Слайд 1
Основные закономерности спортивной тренировки
Слайд 2Основные понятия
Спортивная тренировка (составная часть системы подготовки спортсмена) – это
специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью
совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта.
В результате спортивной тренировки (СТ) происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности (выделяют общую и специальную тренированность) - степень приспособленности организма спортсмена к определенной работе.
Подготовленность - весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях. Включает в себя:
- тренированность,
- теоретические знания,
- психологическую установку на демонстрацию максимального результата,
- мобилизационную готовность к спортивной борьбе.
Состояние наивысшей готовности, характерное для данного этапа подготовки называют спортивной формой.
Слайд 3Современные тенденции в СТ
1 направление - остановка прироста объемов тренировочной
работы.
2 направление – строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого
класса специфи-ческими требованиями избранного вида спорта.
3 направление – постоянное увеличение соревновательной практики.
4 направление – стремление к строго сбаланси-рованной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов.
5 направление – расширение нетрадиционных средств подготовки (тренажеры, среднегорье, высокогорье, приборы, оборудование и т.п.).
Слайд 4Динамика параметров тренировочной работы
у спортсменов высокого класса в некоторых
видах спорта циклического характера
Слайд 5Адаптация в СТ
Стадии срочных адаптационных реакций
Активизация деятельности различных компонентов функциональной
системы, обеспечивающие выполнение заданной работы.
Устойчивое состояние (все параметры стабильны).
Нарушение баланса
между запросом и его удовлетворением из-за утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений.
Слайд 6Реакция организма (мужчина 18-20 лет) на преодоление 400 м с
максимальной скоростью
Слайд 7Долговременная адаптация
Стадии долговременной адаптации
Систематическая мобилизация функциональных ресурсов организма спортсмена, в
процессе выполнения тренировочных программ, основана на суммировании эффектов многократно повторяющейся
срочной адаптации – стимуляция механизмов долговременной адаптации.
Структурная и функциональная перестройка в органах и тканях соответствующей функциональной системы.
Устойчивая долговременная адаптация, выражающаяся в наличии резерва для обеспечения функционирования нового уровня функциональной системы.
Изнашивание отдельных компонентов функциональной системы (при нерациональном построенной СТ).
Слайд 8Энергетика мышечной деятельности
Энергетические резервы человека (максой тела 75 кг)
1 кДж
= 0,239 ккал.
Слайд 10
Виды тренировочных эффектов
Ближайший – вызванный тренировочным занятием сдвиги состояния организма
к моменту его окончанияе
Отставленный – то во что превращается ближайший
эффект в зависимости от времени проходящего до следующего занятия (недовосстановление, полное восстановление, суперкомпенсация).
Суммарный (кумулятивный) – результат соединения нескольких тренировочных эффектов (например, отставленного и ближайшего).
Частный – вызван отдельным методическим средством новым упражнением.
Слайд 11Суммирование тренировочных эффектов
Слайд 12Виды интервалов отдыха
- жесткие – недовосстановление,
- полные – обеспечивают восстановление
до обычного уровня,
- экстремальные – очередная нагрузка совпадает с фазой
повышенной работоспособности,
-профилактические (после травмы) – активные, пассивные.
Слайд 13Классификация нагрузок
По педагогической направленности: способствующие развитию отдельных физических качеств; общего
и избирательного характера.
По физиологической направленности: аэробная, анаэробно-аэробная, анаэробно-гликолитическая, анаэробно-лактатная.
По величине:
малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные), запредельные.
По характеру деятельности: соревновательные, тренировочные.
По степени изменения компонентов нагрузки: стандартные, вариативные, непрерывные, прерывистые.
По динамике: прямолинейная, ступенчатая, волнообразная, скачкообразная.
По времени: одно занятие, недельная, месячная, годичная.
По степени восстановления: развивающие, поддерживающие, восстанавливающие.
По психической напряженности: более напряженные, менее напряженные.
Слайд 15Внешняя сторона нагрузки -
объем
- общий объем работы в часах,
- объем
циклической работы в км.,
- число тренировочных занятий,
- число соревновательных стартов,
схваток, игр.
Раскрыть эти общие характеристики «внешней» стороны нагрузки можно выделяя ее частные характеристики, например:
- процент интенсивной работы в общем объеме,
- соотношение работы направленной на развитие отдельных качеств и способностей,
- соотношение общей и специальной подготовки и т.п.
Слайд 16Внешняя сторона нагрузки -
интенсивность
-темп движении,
- скорость выполнения движений,
- время выполнения
упражнений в занятии,
- величина отягощений и т.п.
Слайд 17Внутренняя сторона нагрузки
Наиболее полно нагрузка характеризуется с «внутренней» стороны, т.е
по реакции организма на выполняемую работу. Здесь наряду с показателями
о срочном эффекте нагрузки используются данные о характере и продолжительности восстановления.
Слайд 18Реакция организма пловцов на изменение режима дыхания в процессе проплывания
50 м с максимальной скоростью
Слайд 20Принципы спортивной тренировки
Направленность к высшим спортивным достижениям и углубленная специализация.
Единство
общей и специальной подготовки.
Непрерывность
Единство постепенности и тенденция к максимальным нагрузкам.
Волнообразность
динамики нагрузок.
Цикличность.