Слайд 1Основные виды каппацизмов.
Приемы коррекции дефектов.
Слайд 2Правильная артикуляция твердого звука
Слайд 3Правильная артикуляция мягкого звука
Слайд 4Недостатки произношения звуков к и к' носят название каппацизма
Встречаются три основных вида каппацизма. Особенность
первого вида состоит в том, что вместо звука к слышится
характерный негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.
Слайд 6Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука к на звук т («тапуста»,
«рета», «паут»).
В третьем случае взрывной звук к заменяется фрикативным х («хапуста», «реха», «паух»), что
опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.
Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки.
Слайд 7Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу
для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный
подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект. Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.
Слайд 8Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед
оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка,
который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец. Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.
Слайд 9Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом.
Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние
зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.
Слайд 10.
Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления.
Широкий язык кладется на нижнюю губу, улыбнуться, покусать язык зубами
тя-тя-тя, пошлёпать язык губами пя-пя-пя, протащить язык сквозь зубы с усилием.
Слайд 11Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед
оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его
убрать в рот.
Слайд 12Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают
упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку
или фантик с руки логопеда.
Слайд 13Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по
подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук
не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук [К], который можно автоматизировать.
Слайд 14
Если не удается исправить к на основе подражания с показом артикуляции перед
зеркалом, прибегают к механическому способу постановки к от т спомощью шпателя. Ребенка побуждают произнести
слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо та получается тя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо та должно получиться кя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый к
Слайд 16Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая
что-то вроде [КХЭ]. Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая
разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х]. Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.
Слайд 17Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится
с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель
или детскую силиконовую соску.
Слайд 18Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится
с механической помощью. В качестве заменителя зонда используютобычный шпатель или
детскую силиконовую соску.
Слайд 19Постановка с опорой В некоторых ситуациях [К] можно вызвать от
правильного звука. Если есть хороший [Х], то можно попробовать от
него. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К]. После начинают тренировать ребенка изолированно произносить [К]. Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.
Слайд 20Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы.
Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки.
После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук. Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.
Слайд 22Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать
вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс
гласный звук.
Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога. На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.
Слайд 24После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс
согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют
еще слог: «АК-АК-ОК». Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.
Слайд 25Проводя упражнения на закрепление звука к в слогах и словах, логопед должен
следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка языка
с нёбом перемещалась вперед. В противном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый к переходит в мягкий к.
Слайд 26Добившись правильного произношения звука к, можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий
получить его мягкую пару — к'. В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм,
выражающийся в замене звука к на г или х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука к, и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем.
Слайд 27Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам.
Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха. Для этого ребенку объясняют
артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор. После учат различать их на слух. Особенно это важно для проведения дифференциации звуков. Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т. п. Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.