Слайд 1Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
Слайд 2Понятие АФК
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической
культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья [1].
Слайд 3Актуальность АФК
Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое
пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для
общения, полноценных эмоций, познания мира. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры».
Слайд 4Теория АФК
Теория АФК как интегративная дисциплина гармонично связана с теорией
физической культуры как базовой дисциплиной, с ее новейшими макротенденциями развития,
философией, культурологией, социологией, общей и специальной педагогикой, гуманистической психологией, валеологией, а также с дисциплинами медикобиологического цикла: анатомией, нормальной и патологической физиологией, общей и частной патологией, морфологией, генетикой и др. дисциплинами.
Слайд 5Опорные Концепции АФК
В связи с многообразием наук, изучающих человека в
разных аспектах, необходимо выделить те опорные концепции, которые являются существенными
для формирования личности человека с ограниченными возможностями, его духовного и физического развития, социализации и интеграции в общество.
Слайд 6Опорные Концепции АФК
Во-первых: утверждение человека как высшей ценности на земле
независимо от здоровья; нет ничего дороже, чем жизнь человека (В.П.
Казначеев, 1988; В.П. Петленко, 1996), приоритета человека как высшей ценности образования и культуры (В.И. Столяров, 1988; Е.В. Утишева, 1995; Ю.А. Гагин, 1996);
Слайд 7Опорные Концепции АФК
Во-вторых, понимание человека как целостной неделимой сущности, в
которой интегрируется биологическое и духовное, психосоматическое и социокультурное единство (Н.А.
Пономарев, 1994; В.В. Кузин, Б.А. Никитюк, 1995; П.М. Китаев, 1997; В.М. Выдрин, 2001);
Слайд 8Опорные Концепции АФК
В-третьих, признание человека как личности, уникальность которой определяется
сплавом врожденных особенностей, влиянием среды обитания, в которой она формируется,
своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, задатков, способностей и т.п. (В.К. Бальсевич, 1988; Л.И. Лубышева, 1996);
Слайд 9Опорные Концепции АФК
В-четвертых, признание личности как существа свободного, одухотворенного, нравственного,
природной основой которого является добро, чувство справедливости, сострадания, милосердия (А.Х.
Маслоу, 1987; К.Р. Роджерс, 1994; А.Б. Орлов, 1995);
Слайд 10Опорные Концепции АФК
В-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации
и творчеству во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и
в физической культуре (А.Я. Арет, 1968; А.Х. Маслоу, 1987; С.В. Молчанов, 1991; М.А. Недашковская, 1990; В.С. Быков, 2000) [2].
Слайд 11Вывод
Проанализировав основные концепции АФК, приходим к выводу, что фундаментом методологии
теории адаптивной физической культуры является привлечение в качестве опорных концепций
философско-медицинских категорий, раскрывающих общие закономерности функционирования организма с патологическими нарушениями,
Слайд 12Вывод
культурологической концепции взаимосвязи биологического и социального, телесного и
духовного в жизнедеятельности человека, концепций гуманистической психологии и специальной педагогики
– признания человека как целостной сущности и уникальной личности, способной к духовному совершенству и творчеству, социализации и интеграции в общество, теории самовоспитания личности – отражает сущностные стороны и гуманистическую направленность образовательной деятельности.
Слайд 13Список источников:
1. https://studfiles.net/preview/2899012/ ;
2. https://studfiles.net/preview/4496490.