Слайд 1Основные понятия об информации. Классификация информационных систем и информационных технологий
Слайд 2Информация— это новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем
как полезные. Она расширяет запас знаний конечного потребителя об окружающем
нас мире.
Информация — это отчужденное знание (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), которое может быть записано на материальный носитель для того, чтобы быть доступным кому-либо.
Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные.
Слайд 3Данные — это факты, которые введены, сохранены и обработаны ИС
(информационной системой).
Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые
по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию.
Экономическая информация — совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.
К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе: о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.
Слайд 4Показатели качества экономической информации:
объективность — связана с правильностью ее отбора
и формирования для адекватного отражения заданных свойств объекта;
полнота — означает,
что информация содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного управленческого решения набор экономических показателей;
доступность — обеспечивается возможностью выполнения соответствующих процедур ее получения и преобразования;
актуальность — определяется степенью сохранности информации для обеспечения управления в момент ее использования;
современность и своевременность — означают, что информация может быть использована при выработке управляющего решения без нарушения установленной процедуры. Несвоевременное получение информации приводит к потерям и в сфере производства, и в сфере управления)
устойчивость — это свойство результатной информации реагировать на изменения исходных данных, сохраняя необходимую точность расчетов;
достоверность — это свойство информации отражать реально существующие объекты с необходимой точностью; определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы
ценность — определяется эффективностью осуществляемого на основе информации экономического управления;
точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями;
оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.
Слайд 5Структурные компоненты экономической информации
Реквизит - логически неделимый информационный элемент,
описывающий определенные особенности объекта, процесса, явления и т.п.:
реквизит-признак описывает
качественные особенности информации (например, место действия, ФИО исполнителя и др.);
реквизит-основание представляет количественную характеристику (например, объем продукции в штуках, цена в рублях и пр.).
Показатель - образуется сочетанием одного реквизита-основания с одним или несколькими соответствующими ему реквизитами-признаками. Показатель – информационная совокупность наименьшего состава, достаточная для образования самостоятельного сообщения или формирования документа.
Документ совокупность логически связанных реквизитов, имеющая юридическую силу.
Массив документов является совокупностью однородных экономических документов (бумажных или машинных).
Информационный поток совокупность однородных массивов документов, находящихся в движении.
База данных - упорядоченная совокупность разнородных информационных массивов, хранимая и необходимая для принятия решений в определенной области управления.
База знаний - спроектированная, упорядоченная совокупность данных, расширяющих сведения по любому объекту базы данных.
Информационная система – систематизированная совокупность разнородной информации, необходимая для целей управления (объектом, явлением и т.д.)
Слайд 6Информирование предполагает процесс передачи и приема сведений или знаний. Информация
извещает и уведомляет, удивляет и стимулирует, уменьшает неопределенность, показывает дополнительные
возможности, помогает устранить несоответствия или недостатки, воздействует на людей, стимулируя их к действиям.
Информатизация — это организованный научно-технический процесс создания оптимальных условий с целью удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов посредством современных информационных технологий и развитой инфраструктуры.
Слайд 7Знания – это проверенный практикой результат изучения реальной действительности, отражающий
содержание объектов, процессов и явлений.
Декларативные отражают факты или наличие свойств
у объектов, субъектов, предметов.
Процедурные знания не зависят от происходящих событий, зафиксированных в форме декларативных знаний. Они зависят от целей обработки знаний и способов их представления.
Неосознанные знания играют немаловажную роль в деятельности человека. Их можно разделить на нейролингвистические, ассоциативные и интуитивные.
Слайд 8Понятие информационной системы (ИС)
Под системой понимают любой объект, который одновременно
рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах
достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.
Система может быть определена как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая либо цель функционирования, либо законы своего развития, относительно изолированная от окружающей среды.
Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.
Слайд 9Системой может называться аппаратная часть компьютера.
Системой может также считаться множество
программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации
и управления расчетами.
Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования.
Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Информационная система (ИС) — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Современное понимание информационной системы предполагает использование персонального компьютера в качестве основного технического средства переработки информации.
Слайд 10Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во
времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о
деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.
Слайд 11Информационные системы в экономике
Информационные системы в экономике:
отличаются цикличностью обработки, связанной
с особенностями ведения учета. Учетная информация подвергается одинаковой обработке за
одни и те же временные периоды при изменении содержания и числового наполнения;
отличаются сложностью расчетов (средним количеством арифметических, логических и прочих действий, приходящихся на одну форму показателя).
Информационная система экономического объекта является основой системы управления, она постоянно видоизменяется, появляются новые информационные потоки, обусловленные широким внедрением средств вычислительной техники и расширением производственных и финансовых связей предприятия. Функциональное назначение и тип информационной системы зависят от того, чьи интересы и на каком уровне она обслуживает.
Экономическая информационная система — это среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, персонал, технические и программные средства связи. Это система, направленная на достижение множества целей, одной из которых является производство информации, необходимой для поддержки принятия управленческих решений.
Слайд 12Свойства экономических информационных систем:
они динамичны, постоянно развиваются, могут быть подвергнуты
анализу;
при их проектировании используется принцип системного подхода, предполагающий наличие и
учет большого числа связанных между собой системных элементов.
Все предприятия, организации относятся к категории систем.
Экономическую систему (ЭС) можно трактовать как искусственную большую сложную кибернетическую систему, предназначенную для получения прибыли путем выпуска определенной продукции или оказания услуг в определенной отрасли народного хозяйства.
Можно выделить следующие свойства экономических систем:
наличие определенной цели функционирования, — получение прибыли в определенной отрасли народного хозяйства;
целостность системы благодаря наличию организационной структуры и относительная изолированность от окружающей среды.
Слайд 13Все информационные процессы, протекающие в подразделениях аппарата управления, можно разделить
на два вида:
формализуемые процессы, для которых существуют алгоритмы обработки
информации,
неформализуемые процессы.
Именно для автоматизации формализуемых процессов (составляющих до 90% всех процессов) используются специально разрабатываемые для предприятий и организаций экономические информационные системы.
Экономическая информационная система представляет собой совокупность программных, технических и информационных средств, предназначенных для автоматизации операций сбора, обработки, хранения и выдачи результатной информации пользователям для принятия управленческих решений.
Теперь информационную систему можно определить как сложную кибернетическую систему, объединяющую потоки информации аппарата и объекта управления экономической системы.
Слайд 14Понятия, характеризующие экономические информационные системы:
интегрируемость — обеспечивает взаимодействие системы с
вновь подключаемыми компонентами или подсистемами;
масштабируемость — характеризует возможность расширения системных
ресурсов и производительной мощности;
управляемость — характеризует возможность гибкого управления системой;
адаптивность — характеризует возможность системы приспосабливаться к условиям конкретной предметной области;
используемость — обеспечивает возможность реализации заложенных в систему функций;
обоснованность — позволяет получать обоснованные результаты в ходе выполнения прикладных программ;
реактивность — характеризует способность системы реагировать на внутренние и внешние воздействия;
безопасность — характеризует возможность предотвращения разрушения системы в результате несанкционированного доступа, и др.
Слайд 15Конечная цель любого предприятия — предоставлять ценности своим клиентам. Бизнес
будет прибыльным, если стоимость, которую он создает, больше, чем затраты
на его продукцию и услуги.
В каждой компании можно выделить девять видов деятельности, которые образуют цепочку создания ценностей.
Слайд 17Материально-техническое снабжение состоит из получения, хранения и распределения материалов, которые
являются входами для производства товаров или услуг. Пример — получение
и обработка стали, резины и стекла, которые автомобильный завод использует для производства машин.
Производственная деятельность превращает входы в конечные продукты или услуги. Например, сборочный конвейер на автомобильном заводе преобразует сырье в готовые автомобили.
Поставки содействуют распределению готовых товаров или услуг покупателям. Например, отправка автомобилей дилерам.
Маркетинг и сбыт облегчают приобретение товаров или услуг. Пример — телевизионная реклама и представление на рынке новых автомобилей.
Сервис обеспечивает ремонт, обслуживание и эксплуатацию. Рабочие, ремонтирующие машины, выполняют сервисные услуги.
Слайд 18Инфраструктура фирмы — организационная вспомогательная деятельность и функции, которые поддерживают
цепочку увеличения стоимости. Они включают ИС, бухучет, финансирование, юридическое обеспечение
и общее руководство.
Понятие «кадры» относится к таким видам деятельности, как прием на работу, обучение, оплата и предоставление льгот служащим.
Технологии улучшают продукт или услугу. Эта область охватывает НИОКР, компьютерные технологии и разработку промышленных образцов продукции.
Приобретения означают закупки материалов, приспособлений, оборудования и помещений, необходимых для основных видов деятельности.
Слайд 19Цепочка создания ценностей в каждой организации является частью системы создания
ценностей
ИС — важный компонент вспомогательной деятельности, который может использоваться для
того, чтобы более целесообразно и эффективно выполнять основную деятельность. Чтобы определить, где и как ИС может быть полезной в организации, необходимо использовать цепочку создания ценностей. Чтобы это сделать, надо выделить отдельные виды работ в цепи, определить затраты и добавленную стоимость каждой из них и проанализировать, где и как ИС может быть полезной. Этот подход, кроме того, помогает понять производственный процесс и связь между различными видами работ.
Слайд 21Процессы, обеспечивающие работу информационной системы
ввод информации из внешних или внутренних
источников;
обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
вывод информации
для представления потребителям или передачи в другую систему;
обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Слайд 22Информационная система определяется следующими свойствами:
любая информационная система может быть подвергнута
анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
информационная
система является динамичной и развивающейся;
при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.
Слайд 23Внедрение информационных систем может способствовать:
получению более рациональных вариантов решения управленческих
задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и
т.д.;
освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
обеспечению достоверности информации;
замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
предоставлению потребителям уникальных услуг;
отысканию новых рыночных ниш;
привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
Слайд 24Типы задач
Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы:
структурированные (формализуемые),
неструктурированные (неформализуемые)
частично структурированные.
Структурированная (формализуемая) задача — задача,
где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.
Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
Слайд 261) создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку
данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих
отчетах, управляющий принимает решение;
2) разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
Слайд 27Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е.
предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную
обработку.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить информацию, недостающую ему для принятия решения, путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
Архитектура экспертной системы включает в себя два основных компонента: базу знаний (хранилище единиц знаний) и программный инструмент доступа и обработки знаний, состоящий из механизмов, выводов, заключений (решения), для приобретения знаний, объяснения получаемых результатов и интеллектуального интерфейса. Причем центральным компонентом экспертной системы является база знаний, которая выступает по отношению к другим компонентам как содержательная подсистема, составляющая основную ценность.
Слайд 28База знаний — это совокупность единиц знаний, которые представляют собой
формализованное с помощью некоторого метода представления знаний отражение объектов проблемной
области и их взаимосвязей, действий над объектами и, возможно, неопределенностей, с которыми эти действия осуществляются.
Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции «типовых управленческих решений», в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
Слайд 29Классификация информационных систем по функциональному признаку
Структура информационной системы может быть
представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может
быть использован при классификации информационных систем.
Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции:
производственная,
маркетинговая,
финансовая,
кадровая.
Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.
Маркетинговая деятельность включает в себя:
анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;
организацию рекламной кампании по продвижению продукции;
рациональную организацию материально-технического снабжения.
Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.
Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.
Слайд 30Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:
производственные системы;
системы маркетинга;
финансовые
и учетные системы;
системы кадров (человеческих ресурсов);
прочие типы, выполняющие вспомогательные функции
в зависимости от специфики деятельности фирмы.
Слайд 31Классификация ИС по уровню управления
Тип информационной системы зависит от того,
чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления.
Слайд 33показан один из возможных вариантов классификации ИС по функциональному признаку
с учетом уровней управления и уровней квалификации персонала.
Из рисунка видно,
что чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистом и менеджером с помощью информационной системы. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности информационной системы и ее роль в принятии менеджером решений.
Слайд 34Информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках
и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов).
Назначение ИС на этом уровне — отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению.
Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.
Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система — это основной поставщик информации для остальных типов информационных систем в организации, так как содержит и оперативную, и архивную информацию.
Слайд 35К информационным системам оперативного уровня относятся:
бухгалтерская ИС;
банковских депозитов;
обработки заказов;
регистрации авиабилетов;
выплаты
зарплаты и т.д.
Слайд 36Информационные системы этого уровня помогают специалистам, работающим с данными, повышают
продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных
систем — интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.
В этом классе информационных систем можно выделить две группы:
1) информационные системы офисной автоматизации;
2) информационные системы обработки знаний.
Слайд 37Информационные системы для менеджеров среднего звена
Информационные системы данного уровня менеджмента
используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля,
принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:
сравнение текущих показателей с прошлыми; составление периодических отчетов за определенное время;
выдача отчетов по текущим событиям, в том числе на оперативном уровне; обеспечение доступа к архивной информации и т.д.
Слайд 38Управленческие информационные системы имеют крайне небольшие аналитические возможности. Они обслуживают
управленцев, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел.
Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в фирме и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов.
Слайд 39Характеристики управленческих ИС:
используются для поддержки принятия решений структурированных и частично
структурированных задач на уровне контроля за операциями;
ориентированы на контроль, отчетность
и принятие решений по оперативной обстановке;
опираются на существующие данные и их потоки внутри организации;
имеют малые аналитические возможности и негибкую структуру.
Слайд 40Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых
трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с
несколькими моделями. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем.
Характеристики систем поддержки принятия решений:
обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать;
оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа;
позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные;
отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий по несколько раз в день;
имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.
Слайд 41Стратегическая информационная система — компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия
решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.
Известны ситуации, когда
новое качество информационных систем заставляло изменять не только структуру, но и профиль фирм, содействуя их процветанию.
Слайд 42Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные
задачи, подобные описанным выше, осуществлять долгосрочное планирование.
Основная задача — сравнение
происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы.
Они призваны создать общую среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях.
Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников.
Для некоторых стратегических систем характерны ограниченные аналитические возможности.
Слайд 44В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления
фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные
Ручные ИС характеризуются
отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.
Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.
Слайд 45Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу
пользователя без сложных преобразований данных.
Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки
информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.
Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных.
Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.
Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
Слайд 46Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.
Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто
любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся ИС управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.
ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функции производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например, получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.
Слайд 47Классификация автоматизированных информационных систем
Слайд 48Информационная технология
Информационная технология – это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над
информацией с использованием средств и методов автоматизации.
Операциями являются элементарные
действия над информацией.
Для удобства проектирования и управления технологические операции объединяют в процедуры (этапы), т.е. в более укрупненные элементы технологий.
К типовым технологическим процедурам относят:
сбор и регистрацию информации;
ее передачу;
обработку, хранение, накопление, поиск;
анализ, прогноз, принятие решений.
Слайд 50Обработка информации может включать
Обработка документов – это процесс создания и
преобразования документов. Их обработка заключается в классификации, кодировании элементов данных,
сортировке, преобразовании в нужную форму, размещении в базах данных, поиске и выдаче пользователям.
Обработка изображений включает операции анализа, преобразования и интерпретации изображений.
Обработка текстов включает операции ввода, хранения, редактирования, форматирования, печати и файловой записи текстов.
Обработка таблиц предназначена для ввода, создания, манипулирования, редактирования табличной информации, формул, списков и предоставления их в виде диаграмм.
Обработка сигналов – это процесс преобразования сигналов. Сложные операции обработки сигналов опираются на методологию искусственного интеллекта.
Обработка речи включает операции анализа, распознавания, преобразования речи в текст и синтеза речи.
Слайд 51Классификация автоматизированных информационных технологий