Слайд 1
Основные исследовательские традиции в изучении коммуникации (риторика и психология)
(темы 1,3
учебного курса «Теория коммуникации». Раздел 2)
Слайд 2Многообразие изучения коммуникации. Основные исследовательские традиции
(учебные вопросы)
1. Модель теории коммуникации
Р.Крейга.
Общая характеристика
2. Риторический подход к изучению коммуникации
3. Психологический подход
к изучению коммуникации
Слайд 3Robert T. Creig
Профессор университета Колорадо (США),
Теоретик коммуникации.
Автор многих публикаций
и статьи «Теория коммуникации как область знания» (Communication Theory as
a Field, 1999)
Слайд 4
Модель теории коммуникации Р.Крейга,
основные черты
двухуровневая метамодель (1)
конститутивная модель
(2)
диалогическая модель (3)
диалектическая модель (4)
Слайд 5
Модель теории коммуникации Р.Крейга,
основные традиции (направления) изучения коммуникации (7 +
1), США
риторическая
кибернетическая (системная)
социально-психологическая
критическая
семиотическая
социально-культурная
феноменологическая
(прагматическая, 2000 год)
Слайд 6
Модель теории коммуникации Р.Крейга,
основные традиции (направления) изучения коммуникации (7 +
1)
Слайд 7
Модель теории коммуникации Р.Крейга,
основные традиции (направления) изучения коммуникации (7 +
1), США
Слайд 8
Рубрики для рассмотрения традиции (направления).
Содержание и взаимодействие традиций
понятие
о коммуникации;
какие задачи решаются в коммуникации;
основные понятия;
в чем традиция является
убедительной;
какие идеи в традиции подвергаются сомнению.
научная основа, персоналии
Слайд 9
Ментальные инструменты для характеристики традиции (направления).
Название традиции;
Метафора (ключевое слово);
Характеризующая
модель коммуникации;
Слайд 10
Риторический подход к изучению коммуникации
Понятие о коммуникации:
- Коммуникация есть
искусства публичного выступления (Communication as Artful Public Address)
Слайд 11
Риторический подход к изучению коммуникации
Основные понятия:
искусство, оратор, аудитория,
речевые средства, логика, аргументация, риторика, эмоция, стратегия, стиль
Слайд 12
Риторический подход к изучению коммуникации
Какие задачи решаются в коммуникации:
-
Постановка и решение важных социальных вопросов; решение проблем, когда требуется
сообщение важных новостей и знаний, убеждение, коллективное обсуждение
Слайд 13Базовая модель риторической коммуникации
модель Аристотеля (риторическая модель):
оратор – речь
- слушатель
Слайд 14
Ментальные инструменты для характеристики традиции (направления).
Название традиции - риторическая;
Метафора
(Слово);
Характеризующая модель коммуникации (модель Аристотеля)
Слайд 15
Риторический подход к изучению коммуникации
Примечательна роль языка, самой возможности
высказываться в выражении этой до- познавательной и вместе с тем
имманентной ситуации познания. Обнаружение Другого, вообще первичных определенностей иного, в различении сущего и бытия по Левинасу - это очень напряженный момент. Такое погруженное в бытие, и потому только более возможное открытие иного, есть «просьба и молитва, специальный язык, который в коммуникации данного включает в себя призыв о спасении, о помощи, адресованный другому» [6, С. 185]. Этот непрерывный как бы «гул» выходит в явленность драматическим напряжением Говорения, к которому еще надо «подняться» [6, С. 183] и которое происходит во взаимной отнесенности и обусловленности Сказанного и Не-Сказанного. «В Говорении мы неожиданно обнаруживаем эхо Сказанного, значение которого не собрано воедино» [6, С. 188].
Клягин С.В. Предстояние: о познании жизни в опознании коммуникации // Феномен коммуникации в познании и творчестве жизни. СПб. : Изд-во Политехн.ун-та, 2014. С. 5-18.
Слайд 16
Риторический подход к изучению коммуникации
...Сначала слово, потом мысль. Мы
слышим постоянное в нас и через нас сообщение, потом думаем.
(Бибихин
В.В. «Витгенштейн»)
«A word is dead
When it is said,
Some say.
I say it just
Begins to live
That day»
(Emily Dickinson)
мир – слово – язык – говорение – изречение- высказывание
Слайд 17Прикладные возможности традиции
Возможность убеждения и влияния;
Управление и образование;
Развитие культурного потенциала
человека;
Сохранение устного слова
Слайд 18
Психологический подход к изучению коммуникации
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа;
λόγος — знание) — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения
структуры и процессы, с целью объяснения поведения человека и животных, а также психологических особенностей отдельных людей либо их групп.
Психология включает в себя отрасли:
фундаментальная
прикладная
практическая
Слайд 19
Предпосылки психологического подхода к изучению коммуникации
В теории коммуникации 50-60-х
годов происходит «психологизация» коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться
как коммуникация между людьми.
Приоритет - Межличностная коммуникация.
Грегори Бейтсон (Gregory Bateson) и калифорнийская группа исследователей Palo Alto Group, во главе с психотерапевтом Полем Вацлавиком (Watzlawick). Основные идеи:
- коммуникация рассматривается прежде всего как взаимодействие, признается, что каждый из участников оказывает влияние на ход этого взаимодействия.
- feedback
fields of experience
важность генерирования смысла (meaning) в коммуникативном взаимодействии.
- два уровня смысла: содержательный (content meaning) и отношенческий (relationship meaning)
Слайд 20
Рубрики для рассмотрения традиции (направления).
понятие о коммуникации;
какие задачи
решаются в коммуникации;
основные понятия;
в чем традиция является убедительной;
какие идеи в
традиции подвергаются сомнению.
научная основа, персоналии
Слайд 21
Психологический подход к изучению коммуникации
Понятие о коммуникации:
коммуникация есть личностное
(само)выражение, взаимодейстие и влияние (Communication as Interpersonal Influence)
Слайд 22
Психологический подход к изучению коммуникации
Какие задачи решаются в коммуникации:
приспособление
к ситуации коммуникации, «включение» в коммуникацию, (само)управление поведением и состояниями
в процессе коммуникации
Слайд 23
Психологический подход к изучению коммуникации
Основные понятия:
- личность, поведение,
переживание, воздействие, восприятие, эмоция, познание, установка, взаимодействие
Слайд 24Прикладные возможности традиции
использование в образовательной деятельности
применение в управлении и практиках
прагматических коммуникаций
возможность познания себя и других
включение в коммуникацию многообразия человеческих
феноменов
Слайд 25
Психологический подход к изучению коммуникации
"Живое присутствие простирается вовне из
его нетождественности себе самому... Нечто всегда уже-след"
... (Жак Деррида)