Слайд 2Бухгалтерия (от нем. Buch – книга и halten - держать)
означает ведение бухгалтерского учета
Слайд 3Одна из первых печатных книг по БУ была написана выдающимся
итальянским математиком, францисканским монахом, другом Леонардо да Винчи -Лукой Пачоли
(1445-1515).
В своей книге «Трактат о счетах и записях» (1494 г.) Пачоли раскрыл смысл учетных записей. В этом трактате был описан способ двойной записи для ведения учета торговых операций и применение бухгалтерского баланса.
Пачоли в своей работе сформулировал цели учета, главными из которых он считал: получение информации о состоянии дел и определение финансового результата совершаемых сделок.
Эта книга остается актуальной и в наши дни
Слайд 4В России разработана Программа реформирования бухгалтерского учета для приведения национальной
системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и
международными стандартами финансовой отчетности.
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчётности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Основная цель международных стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности.
Российская система учета близка к европейской модели
Слайд 5Учет - установление наличия чего-либо, его измерение и регистрация с
количественной и качественной стороны.
Хозяйственный учет включает: оперативный, статистический, бухгалтерский
и налоговый учет.
Оперативный учет используется для повседневного текущего руководства и управления предприятием (учет выработки, явки на работу, выпуска продукции, ее отгрузки, реализации, наличия материальных запасов и др.). Данные оперативного учета могут быть получены по телефону, факсу, в устной беседе.
Статистический учет собирает информацию о состоянии трудовых ресурсах, товарах, ценах, основных средствах и др. Использует данные оперативного и бухгалтерского учета.
Слайд 6Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным
законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ФЗ о БУ)
Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Под сплошным отражением хозяйственной деятельности подразумевается обязательный учет всего имущества, всех видов производственных запасов, затрат, продукции, денежных средств, фондов, задолженностей предприятия и т.п.
Непрерывность (во времени) требует постоянного наблюдения и записи в документах совершающихся на предприятии хозяйственных операций
Каждый свершившийся факт, оформленный документом, называется хозяйственной операцией.
Слайд 7Бухгалтерский учет делится на две части:
а) финансовый учет;
б) управленческий учет.
В
финансовом учете отображаются, обрабатываются и обобщаются показатели внешней бухгалтерской отчетности,
информация о хозяйственных отношениях предприятия с его партнерами.
Управленческий учет отражает, обрабатывает и обобщает показатели внутренней отчетности, информацию о хозяйственных отношениях, складывающихся между подразделениями предприятия.
Налоговый учет – учет объектов обложения для правильного исчисления налогов
Слайд 8Аналитический учёт даёт детальную характеристику расходов по статьям, что необходимо
для оперативного руководства и контроля, а также осуществления мероприятий по
сокращению издержек обращения, усилению режима экономики и повышению рентабельности.
Синтетический учет обеспечивает учет и контроль общей суммы расходов, ресурсов, обязательств. Он не отвечает требованиям оперативного контроля и управления расходами с учетом целесообразности и производственной необходимости произведенных затрат. Поэтому наряду с синтетическим организуется аналитический учет по отдельным статьям расходов или ресурсов
Например, организация закупила ткани на общую сумму 500 000 руб.,
в том числе: шерсти 500 м. на сумму 350 000 руб.
шелка 100 м. на 150 000 руб.
В синтетическом учете будет учтена общая стоимость ткани
В управленческом учете учитываются ресурсы по их видам
Синтетический учет нужен для формирования внешней бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Слайд 9Обязанность ведения бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет обязаны вести все предприятия, организации
и учреждения, являющиеся юридическими лицами, находящиеся на территории страны.
Бухгалтерский
учет могут не вести индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой. Они ведут учет доходов и расходов и составляют отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:
1) субъекты малого предпринимательства;
2) некоммерческие организации
Слайд 10Задачи бухгалтерского учета:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации
и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности —
руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.
Слайд 11Требования, предъявляемые к хозяйственному учету
1. Сопоставимость учетных показателей – применение
единых учетных измерителей. Бух. учет ведется в рублях с копейками.
2.
Точность, объективность, обоснованность - данные учета должны отражать реальное состояние дел на предприятии.
3. Своевременность, оперативность, полнота - данные учета, если они поступают с опозданием, теряют свое значение и не могут быть использованы для оперативного руководства. Своевременный учет предупреждает возможные недостачи, растраты, помогает управленческому аппарату вовремя принимать правильные решения, своевременно устранять недостатки.
4. Ясность и доступность - громоздкий учет систематически опаздывает с представлением информации и становится запутанным, создавая почву для бесхозяйственности.
5. Экономичность, рациональность - расходы на ведение учета должны быть минимальными, что достигается его упрощением, совершенствованием, использованием автоматизации и компьютеризации. Однако уменьшение затрат на ведение учета не должно отражаться на качестве его ведения.
Слайд 12Предмет бухгалтерского учета - вся хозяйственная деятельность предприятия.
Объектами бухгалтерского учета
организации являются:
1) факты хозяйственной жизни – хозяйственные операции;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные
объекты.
Слайд 13Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России
состоит из документов четырех
уровней:
Первый уровень - законодательные документы: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации. Важными документами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и др.
Второй уровень – стандартный: к ним относятся положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов РФ. В этих документах устанавливаются минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Например, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
Третий уровень - методический - относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений. Основными документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.
Четвертый уровень - организационный: рабочие документы организации, главный из которых - учетная политика, рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и т.п.
Слайд 14Методы бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, способствующих реализации
задач бух. учета:
– документация;
– инвентаризация;
– оценка и калькуляция;
– применение счетов;
–
использование двойной записи;
– баланс;
– отчетность.
Документация — письменные свидетельства о совершенных хозяйственных операциях, придающие юридическую силу данным бухгалтерского учета. Бухгалтерские документы бывают трех видов:
первичные документы – заполняются при совершении хозяйственных операций (накладная, акт выполненных работ);
учетные регистры – применяются для накопления бухгалтерской информации за определенный период (месяц, квартал, год). К ним относятся счета бухгалтерского учета, журналы, ведомости. Заполняются на основании первичных документов;
бухгалтерская отчетность – баланс и др. Заполняются на основании бухгалтерских регистров.
Слайд 15Инвентаризация. Документальный учет дополняют периодической проверкой материальных ценностей, денежных средств
и расчетов, то есть производится инвентаризация. Инвентаризация позволяет контролировать сохранность
средств и обязательна для проведения в установленные сроки. Выявленные при инвентаризации расхождения с документарным учетом регулируются в следующем порядке: излишки приходуются и относятся на финансовый результат (прибыль), недостача списывается за счет чистой прибыли и относится на убытки, если виновные лица не определены.
Оценка - способ денежного выражения хозяйственных средств и их источников. Основными принципами оценки средств предприятия является реальность и единство оценки.
Единство – применение единых правил оценки.
Реальность оценки – имущество организации оценивается по фактической себестоимости. В текущем периоде оценка имущества по их фактической себестоимости на предприятии невозможна, так как полная информация о ней появляется только в конце отчетного периода. Поэтому в текущем учете для оценки используются так называемые учетные цены. Это внутрихозяйственные фиксированные стоимостные нормативы.
Слайд 16Калькуляция — способ группировки затрат и исчисление себестоимости изготавливаемой продукции,
выполненных работ и оказываемых услуг.
Балансовое обобщение — способ экономической
группировки и обобщения информации путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования.
Счета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные.
Двойная запись обеспечивает одновременное отражение изменений объектов бухгалтерского учета в дебете и в кредите счетов в одной и той же сумме.
Бухгалтерская отчетность — единая система информации о финансовом положении хозяйствующего объекта за определенное время. Основные формы отчетности – баланс и отчет о финансовых результатах
Слайд 17Измерители, применяемые в учете
Для отражения движения средств хозяйственных процессов используются
три вида учетных измерителей:
а) натуральные - для определения количества (кг,
литры);
б) трудовые - для определения затрат рабочего времени (человеко-дни, человеко-часы);
в) денежные измерители (руб.).
Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.
Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.
Стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ.
Слайд 18Средства организации – это ее денежные средства, другие виды имущества,
обязательства и источники имущества
Средства организации
Имущество
Источники имущества
Внеоборотные средства
Оборотные средства
Собственные средства
Привлеченные (заемные)
средства
Слайд 19Виды имущества организации:
Внеоборотные средства:
Основные средства – это имущество сроком службы
более одного года и стоимостью более 40000 руб. К основным
средствам относятся: здания, сооружения, производственное оборудование, транспортные средства, земля и другие.
Нематериальные активы – активы, не имеющие материально-вещественной формы, на которые у организации имеются исключительные права. К НМА относятся: товарный знак, патенты, свидетельства, научные разработки, произведения литературы, искусства, проекты.
Финансовые вложения – это вложения в финансовые активы с целью получения дополнительного дохода. Например, ценные бумаги, вклады в уставные капиталы, предоставление займов, вклады в банках.
Слайд 20Доходные вложения в материальные средства – основные средства, предназначенные для
сдачи в аренду или напрокат.
Отложенные налоговые активы – разность между
суммой налога на прибыль по данным налогового учета и налога на прибыль по данным бухгалтерского учета, когда
Налог на прибыль НУ > Налог на прибыль БУ
Оборотные активы:
Материалы – средства труда, используемые для производства продукции или для управления организацией. К материалам относятся: сырье и материалы, полуфабрикаты, запчасти, тара, топливо, инструменты, инвентарь, приборы, канцтовары, спецодежда, другие материальные ценности, не относимые к основным средствам.
Готовая продукция – продукция, завершенная производством и предназначенная для продажи.
Товары – продукция, приобретенная для перепродажи.
Слайд 21Незавершенное производство – продукция, не прошедшая всех стадий производства и
обработки.
Расходы будущих периодов – затраты прошлого или текущего периода, подлежащие
признанию в будущих периодах.
Дебиторская задолженность – задолженность других лиц перед данной организацией:
- покупателей за отгруженную продукцию
- поставщиков по авансам выданным
- подотчетных лиц по невозвращенным суммам
- бюджета и внебюджетных фондов по переплатам налогов и взносов
Денежные средства – наличные деньги в кассе и безналичные на расчетном и других счетах.
Слайд 22Источники имущества:
1. Собственные средства:
Уставный капитал – средства учредителей (акционеров), вложенные
в организацию при ее создании
Добавочный капитал – стоимость переоценки
основных средств
Резервный капитал – создается из чистой прибыли, направляется на погашение убытков, на выплату дивидендов
Нераспределенная прибыль – чистая прибыль текущего и прошлого периодов, оставшаяся после распределения
Целевое финансирование – средства государства и других лиц, переданные организации на конкретные цели
Слайд 232. Привлеченные (заемные) средства
Кредиты – заемные средства банков
Займы – заемные средства
других лиц
Отложенные налоговые обязательства – разница между налогом на прибыль
по банным бухгалтерского и налогового учета, когда
Налог на прибыль БУ > Налог на прибыль НУ
Кредиторская задолженность – задолженность организации другим лицам:
- поставщикам по полученным материальным ценностям (работам, услугам)
- покупателям по авансам полученным
- работникам по оплате труда
- бюджету и внебюджетным фондам по налогам и взносам
- другим лицам
Доходы будущих периодов – доходы прошлого и текущего периодов, подлежащие признанию в будущих периодах
Резервы предстоящих расходов – отчисления в резервы на покрытие предстоящих расходов
Слайд 25Счета бухгалтерского учета
Применяют для текущего учета хозяйственных средств организации, источников
их образования и хозяйственных процессов. Счет открывается на каждый объект
учета. На счетах отражается движение средств. Ежемесячно подводится остаток (сальдо) счета на конец месяца. Счет имеет двухзначный номер и наименование, например, 01 «Основные средства».
№ счета, наименование
Слайд 26Активные счета
На активных счетах сальдо начальное и конечное может быть
только по дебету. Увеличение средств отражается по дебету, уменьшение средств
отражается по кредиту.
Сальдо конечное = Сальдо начальное + Оборот по дебету – Оборот по кредиту
№ счета, наименование
Слайд 27Пример: в организации на начало месяца остаток денежных средств на
расчетном счете составил 15000 рублей. В течение месяца поступило от
покупателей на расчетный счет 50000 руб. Получен кредит 100000 руб. Потрачено на выплату зарплаты 45000 руб., на уплату налогов 15000 руб., перечислено поставщикам 30000 руб.
51 «Расчетный счет»
Слайд 28Пассивные счета
На пассивных счетах сальдо начальное и конечное может быть
только по кредиту. Увеличение средств отражается по кредиту, уменьшение средств
отражается по дебету.
Сальдо конечное = Сальдо начальное + Оборот по кредиту - Оборот по дебету
№ счета, наименование
Слайд 29Пример: На начало года остаток нераспределенной прибыли составил 50000 рублей.
За год чистая прибыль составила 1000 000 руб. Использовано чистой
прибыли: на выплату дивидендов 300 000 руб., в резервный капитал направлено 100 000 руб.
84 «Нераспределенная прибыль»
Слайд 30Активно-пассивные счета
На этих счетах учитывается дебиторская и кредиторская задолженность. Сальдо
начальное может быть как по дебету, так и по кредиту.
По дебету отражается увеличение дебиторской задолженности и погашение кредиторской задолженности, по кредиту отражается увеличение кредиторской задолженности, уменьшение дебиторской задолженности. Сальдо конечное определяется вычитанием из большей стороны меньшей.
№ счета, наименование
Слайд 31Пример: Задолженность покупателей на начало месяца составила 30000 руб. В
течение месяца отгружена продукция покупателям на 100000 руб., погашена задолженность
покупателей на 70000 руб., получена предоплата от покупателя 80 000 руб.
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Слайд 32Двойная запись
Записи на бухгалтерских счетах производятся методом двойной записи, то
есть каждую хозяйственную операцию записывают в одинаковой сумме, в одном
счете по дебету, в другом – по кредиту.
Взаимная связь между счетами называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта связь, называют корреспондирующими.
Пример. Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателей 40000 руб. под будущую поставку продукции
51 Расчетный счет 62 Расчеты с покупателями
40000 40000
Бухгалтерская запись: Дебет 51 Кредит 62 – 40000 руб.
Слайд 33Счета синтетические и аналитические
Синтетические счета применяются для учета всей группы
объектов. Например, счет 10 «Материалы».
Детальный учет ведется на аналитических
счетах, для этого к синтетическому счету открывают аналитические счета, субсчета. Например, 10.1 «Сырье», 10.3 «Топливо», 10.10 «Спецодежда».
Количество, наименования аналитических субсчетов устанавливается организацией самостоятельно.
Начальный и конечный остаток, обороты синтетического счета должны быть равны суммам соответствующих остатков его аналитических счетов.
На основании синтетических счетов составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам.
На основании данных оборотной ведомости заполняется бухгалтерский баланс на конец отчетного периода.
Слайд 34Забалансовые счета
Предназначенные для учета средств, которые не являются собственностью предприятия,
но определенное время находятся в распоряжении этого предприятия или на
его ответственном хранении.
Забалансовые счета называются так потому, что не показываются в балансе предприятия.
Записи на этих счетах отражаются методом простой (не двойной) записи.
Метод двойной записи относится только к балансовым счетам.
Пример. Получены от заказчика строительные материалы на строительство здания. Стоимость материалов 40000 руб.
Дебет 003 «Материалы, принятые в переработку» - 40000 руб.
После выполнения работ делается запись:
Кредит 003 «Материалы, принятые в переработку» - 40000 руб.
Слайд 35Классификация документов в бухгалтерском учете
1. По назначению - организационно-распорядительные, оправдательные,
бухгалтерские.
2. По степени обобщения - первичные и вторичные.
3. По способу использования -
разовые и накопительные.
4. По месту составления - внутренние и внешние.
5. По характеру фактов хозяйственной жизни - кассовые, банковские, материальные, расчетные.
6. По количеству учетных позиций - однострочные и многострочные.
Документы, с которыми работает бухгалтерия, можно разделить на две группы: бухгалтерские документы и документы налогового учета.
К документам налогового учета относятся налоговые регистры и налоговая отчетность.
В составе документов бухгалтерского учета различают: первичные документы; учетные регистры; отчетные документы
Слайд 36Состав документов бухгалтерского учета
первичные документы
учетные регистры
отчетные документы
Документы, фиксирующие факты совершения
хозяйственной операции
Предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых
к учету первичных документах
Единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности
Слайд 37Первичные документы подразделяются на внутренние, которые используются непосредственно на предприятии,
и внешние, поступающие от других физических и юридических лиц.
Примеры первичных
документов:
- накладная на получение или отпуск материалов
- акт приема-передачи основных средств
- табель учета рабочего времени
- счет на оплату.
Первичные учетные документы могут составляться по форме, установленной государственным стандартом, тогда им присваивается унифицированный номер, Например, Приходный кассовый ордер КО-1. Акт о приемке материалов М-7,
Инвентаризационная опись ИНВ-3.
Вместо унифицированных документов (разработанных Госстатом) организация может использовать самостоятельно разработанные формы документы.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме и по содержанию. Первичные документы, прошедшие проверку и обработку, должны содержать отметку, исключающую возможность их повторного использования.
Первичные документы могут быть изъяты органами следствия, прокуратурой, налоговыми инспекторами.
Слайд 38Первичные документы отражаются в регистрах БУ. Они предназначены для систематизации
и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах,
для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги (например, кассовая книга), карточки (например, инвентарные карточки для учета основных средств, карточки учета материалов на складе), ведомости (например, оборотно-сальдовая ведомость) и другие.
По способу ведения учета регистры подразделяются на хронологические, систематические и комбинированные. В хронологических регистрах операции записываются в последовательности их совершения, например, регистрационные журналы. В систематических регистрах операции дополнительно группируются по экономическому содержанию, например, кассовая книга, карточки учета материалов и т.д.
По содержанию регистры подразделяются на регистры синтетические, аналитического учета и комбинированные, в которых ведется одновременно синтетический и аналитический учет. К синтетическим регистрам относятся, например, карточки счетов, к регистрам аналитического учета - платежные ведомости, лицевые счета работников и т.д.
Слайд 39Данные из бухгалтерских регистров переносятся в бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность
составляется на основе данных бухгалтерского учета. Отчетные документы составляются в
конце отчетного периода – месяца, квартала и года.
Отчетность бывает внутренняя и внешняя.
Внутренние отчетные документы бывают двух видов: обязательные и разрабатываемые по усмотрению организации. К обязательным относятся, например, отчет кассира, материальный отчет, товарный отчет.
Для эффективного управления организация может формировать внутреннюю управленческую отчетность по своим формам. Например, отчет о затратах.
Внешняя отчетность составляется по установленным формам. К ней относится бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В годовую отчетность входят также отчет об изменении капитала; отчет о движении денежных средств; пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Эти формы поясняют отдельные строки или разделы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Слайд 40Организационно-распорядительная документация, применяемая в организации
Слайд 41Учетная политика организации
Для целей бухгалтерского учета
Для целей налогового учета
ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации»
Статья 167 Налогового кодекса РФ
Учетная политика – это
принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности
Учетная политика – это выбранные налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика
Слайд 42Возможность выбора способов ведения бухгалтерского учета у организации появляется при
наличии следующих оснований:
- наличие многовариантных правил учета конкретных фактов хозяйственной
жизни;
- отсутствие нормативных предписаний по целому ряду вопросов бухгалтерского учета, связанных с конкретными хозяйственными операциями;
- норма Закона о бухгалтерском учете, позволяющая организациям применять методику бухгалтерского учета, отличную от предписанной нормативными документами, если по мнению бухгалтера содержащаяся в нормативных документах по бухгалтерскому учету методология не позволяет достоверно отразить соответствующие факты хозяйственной жизни
Слайд 43Структура учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета
Слайд 44Содержание организационного раздела учетной политики
Слайд 45Содержание методического раздела учетной политики