Слайд 1Основные задачи, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций в области ГО
профессор кафедры правового обеспечения деятельности РСЧС
к.ю.н.,
доцент Василишин И.И.
Слайд 2Гражданская оборона
система мероприятий по подготовке к защите и по
защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Слайд 3Правовое регулирование в области гражданской обороны (ст.3 Федерального закона «О
гражданской обороне») осуществляется в соответствии с:
- настоящим Федеральным законом,
- другими федеральными законами и
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Слайд 4Система государственных органов в сфере ГО:
-Президент Российской Федерации
-Федеральное Собрание Российской
Федерации
-Правительство Российской Федерации
-Федеральные органы исполнительной власти (Указ Президента РФ от
21.05.2012 №636 (ред. от 08.09.2014)
«О структуре федеральных органов исполнительной власти»)
Слайд 5Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Федеральный закон от 06.10.1999
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред.21.07.2014 г.)
Слайд 6Система
органов местного самоуправления
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. 21.07.2014
г.)
Слайд 7
Система организаций
Гражданский кодекс РФ Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ
Совокупность
юридических лиц, имеющих отношение к деятельности в сфере ГО и
ЧС
Слайд 8Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
объединяет органы управления,
силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794
(ред. от 15.02.2014) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Слайд 9Система МЧС России
Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 "Вопросы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий»
центральный аппарат;
территориальные органы;
федеральная противопожарная служба ГПС;
спасательные воинские формирования МЧС России;
Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России;
аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России
Слайд 10Президент Российской Федерации:
определяет основные направления единой государственной политики в области
гражданской обороны;
утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
вводит
в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 11Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской
обороны;
руководит организацией и ведением гражданской обороны;
издает нормативные правовые акты в
области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;
определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
Слайд 12Правительство Российской Федерации:
определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
в безопасные районы;
определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны;
определяет
порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
Слайд 13ФОИВ:
принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования
до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их
выполнение;
разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;
осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
Слайд 14ФОИВ:
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления
гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально
опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Слайд 15Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
организуют проведение мероприятий по гражданской
обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
в
пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;
организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
Слайд 16Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
планируют мероприятия по подготовке к
эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их
размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Слайд 17Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия
по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и
защиты населения;
проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Слайд 18Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят первоочередные
мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и
содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
Слайд 19Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют
проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Слайд 20п.2 ст.9 Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по
гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования
по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 N 999 (ред. от 30.06.2014) "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"
Слайд 21п.3 ст.9 Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II
классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и
объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения. (п.3 ст.9 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 404-ФЗ)