСЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Слайд 13
НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ДАЕТ ОТВЕТ МАРКЕТИНГ?
Кто покупает продукт
Какую
необходимо производить продукцию или предлагать услуги
Когда и сколько необходимо
производить продукции и когда надо снижать объёмы выпуска?
На каком рынке продавать и какой его размер
Надо ли модифицировать продукт
Какая должна быть упаковка
Какая должна быть цена
Какие каналы сбыта использовать?
Как рассказать о продукте и убедить покупателя
Почему не покупают вашу продукцию
Слайд 14БЕСКОНЕЧНЫ ЛИ ВОЗМОЖНОСТИ МАРКЕТИНГА?
Слайд 18СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА РЫНКА
Слайд 19
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ
ОТРАЖЕНИЕ В КОНЦЕПЦИИ «МАРКЕТИНГ-МИКС»
Слайд 20ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА
Слайд 21КОНЦЕПЦИИ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Совершенствования производства
Совершенствования сбыта
Совершенствования товара
Потребительская
Позиционирования
Совершенствования взаимоотношений
Социально-этичного маркетинга
Слайд 22 КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Слайд 23 КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА (до начала 30-х годов)
«Вы имеете право выбрать
автомобиль любого цвета, если цвет будет черным»
(Генри Форд)
Слайд 25
С = (Пост.И +Пер.Иуд * К) / К,
или
С = Пост.И/К +Пер.И/К,
где С – себестоимость товара;
Пост.И – постоянные издержки;
Пер.Иуд – удельные переменные издержки:
Пер.Иуд = Пер.И / К;
К – объем производства (продаж).
ЭФФЕКТЫ МАСШТАБА И ОБУЧЕНИЯ
Слайд 26ПРИМЕРЫ КРИВЫХ ОПЫТА
В ПРОМЫШЛЕННОСТИ США
Слайд 27ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ
КРИВОЙ ОПЫТА И ДОЛИ РЫНКА
Слайд 28КЛАССИФИКАЦИЯ ФИРМ НА РЫНКЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНИМАЕМОЙ ИМИ ДОЛИ
Слайд 29КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТА
Слайд 30КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТА (до начала 50-х годов)
Продать товар любой ценой
Слайд 31 КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРА
Слайд 32КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРА (до начала 70-х годов)
Бытовой магнитофон G-type (1950)
Магнитная
лента (1950)
Транзисторный
радиоприемник
TR-55 (1955)
Первый транзисторный
телевизор TV8-301
(1960)
Первый видеомагнитофон CV-2000 (1965)
Слайд 34 ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (до конца 70-х годов)
Ваш единственный начальник – это
ваш покупатель. Этот человек способен разорить целую компанию, или понизить
её директора в должности до охранника, просто начав регулярно покупать товары в другом магазине.
(Сэм Уолтон)
Слайд 36«Позиционирование – деятельность по выбору целевых сегментов, задающих области
конкуренции, и выбор отличительных преимуществ, определяющих методы конкурентной борьбы».
(Питер
Дойль)
КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
(80-е – 90-е годы)
Слайд 37 КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ (80-е – 90-е годы)
«Вещь чего-то стоит только
тогда, когда покупатель готов платить за те отличия, которые он
в ней увидел».
(Джек Траут)
Слайд 38КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
(80-е – 90-е годы)
«Чем более схожи бренды, тем
меньше роль разума при выборе товара. Производитель, посвятивший свою рекламу
формированию четко определенной индивидуальности бренда, получит наибольшую долю рынка при наивысшей прибыли. А тот, кто растиражировал свой бюджет на стимулирование, - близорукий авантюрист, который здорово влип».
(Дэвид Огилви)
Слайд 39КАРТА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Слайд 40 КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (С ПОТРЕБИТЕЛЕМ)
Слайд 41Привлечение нового потребителя обходится фирме в 3-5 раз дороже, чем
удержание существующего
Ежегодно средняя фирма теряет 10% своих потребителей. При снижении
этой цифры вдвое прибыль увеличивается на 85 %
Удовлетворительный ответ на претензии только повышает лояльность потребителей
Только 14 % потребителей покидают фирму из-за низкого качества товара, а 66% - из-за неприемлемого отношения к ним торгового персонала
На каждого потребителя, высказавшего претензии фирме, приходится ещё 26 человек, имевших с ней проблемы
Недовольный потребитель предостережёт от печального опыта не менее 14 друзей и знакомых
(Питер Дойль)
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (ХХI век)
Слайд 42ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АЭРОФЛОТА
Слайд 43МАРКЕТИНГ- МИКС (4Р+…)
Product (товарный маркетинг)
– ориентированная на рынок
разработка ассортиментного ряда товаров, их свойств (качества), упаковки, имиджа марки
и т. д.
Price (ценовой маркетинг)
– ориентированная на рынок разработка уровня и поведения цен, ценовых методов стимулирования сбыта.
Place (сбытовой маркетинг)
– выбор оптимальных каналов и места сбыта, торговых посредников, оптимизация хранения и транспортировки товара.
Promotion (маркетинг коммуникаций)
– система информирования потенциальных клиентов, создания положительного мнения о товаре и фирме, побуждения потребителей к покупке.
P… - ???
Слайд 44Positioning - позиционирование
People - продавцы и покупатели товара (маркетинг отношений)
– разработка кадровой политики компании (подбор и обучение персонала, ориентированного
на клиента и цели фирмы);
Personal selling – личная продажа;
Presentation – презентация товара, дизайн торговой точки;
Participations – участники торговой деятельности;
Physical evidence – физическое присутствие.
ВОЗМОЖНЫЕ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ «Р»
Слайд 45Research - исследования
Relationship – взаимоотношения
Retailing - розничная торговля
Rate - скорость
Resources
- ресурсы
Reliability - надежность
Reward - вознаграждение
ДОПОЛНЕНИЕ К «Р» - 7
R
Слайд 46ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МАРКЕТИНГА
Слайд 47ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МАРКЕТИНГА
Потребительский(b2с) маркетинг
Индустриальный (b2b) маркетинг
Маркетинг промышленных товаров
Маркетинг продовольственных товаров
Торговый
маркетинг
Агромаркетинг
Маркетинг интеллектуального продукта
Маркетинг услуг
Слайд 48ВИДЫ МАРКЕТИНГА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПРОСА НА ТОВАРЫ
Стимулирующий маркетинг-
спрос отсутствует,
следует его создавать
Конверсионный маркетинг -
спрос негативен, необходимо изменить восприятие товара
Развивающий
маркетинг -
превращение потенциального спроса в реальный
Ремаркетинг -
спрос снижается, необходимо его восстановить
Синхромаркетинг -
спрос колеблется, необходимо его стабилизировать
Поддерживающий маркетинг - спрос соответствует предложению, надо его сохранить
Демаркетинг –
спрос чрезмерен, необходимо его снизить
Противодействующий маркетинг –
спрос иррационален, нужно свести его к нулю
Слайд 49МЕСТО МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ
Слайд 50ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЗГЛЯДОВ НА МЕНЕДЖМЕНТ
Отказ от монополии на управленческий
рационализм классических школ менеджмента
Акцент на гибкости и адаптивности к
постоянным изменениям внешней среды
Использование в управлении современных методологических подходов (маркетингового, процессного, системного, программно-целевого, ситуационного, количественного)
Использование методов стратегического планирования и управления
Использование информационных технологий
Слайд 51МАРКЕТИНГ КАК ОДИН ИЗ ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
Стратегический менеджмент
Производственный менеджмент
Маркетинг
Инновационный менеджмент
Кадровый менеджмент
Финансовый
менеджмент
Информационный менеджмент
МЕНЕДЖМЕНТ
Антикризисный менеджмент
Корпоративное управление
Слайд 52МАРКЕТИНГ - ОДНА ИЗ ОСНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Маркетинг
Инновационный менеджмент
Финансовый
менеджмент
Информационный менеджмент
Управление человеческими ресурсами
Слайд 53МЕСТО МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОЦЕССОВ
В ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Слайд 54РОЛЬ МАРКЕТОЛОГОВ В ПРОВЕДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Слайд 55МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
ПРИБЫЛЬ
МИНИМИЗАЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
МАКСИМИЗАЦИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ
Оптимизация управления
запасами
Оптимизация, документирование и автоматизация внутренних бизнес-процессов
Анализ и прогнозирование спроса
Мониторинг и
анализ ожиданий и предпочтений потребителей
Мониторинг и анализ степени удовлетворенности потребителей
Формирование спроса и стимулирование сбыта
Оптимизация организационной структуры управления
Контроллинг
(учет издержек по МВЗ)
Программы повышения лояльности потребителей
Оптимизация ассортимента
Оптимизация взаимоотношений
с поставщиками и дистрибьюторами
Оптимизация управления HR
Управление жизненным циклом товара
Брендинг
Привлечение новых потребителей
Слайд 56МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕПОЧКЕ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ
Инфраструктура организации
Управление трудовыми ресурсами
Совершенствование технологий
Общее управление
Входящая
логистика
Производство
Исходящая
логистика
Маркетинг
и продажи
Сервис
ПРИБЫЛЬ
Вспомогательные виды деятельности
Основные виды деятельности
«Преимущества в конкуренции нельзя понять, если смотреть на фирму в целом»
«В последовательности действий, которые совершает фирма, чтобы доставить своим потребителям требуемое ими, необходимо выделять реальные преимущества в области минимизации издержек и дифференциации»
(М.Портер)
Слайд 57МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ ЗАДАЧ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Слайд 58Потребитель
Требования
Потребитель
Удовлетво-
ренность
Управленческие процессы
Вспомогательные процессы
Основные процессы
Вход
Выход
Общие требования
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД – ОДНА ИЗ ОСНОВ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Слайд 59ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Ориентация на потребителя
Процессный подход
Системный подход
Принятие решений, основанное на
фактах
Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Лидерство руководителя
Вовлечение работников
Постоянное улучшение
Слайд 60МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В СМК
Исследование и понимание ожиданий и нужд клиентов
Гарантирование, что цели и задачи организации связаны с ожиданиями и
нуждами клиентов
Постоянное обсуждение ожиданий и нужд клиентов
Мониторинг и оценка удовлетворенности клиентов
Систематическое управление взаимоотношениями с клиентами
Гарантирование, что существует сбалансированный подход между стремлением удовлетворить нужды клиентов и других заинтересованных сторон (акционеры, сотрудники, поставщики и т.д.)
Слайд 61БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ «ТРАДИЦИОННОМ» ПОДХОДЕ
Слайд 62БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ МАРКЕТИНГОВОМ ПОДХОДЕ
Слайд 63РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «МАРКЕТИНГ-МИКС» В МАРКЕТИНГОВЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ ВЕРХНЕГО УРОВНЯ
Слайд 64
ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ
К ОРГАНИЗАЦИИ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ МАРКЕТИНГА
Слайд 66ЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ СПЕЦИФИКИ КОМПАНИИ
Вся маркетинговая деятельность осуществляется
самостоятельно собственными подразделениями фирмы
- средний бизнес, крупные компании, ориентированные
на рынок товаров промышленного назначения ТПН
Используются специализированные маркетинговые компании, оказывающие консалтинговые услуги (реклама, маркетинговые исследования)
крупные компании, ориентированные на рынок потребительских товаров
Ряд маркетинговых функций выполняют по совместительству другие подразделения фирмы
- мелкие и малоприбыльные фирмы
Слайд 67ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФИРМЫ
Планирование товарного ассортимента
Изучение рынка и спроса
Ценообразование
Оптимизация
хранения, транспортировки товаров, сбыта и торговых отношений
Реклама и стимулирование сбыта
Создание
имиджа компании
Организация и ведение конкурентной борьбы
Прогнозирование
Слайд 68ВОЗМОЖНЫЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ (ТОВАРНАЯ, РЫНОЧНАЯ)
МАТРИЧНАЯ (ПРОЕКТНАЯ)
ДИВИЗИОНАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
Слайд 69ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ
Руководитель маркетинговой службы
Отдел маркетинговых исследований
Отдел
товарного маркетинга
Отдел ценового маркетинга
Отдел продвижения
Отдел
сбыта
Слайд 70ТОВАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ
Руководитель маркетинговой службы
Управляющий маркетингом
по
товару А
Управляющий маркетингом
по товару В
Управляющий маркетингом
по товару С
Слайд 71РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ
Руководитель маркетинговой службы
Управляющий маркетингом
по
региону А
Управляющий маркетингом
по региону В
Управляющий маркетингом
по региону С
Слайд 72ТОВАРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ
Руководитель маркетинговой службы
Отдел маркетинговых исследований
Отдел
товарного маркетинга
Отдел ценового маркетинга
Отдел продвижения
Отдел
сбыта
Управляющий по сбыту товара А
Управляющий по сбыту товара В
Управляющий по сбыту товара С
Слайд 73ТОВАРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ
Руководитель маркетинговой службы
Отдел маркетинговых исследований
Отдел
товарного маркетинга
Отдел ценового маркетинга
Отдел продвижения
Отдел
сбыта
Управляющий по сбыту
в регионе
А
Управляющий по сбыту
в регионе В
Управляющий по сбыту
в регионе С
Слайд 74МАТРИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ
Руководитель маркетинговой службы
Маркетинговая программа А
Маркетинговая
программа В
Маркетинговая программа С