Слайд 1
Основы деловых коммуникаций
Слайд 2Эпиграф
Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги
товар, как сахар или кофе. Я готов платить за это
умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире.
Дж. Рокфеллер
Слайд 3Дополнительные источники
Каймакова М. В. Коммуникации в организации. – Ульяновск :
УлГТУ, 2008. – URL: http://www.aup.ru/books/m561/.
Мирошниченко А. А. Бизнес-коммуникации. Мастерство
делового общения. Практическое руководство / ЭБС «Университетская библиотека онлайн»; Изд-во «Директ-Медиа». – Электрон. дан. – [М.], cop. 2001-2013. – URL: http://www.biblioclub.ru/, по договору.
Подопригора М. Г. Деловая этика: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с. – URL: http://www.aup.ru/books/m243/.
Сосновская А. М. Деловая коммуникация и переговоры: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. – 180 с.; ил.
Фионова, Л. Р. Этика делового общения. Учебное пособие. – Пенза 2010. – URL: http://www.aup.ru/books/m1319/.
Слайд 4Содержание
Общая теория коммуникации
Особенности деловых коммуникаций
Основные формы деловых коммуникаций
Деловые коммуникации в
конфликтном взаимодействии
Слайд 5Содержание
Общая теория коммуникации
Особенности деловых коммуникаций
Основные формы деловых коммуникаций
Деловые коммуникации в
конфликтном взаимодействии
Слайд 6Обсуждение
Общение vs. коммуникация. В чем разница?
Слайд 7Коммуникация (нач. XX в.) – значения
Средства связи любых объектов материального
и духовного мира;
Общение, передача информации от человека к человеку (межличностная
коммуникация);
Общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация).
Слайд 10Цели общения и коммуникации
Цель общения
Обмен информацией преимущественно эмоционального содержания.
Цели коммуникации
обмен
и передача информации;
формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств;
формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
изменение ценностных установок и мотивации поведения;
обмен эмоциями.
Слайд 11Понятие коммуникации
Коммуникация – специфический вид общения, в результате которого происходит
обмен информацией интеллектуального и эмоционального содержания.
Слайд 12Вербальная и невербальная коммуникации
Слайд 13Процесс коммуникации –
линейная модель
Слайд 14Процесс коммуникации –
[усложненная] линейная модель
Шум
Процесс коммуникации может иметь различные
результаты!
Слайд 15Содержание
Общая теория коммуникации
Особенности деловых коммуникаций
Основные формы деловых коммуникаций
Деловые коммуникации в
конфликтном взаимодействии
Слайд 17Обсуждение
В чем особенности делового общения?
Что отличает деловое общение от обычного?
Слайд 18Понятие делового общения
Деловое общение – процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный
на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности:
производственной, научной, педагогической и других.
Деловое общение как фактор успеха организации:
в деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером без потерь с обеих сторон.
Слайд 19Особенности делового общения – 1
Участники делового общения –
официальные должностные
лица, исполняющие свои служебные обязанности.
Обязательность общения:
ДО не должно зависеть от
личных симпатий и антипатий;
партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.
Взаимозависимость
всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений.
Соблюдение участниками формально-ролевых принципов взаимодействия:
ДО ведется с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, основывано на принципах субординации и делового этикета.
Слайд 20Особенности делового общения – 2
Цель и задачи:
цель делового общения
– организация плодотворного сотрудничества, построенного на взаимном уважении и доверии.
Повышенная
ответственность участников за его результат;
Регламентированность
подчиненность установленным правилам и ограничениям, обусловленным национальными культурными традициями, общественными нормами поведения, корпоративной культурой.
Строгость к использованию речевых средств.
Слайд 21Общие требования к деловому общению
Четко определяйте цели коммуникации.
Учитывайте иерархическое положение
ваших собеседников и свое.
Следите, чтобы ваша речь была понятна собеседнику.
Делайте
свое сообщение по возможности лаконичным.
Следуйте правилам рефлексивного слушания: демонстрируйте собеседнику сигналы понимания и готовности к совместным действиям.
Слайд 22Содержание
Общая теория коммуникации
Особенности деловых коммуникаций
Основные формы деловых коммуникаций
Деловые коммуникации в
конфликтном взаимодействии
Слайд 23Обсуждение
Какие формы [делового] общения вы можете назвать?
Слайд 25Критерии выбора
Как выбрать, какую из форм использовать в конкретной ситуации?
Критерии
выбора:
Цель проведения (зачем?);
Контингент участников (кто?, с кем?, для кого?);
Регламент
(как долго?);
Коммуникативные средства реализации намерений (как?);
Организация пространственной среды (где?);
Ожидаемый результат (какой?, что "на выходе"?).
Слайд 26Содержание
Общая теория коммуникации
Особенности деловых коммуникаций
Основные формы деловых коммуникаций
Деловая беседа
Деловые коммуникации
в конфликтном взаимодействии
Слайд 27Деловой разговор и деловая беседа
Деловой разговор – кратковременный контакт, преимущественно
на одну тему.
Деловая беседа – продолжительный обмен сведениями, точками зрения,
часто сопровождающийся принятием решений.
Слайд 28Деловая беседа
Д. Карнеги:
«В умении вести беседу заключена огромная сила. Тот,
кто говорит не думая, не умеет излагать свои мысли ясно
и лаконично, действует против самого себя».
Ничто так не говорит о человеке, как его стиль ведения беседы: «То, что и как мы говорим, выдаст все наши секреты, представит нас в истинном свете».
Слайд 29Деловая беседа
Цель – передача или обмен информацией и мнениями по
определенным вопросам и проблемам.
Слайд 30Виды деловых бесед по характеру обсуждаемых вопросов
Слайд 31Функции беседы
Начало инновационных мероприятий и процессов;
Контроль начатых мероприятий, акций;
Обмен информацией;
Взаимное общение коллег и деловые контакты;
Поддержание деловых
контактов с партнерами во внешней среде;
Поиски, выдвижение и оперативная разработка новых идей;
Стимулирование человеческой мысли в новых направлениях.
Слайд 33Информация к размышлению
Проведение деловых бесед способствует приросту производительности труда на
20-30%.
Некоторые фирмы за рубежом имеют в своих штатах специалистов-беседчиков,
идеально владеющих искусством деловой беседы.
Слайд 34Деловая беседа по телефону
Пусть на телефонную беседу отводится 3 мин.:
взаимное представление – 20±5 с;
введение собеседника в курс дела
– 40±5 с;
обсуждение ситуации, проблемы – 100±5 с;
заключительное резюме – 20±5 с.
Важные аспекты телефонной беседы:
Документация;
Запись разговора;
Поведение во время разговора.
Какие проблемы могут возникнуть при телефонной беседе?
Слайд 35Содержание
Общая теория коммуникации
Особенности деловых коммуникаций
Основные формы деловых коммуникаций
Деловая беседа
Деловое совещание
Деловые
коммуникации в конфликтном взаимодействии
Слайд 36Деловое совещание
Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой
специалистов.
Повестка делового совещания – письменный документ, рассылаемый заранее участникам и
содержащий важную информацию.
Слайд 37Повестка совещания
Тема совещания;
Цель совещания;
Перечень обсуждаемых вопросов;
Время начала
и окончания совещания;
Место, где оно будет проходить;
Фамилии и
должности докладчиков, выступающих по основной информации людей и ответственных за подготовку вопросов;
Время, отведенное на каждый вопрос;
Место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.
Слайд 38Руководителю делового совещания важно
Начать его вовремя;
Сообщить о регламенте;
Согласовать правила
работы, уточнить повестку дня;
Назначить ответственного за регламент и протокол;
Предупредить о «снятии» выступлений не по существу;
Требовать конструктивности критики: называть факты и их причины, предлагать пути решения проблемы;
Жестко вести совещание к намеченным целям, для этого обеспечить отдачу от каждого участника и придать конструктивный характер обсуждению в целом;
Регулировать характер выступлений, не затягивая их;
Соблюдать корректность дискуссии;
Активизировать внимание участников совещания;
Подводя итоги совещания, обобщить сказанное, сделать выводы, определить задачи на будущее;
Завершить точно в назначенное время.
Слайд 39Содержание
Общая теория коммуникации
Особенности деловых коммуникаций
Основные формы деловых коммуникаций
Деловая беседа
Деловое совещание
Деловые
переговоры
Деловые коммуникации в конфликтном взаимодействии
Слайд 40Деловые переговоры
Не получить того, что ты хочешь, – почти то
же самое, что не получить совсем ничего (Аристотель).
Мастерство ведения переговоров
в бизнесе очень необходимо. Процесс переговоров сопровождает деятельность бизнес-структур практически ежедневно.
При умелом ведении переговоров «хороший» результат всегда может быть достигнут.
Слайд 41Деловые переговоры
Деловые переговоры – взаимозависимые процессы выработки, обмена и выполнения
определенных наборов обещаний (контракты, соглашения, договоры, конвенции и т. п.),
которые удовлетворяют основные интересы договаривающихся сторон.
Слайд 44При подготовке к переговорам следует:
Определить уровень притязаний, то есть
«что фирма хочет»;
Получить подробную информацию об участниках переговоров, в том
числе и о косвенных, то есть всех тех, кого данный конфликт может потенциально затрагивать;
Проанализировать ресурсы (финансовые, внутри- и внешнеполитические, идеологические), которыми обладают или которые могут привлечь участники;
Детально ознакомиться с существующими в обществе юридическими и моральными нормами и правилами, которые могут быть задействованы при реализации поставленной вами цели.
Если все эти шаги будут проделаны, переговорная ситуация станет более понятной, а возможность ее прогнозирования –более реалистичной.
Слайд 46Место проведения – критерии
Место проведения деловых переговоров должно:
быть свободным от
отвлекающих моментов (шума голосов, телефонных звонков и т. д.);
быть удобным,
хорошо освещенным, оборудованным подходящей мебелью;
соответствовать статусу участников переговоров;
быть доступным для подъезда машин;
быть приемлемым для всех участников переговоров по арендной цене;
иметь дополнительные помещения, где стороны могли бы работать раздельно;
иметь поблизости ресторан или кафе, туалетные и курительные комнаты.
Слайд 47План-регламент переговоров
Перечень сторон, привлекаемых к переговорам;
Число участников с каждой стороны;
Возможность
привлечения дополнительных («запасных») членов команды;
Время и место первой и последующих
встреч;
Временные рамки переговоров;
Форма итогового соглашения;
Отношение к конфиденциальности процесса;
Механизм определения достоверности информации;
Правила поведения на переговорах;
Порядок обсуждения вопросов;
Разрешение разногласий в случае обвинений в нарушении процедурных соглашений.
Слайд 48Правила ведения переговоров
Рациональность. Необходимо вести себя сдержанно. Неконтролируемые эмоции отрицательно
сказываются на переговорном процессе и способности принятия разумных решений.
Понимание.
Невнимание к точке зрения партнера ограничивает возможности выработки взаимоприемлемых решений.
Общение. Если ваши партнеры не проявляют большой заинтересованности, все же постарайтесь провести с ними консультации. Это позволит сохранить и улучшить отношения.
Достоверность. Ложная информация ослабляет силу аргументации, а также неблагоприятно влияет на репутацию.
Избегайте менторского тона. Недопустимо поучать партнера. Основной метод – убеждение.
Принятие. Постарайтесь принять другую сторону и, будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от партнера.
Слайд 49Информация к размышлению
Успех переговоров во многом определяется умением задавать вопросы
и получать исчерпывающие ответы на них.
Слайд 50Стратегии ведения переговоров
Чем более жесткую позицию вы занимаете и чем
незначительнее ваши уступки, тем больше времени и усилий потребуется для
того, чтобы выяснить, возможно ли соглашение в принципе.
Слайд 51Тактические приемы оптимизации процесса переговоров
Слайд 52Информация к размышлению
Существенную роль в процессе переговоров играют национальные и
культурные особенности участвующих сторон.
Слайд 53Содержание
Общая теория коммуникации
Особенности деловых коммуникаций
Основные формы деловых коммуникаций
Деловые коммуникации в
конфликтном взаимодействии
Слайд 54Конфликт
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций
(мнений, целей, представлений о способах их достижения)…
в сознании отдельно
взятого индивида, …
в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях (индивидов или групп людей), …
связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Упрощенно: конфликт – предельное обострение противоречий
Слайд 55Обсуждение
Положительное и отрицательное влияние конфликта.
Слайд 57Структура конфликта
Пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода),
он неустраним.
Для выхода из конфликта нужно устранить хотя бы один
из существующих элементов структуры конфликта.
Слайд 61Обсуждение
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Слайд 62Стратегии поведения
в конфликтных ситуациях
Слайд 63Выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях
В конфликтной ситуации или в
общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в
большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно.