Слайд 1ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
Слайд 2Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но
я ему служил – и сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред
врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди...
Н. А. Некрасов.
«Элегия»
Слайд 3Народная судьба становится основным содержанием поэзии, народное чувство – авторским
чувством
В судьбе героя проявляются общие закономерности жизни
Женская судьба символизирует судьбу
крестьянской России
Главная тема творчества
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
1. Изображение тяжелой
жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)
(«Поэмы: «Коробейники», 1861
г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.)
Слайд 5Тройка
Николай Некрасов
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых
подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
И зачем
ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.
И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...
Слайд 11ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
2. Тема народного
заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.
(«Памяти приятеля», 1853
г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)
Слайд 12«Памяти Добролюбова»
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти
подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты
умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Слайд 13«Памяти Добролюбова»
Расскажите о времени написания стихотворения.
2) Каков идеал общественного деятеля,
выраженный поэтом в стихотворении?
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
3. Тема декабризма.
Воспевание подвига декабристок.
Поэмы «Дедушка» и «Русские женщины»
4. Тема поэта и
поэзии.
(«Поэт и гражданин», 1856 г.; «Друзья», 1876 г.; Элегия, 1874 г.; «Сеятелям», 1876 г.)
Слайд 15 Первый сборник сочинений –
1856 г.
Структура сборника:
Эпиграф: «Поэт и гражданин»
1 раздел: стихотворения о
народе
2 раздел: сатирические стихотворения о власть предержащих
3 раздел: поэма «Саша»
4 раздел: стихотворения о поэзии, любовная лирика
«Поэт и гражданин» - поэтический манифест Н.А. Некрасова
Слайд 16Форма диалога, традиционная для русской литературы:
- Ломоносов «Разговор с Анакреонтом»
- Пушкин «Поэт и толпа»,
«Разговор книгопродавца с поэтом»
- Лермонтов «Журналист, читатель, писатель»
2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта
Поэт и гражданин
Слайд 17Поэт и гражданин
3. Жизнь поэта есть жертвоприношение обществу, Отчизне.
4. Но
поэт сомневается в своих силах, т.к. собственный путь не представляется
ему безгрешным. Стихотворение – это и внутренний диалог поэта (поэт сомневается в своем праве служить высокой идее) .
Слайд 18Стихотворения на тему
«Поэты и поэзия»
«Поэт и гражданин» (1856)
«Вчерашний день,
часу в шестом» (1846)
«Блажен незлобивый поэт» (1852)
«Муза» (1852)
«Безвестен я .
Я с вами не стяжал» (1865)
«Праздник жизни – молодости годы» (1855)
«Замолкни, муза мести и печали» (1855)
«Элегия» (1874)
«Пророк» (1874)
«Поэту» (1874)
«О муза! Я у двери гроба…» (1877)
Слайд 19«Элегия» Николай Некрасов
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания
народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет
она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
Слайд 20Вопросы и задания к стихотворению «Элегия»
Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его
сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?
Почему
поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе?
Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?
Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?
Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина?
Как Некрасов решает для себя проблему предназначения поэта?
Слайд 21ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
5. Тема родины
и природы.
(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На
Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)
Слайд 22ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
6. Тема любви.
«Я
не люблю иронии твоей…», 1859 г.; «Мы с тобой бестолковые
люда…», 1851 г.; «Да, наша жизнь текла мятежно», 1850 г. и др.
Слайд 24Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение,
даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал
материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848—1849). В письме к Тургеневу поэт признавался, что обстоятельства заставили его «пуститься в легкую беллетристику». Вместе с А. Я. Панаевой Некрасов написал еще один большой роман — «Мертвое озеро» (1851). Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой.
Слайд 25
В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой.
Но и после
окончательной разлуки Некрасов продолжал любить Панаеву.
Слайд 28Поэтическое кредо Некрасова
Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан.
« Нет науки для науки,
нет искусства для искусства – все они существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человека
для его обогащения знаниями и материальными удобствами жизни .» (1855 г.)
Слайд 29Поэт настолько слился с народом, с его представлениями , идеалами,
что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа
(городской бедняк, солдат-рекрут, крепостной мужик, женщина-крестьянка, демократ-разночинец). Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова , это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.
Такой образ Л.г. повлиял и на художественную форму стихов поэта.
Слайд 30Псевдонимы Н.А.Некрасова:
Н.Н. ; Феоклист Онуфрич Боб; Новый поэт;
Ник
– Нек ; Перепельский; Савва Намордников; Н. Станицкий
Слайд 31Стал новатором в области содержания и формы: расширил границы поэзии,
посчитав, что объектом ее может стать любое чувство или ощущение.
Основное
направление его творчества – социальная тема.
Новаторство Н. А. Некрасова
Слайд 32Новаторство Н. А. Некрасова
3. В его поэзии народ заговорил своим
настоящим, подлинным языком
4. Лирический герой поэзии Некрасова жил
в постоянном конфликте с самим собой:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть борцом
Слайд 33Особенности стиля Н. А. Некрасова
Введение в лирическое стихотворение эпического элемента:
стихотворения сюжетны, это или рассказ, или сценка, репортаж с места
события.
Язык поэзии сближается с языком прозы: деловая, публицистическая, общественно-политическая, разговорная лексика.
Слайд 34Особенности стиля Н. А. Некрасова
3. Многогеройность лирики, монтажный принцип построения
стихотворения: герой-персонаж и герой-автор могут сливаться в лирическом «я» или
нет.
«Родина», «Крестьянские дети»-
Л.г. близок к личности автора; «Огородник», «Пьяница» -
Л.г. – носитель крестьянского сознания
Слайд 35Особенности стиля Н. А. Некрасова
4. Особенность ритмического строя ( тон
горькой песни) : медлительные трехсложные размеры, разностопные метры, дактилическая рифма,
неточная рифма.
Слайд 36Особенности стиля Н. А. Некрасова
5. Соединение литературного стиха с народным:
А) сказочно-песенный лад;
Б) элементы разговорной речи, прозаизмы;
В) монолог, диалог;
Г)
словесно-образный, синтаксический, отрицательный параллелизм;
Слайд 37Особенности стиля Н. А. Некрасова
5. Соединение литературного стиха с народным
(продолжение):
Д) постоянные эпитеты;
Е) повторы, анафора;
Ж) характерные для народного языка
суффиксы, частицы.
Слайд 38Перечень произведений для ЕГЭ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день часу в
шестом», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «Элегия»,
«О Муза! Я у двери гроба!..».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Дополнительно стихотворения: «Я не люблю иронии твоей», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Рыцарь на час», «Сеятелям».
Часть С: 1) Своеобразие лирики Н.А.Некрасова
2) Фольклорные мотивы в лирике Н.А.Некрасова
3) «Душа народа русского» в произведениях
Н.А.Некрасова
4) Тема Родины в лирике Н.А.Некрасова