Слайд 1Лекция № 5 Основные положения
экологического и информационного права России
Введение
Понятие,
предмет, субъекты и объекты экологического права, экологическое правоотношение. Система экологического
права.
Понятие, предмет, субъекты и объект информационного права России, информационное правоотношение. Система информационного права России. Защита информации.
Заключение
Слайд 8Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и
окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Таким образом, субъектами экологического
права являются юридические и физические лица, в том числе – Российская федерация, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления.
Слайд 13Законы – нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.
Все
иные нормативные правовые акты являются подзаконными, т.е. акты, принимаемые Президентом
РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
Слайд 16Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность
участников соответствующих отношений (федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо
охраняемых природных территориях» и др.).
Слайд 17Нормативные правовые акты процессуального характера посвящены правилам судопроизводства гражданского, арбитражного,
уголовного, административного (ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ).
Слайд 18По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно
условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются
систематизированные нормативные правовые акты. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В праве окружающей среды кодифицированные акты – Закон «Об охране окружающей природной среды», Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О недрах» и др.
Слайд 19Систему источников экологического права образуют:
• Конституция РФ,
• федеративные договоры,
• международные
договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
• законы (конституционные
и федеральные),
• нормативные указы и распоряжения Президента РФ,
• нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ,
• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
• нормативные правовые акты министерств и ведомств,
• нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
• локальные нормативные правовые акты,
• судебные решения.
Слайд 22Развитие информационных технологий, создание новых компьютерных сетей, расширение сферы информационной
деятельности – эти и другие характерные черты процесса информатизации жизни
человека
и всего общества обусловили появление такой новой отрасли права, как информационное.
Слайд 23Оно сложилось во многих странах современного мира, в том числе
в последнее десятилетие и в России. По сравнению с другими
отраслями права, такими, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, оно находится еще на самом начальном этапе своего развития, во многом еще только формируется, однако присущий ему динамизм, предопределяемый
общественными потребностями, позволяет ему занять достойное место в системе сложившихся отраслей права.
Слайд 24Под информационным правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения,
возникающие в информационной сфере (в сфере производства, преобразования и потребления
информации), охраняемые силой государства.
Слайд 25Предмет правового регулирования информационного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся
и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате
осуществления информационных процессов.
Слайд 26Под методом правового регулирования в информационном праве понимают совокупность способов
воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.
Слайд 27Объектом информационных правоотношений является информация независимо от ее вида, назначения,
способа создания, сферы использования.
Слайд 28Информационные правоотношения — это социальные отношения, параметры которых определены информационно
правовыми и иными нормами, а объектом (основным или дополнительным) является
циркулирующая в информационной сфере информация вне
зависимости от ее формы и вида ее представления.
Слайд 29Особенностями информационных отношений является то, что они:
1) возникают, развиваются и
прекращаются в информационной сфере при обращении информации;
2) опосредуют государственную политику
признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
Слайд 303) отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования при
осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и
юридических
свойств информации и информационных объектов.
Слайд 32Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения,
являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном
законодательстве.
Слайд 34В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия,
общие принципы, право вые формы и методы правового регулирования деятельности
в информационной сфере.
Слайд 35Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в
которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы.
Слайд 36К источникам регулирования информационных правоотношений относятся информационное законодательство, локальные нормативно-правовые
акты, информационные соглашения, договоры на оказание информационной поддержки и т.
д.
Слайд 37Система информационного законодательства основывается: на Конституции Российской Федерации, международных договорах
Российской Федерации, ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
Слайд 38Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой
информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах
массовой информации.
Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (ст. 4. ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Слайд 40В настоящем законе используются следующие основные понятия:
Информация - сведения (сообщения,
данные) независимо от формы их представления.
Информационные технологии - процессы, методы
поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Слайд 41Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и
обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Информационно-телекоммуникационная сеть -
технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Слайд 42Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на
основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к
информации, определяемой по каким-либо признакам.
Слайд 43Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
Конфиденциальность
информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной
информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Слайд 44Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом
лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Распространение информации - действия,
направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
Слайд 45Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация
с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством
Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
Слайд 46Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то
есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных
вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Слайд 47Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность
по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации,
содержащейся в ее базах данных.
Слайд 48Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и
защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи,
производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
Слайд 493) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных
федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
Слайд 506) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни,
недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни
лица без его согласия;
Слайд 518) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних
информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных
технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Слайд 52Информация как объект правовых отношений
Информация может являться объектом публичных, гражданских
и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом
и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ст. 5. ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Слайд 53Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на
общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен
федеральными законами (информация ограниченного доступа) (ст. 5. ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Слайд 54Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется
на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих
в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Слайд 55Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская
Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Слайд 56Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
1) разрешать
или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого
доступа;
2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
Слайд 574) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного
получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
5) осуществлять иные
действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
Слайд 58Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
1) соблюдать права и
законные интересы иных лиц;
2) принимать меры по защите информации;
3) ограничивать
доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Слайд 59К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ
к которой не ограничен.
Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по
их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Слайд 60Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск
и получение любой информации в любых формах и из любых
источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Слайд 61Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного
самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а
также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Слайд 62Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в
том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети
"Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Слайд 63Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления,
общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации,
могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Слайд 64Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим
права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим
правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
Слайд 654) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов,
а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных
или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Слайд 66Предоставляется бесплатно информация:
1) о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
2) затрагивающая права и
установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
3) иная установленная законом информация.
Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Слайд 67Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Слайд 68Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую
тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой
информации, а также ответственность за ее разглашение.
Слайд 69В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований,
установленных законодательством Российской Федерации.
Информация, распространяемая без использования средств массовой информации,
должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
Слайд 70При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации,
в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее
информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.
Слайд 71Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих
в обмене информацией.
Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления
информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
Слайд 72Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной,
расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации,
за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Слайд 73Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер,
направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования,
блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
Слайд 74Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления
требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства
Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Слайд 75Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской
Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или)
передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
Слайд 764) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате
которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или
уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Слайд 77Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.
Слайд 78Нарушение требований законодательства о защите информации влечет за собой дисциплинарную,
гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Слайд 79Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи
с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой
информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.