Слайд 1
Основные понятия управления социальной организацией
Слайд 4Основные понятия:
Задачи раздела 4.
1. Определение основных понятий в сфере управления
социальной организацией:
- менеджмент, руководство, управление;
подходы;
общие и частные принципы;
функции функционирования и
развития;
методы;
законы межличностных отношений;
стиль руководства.
2. Знакомство с основополагающими принципами менеджмента качества.
Слайд 5Основные понятия:
МЕНЕДЖМЕНТ:
РУКОВОДСТВО:
УПРАВЛЕНИЕ:
Слайд 6Основные понятия:
МЕНЕДЖМЕНТ (в широком смысле) – управление организациями любой формы
в условиях рыночной экономики и сопутствующего ей гражданского общества.
Слайд 7Основные понятия:
РУКОВОДСТВО – осуществление ответственного и квалифицированного управления коллективом (организацией);
- способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать для достижения целей организации.
Слайд 8Основные понятия:
УПРАВЛЕНИЕ – непрерывная последовательность действий, осуществляемая субъектом управления, в
результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта (воздействие руководителя
на свой объект, направленное на достижение цели).
Слайд 9Основные понятия:
Подходы
Принципы
Функции
Методы
Законы
Слайд 10Подход – совокупность принципов, приёмов и методов, позволяющих решать задачи
управления.
1. Командно-административный
2. Ситуационный
3. Интуитивный
4. Эмпирический
5. Системный
6. Программно-целевой
7. Оптимизационный
8. Инновационный
9. Экологический
10.
Процессный
11. Социологический
12. Синергетический
13. Аксиологический
14. Стратегический
15. Акмеологический
Слайд 11Подход – совокупность принципов, приёмов и методов, позволяющих решать задачи
управления.
1. П
2. О
3. Л
4. Ж
5. И
6. Н
7. Е
8. К
9. Г
10.
В
11. А
12. Б
13. Д
14. З
15. М
Слайд 12Принципы – основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых
реализуется менеджмент.
Общие принципы менеджмента - важнейшие (стратегические)
требования, соблюдение которых обязательно для любых систем управления и организации:
СИСТЕМНОСТЬ
ОБЪЕКТИВНОСТЬ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ПРИНЦИП ВЕДУЩЕГО ЗВЕНА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
ВЕРОЯТНОСТЬ —
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Слайд 13Принципы – основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых
реализуется менеджмент.
Частные принципы менеджмента - важнейшие требования,
которые применяются при анализе и управлении определенными организациями или сферами деятельности:
ПРИНЦИПЫ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СТРУКТУРАМИ
ПРИНЦИПЫ Д. КАРНЕГИ
12 ПРИНЦИПОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Слайд 14Принципы – основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых
реализуется менеджмент.
Административные принципы ( А. Файоль)
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
ВЛАСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ДИСЦИПЛИНА
ЕДИНОНАЧАЛИЕ
ЕДИНСТВО РУКОВОДСТВА
ПОДЧИНЕНИЕ ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБЩИМ
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
ПОРЯДОК
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СКАЛЯРНАЯ ЦЕПЬ
КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ,
СТАБИЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ ПЕРСОНАЛА,
ИНИЦИАТИВА
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
Слайд 15Принципы – основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых
реализуется процесс управления.
Общие принципы управления:
социальная направленность;
законность;
объективность;
комплексность;
целенаправленность;
кооперация и разделение управленческого труда;
функциональность
(конкретизация функций исполнителя);
демократизация и гуманизация.
Принципы демократического (человекоцентристского) управления:
уважения и доверия к человеку;
сотрудничества;
социальной справедливости;
индивидуального подхода;
обогащения работы;
управления успехом;
личного стимулирования;
коллективного принятия решений;
горизонтальных связей.
Слайд 16Функция – совокупность однотипных и повторяющихся задач, которые необходимо решить
для обеспечения стабильного функционирования системы.
Функции функционирования:
Слайд 17Функция – совокупность однотипных и повторяющихся задач, которые необходимо решить
для обеспечения стабильного функционирования системы.
Функции функционирования:
Анализ - сбор, обработка,
классификация, систематизация, хранение и использование информации для обоснования и реализации управленческого решения.
Прогнозирование - определение вероятностных целей функционирования и развития системы и вероятностных путей их достижения.
Управленческое решение - поиск и нахождение наиболее эффективного и рационального варианта действий руководителя.
Планирование - определение конкретных целей функционирования и развития системы и путей и средств их достижения.
Организация - совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы.
Координация - необходимое согласование действий органов управления, коллективов или отдельных работников.
Регулирование – процесс устранения отклонений от заданных плановых значений или от естественного хода процесса.
Стимулирование – побуждение людей к повышению эффективности деятельности.
Контроль – выявление степени соответствия текущих показателей плановым заданиям.
Учёт – подведение итогов деятельности за определённый отрезок времени.
Слайд 18Функция – совокупность однотипных и повторяющихся задач, которые необходимо решить
для обеспечения стабильного функционирования системы.
Функции развития:
Слайд 19Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Целеполагание – процесс формирования цели и перспективных
задач, определение рисков потерь, прогнозирование результатов и методов их достижения.
Предполагаемый
результат
Предполагаемый
результат
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Слайд 20Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Мотивация – побуждение и воодушевление коллектива к
действиям (продолжению действий) в нужном направлении.
Слайд 21Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Коммуникация – установление горизонтальных взаимосвязей внутри коллектива,
а также вертикальных (иерархической и обратной), в т.ч. с вышестоящими подразделениями, а также с внешней средой.
Участники коммуникационных процессов:
источник информации,
передаваемая информация,
средство передачи информации,
потребитель информации.
Слайд 22Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Информирование – обеспечение членов коллектива и внешней
среды совокупностью сведений о состоянии управляющей и управляемой систем, а также окружающей среды.
Слайд 23Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Активизация – совокупность мер, предпринимаемых с целью
интенсификации и повышения эффективности деятельности коллектива. Основные аспекты:
Активная ориентация в новшествах.
Осознание структуры своей деятельности, качеств личности, профессионального развития.
Инициатива, самостоятельное целеполагание, планирование, предвосхищение.
Интенсивная включённость в инновационные процессы.
Стремление к саморегуляции (самоконтролю, самокоррекции).
Постоянная настроенность на саморазвитие и самобновление.
Стремление к самореализации и творческому созиданию.
Слайд 24Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Активизация – совокупность мер, предпринимаемых с целью
интенсификации и повышения эффективности деятельности коллектива (побуждение к активности).
Слайд 25Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Интеграция личностей – создание системы мер объединения
потенциалов членов коллектива с целью увеличения потенциала организации..
(В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов. Закон синергии).
ознакомление членов коллектива с общей задачей,
коллегиальное определение средств и условий достижения общей цели,
планирование и координация совместного труда.
Слайд 26Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Обучение – организация программного и собственно организационного
обучения членов коллектива.
Слайд 27Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Воспитание – формирование готовности достигать частных и
групповых целей и интересов коллектива, сообразуясь с требованиями морали законов и общества.
Слайд 28Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Управление командами – управление группами людей, организованными
для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.
Типы команд:
Команда – рабочее подразделение.
Проектная команда.
Команда по оперативному решению поставленных задач.
Команда по вопросам усовершенствования.
Команда управления.
Слайд 29Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Формирование организационной культуры – формирование (изменение) формальных
и неформальных правил и норм деятельности, поведения персонала и стиля руководства, обычаев и традиций коллектива (организации):
Видимые внешние факторы (дизайн интерьера, внешний вид сотрудников, поведение и язык общения, символика, традиции).
Ценности и идеалы, разделяемые членами организации.
Базовые предположения (отношение членов коллектива к работе, к коллегам, к окружающему миру, понимание реальности времени и пространства).
Слайд 30Функция – совокупность задач, которые необходимо решить для обеспечения стабильного
развития системы. Функции развития:
Представительство во внешней среде – представительство в
своём лице коллектива (организации) в целях достижения его интересов.
ИМИДЖ – целенаправленно сформированный образ организации, её репутация на рынке и в обществе.
Собственно представительство (участие в общественно значимых мероприятиях, ведение переговоров и т.п.).
Коммуникации (установление связей с общественностью, деловая переписка, реализация социального и делового партнёрства и т.п.).
Слайд 31Метод – система способов воздействия субъекта управления на объект для
достижения определённого результата.
Слайд 32Метод – система способов воздействия субъекта управления на объект для
достижения определённого результата.
Слайд 33Метод – система способов воздействия субъекта управления на объект для
достижения определённого результата.
Слайд 34Закон – устойчивая, объективная связь явлений или событий, обладающая неизбежной
повторяемостью в сходных условиях.
Законы межличностных отношений:
Закон неопределённости отклика: зависимость
восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических установок.
Закон неполной адекватности отображения человека человеком: ни один человек не может постичь другого с необходимой степенью достоверности.
Закон неадекватной самооценки: трудность в формировании у личности адекватной самооценки.
Закон искажения смысла управленческой информации: смысл информации может быть искажён в процессе передачи по иерархической лестнице.
Закон компенсации: при высоком уровне мотивации к выполнению определённой работы недостаток каких-либо способностей для успешного выполнения конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками.
Закон самосохранения: одним из ведущих мотивов социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение личного социального статуса.
Слайд 35Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management)
Ориентация на потребителей и
их потребности.
Лидерство руководства и последовательность в достижении целей.
Менеджмент на основе
понимания процессов и фактов.
Вовлечение персонала в деятельность по совершенствованию.
Непрерывная познавательная деятельность и инновации.
Развитие партнёрства.
Взаимодействие с обществом.
Ориентация на результаты.
Слайд 36Основные понятия:
1. Определены основные понятия в сфере управления социальной организацией:
-
менеджмент, руководство, управление;
подходы;
общие и частные принципы;
функции функционирования и развития;
методы;
законы межличностных
отношений;
стиль руководства.
2. Осуществлён обзор основополагающих принципов менеджмента качества.