Слайд 1ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Обзорная лекция № 3
Слайд 26. Содержание занятий по изобразительному искусству, учебно-воспитательные задачи
Содержание образования по
изобразительному искусству направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся: художественной
культуры, потребностей в общении с искусством, устойчивого интереса к искусству, художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты и др.
Слайд 3Содержание занятий
предполагает не только восприятие искусства, но и изобразительную деятельность
детей (рисование, лепка, моделирование, конструирование и др.), владение языком изобразительного
искусства. При этом необходимо опираться на преемственность.
Слайд 4Цели и задачи изобразительного искусства
Образование по предмету «Изобразительное искусство»
является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование,
которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников. Обучение изобразительному искусству занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.
Слайд 5В общую систему общеобразовательных школ введены специальные факультативные курсы для
углубленного изучения отдельных предметов, в том числе и по изобразительному
искусству.
Тем не менее, в условиях вариативного образования по различным программам важно отметить общность поставленных целей изучения изобразительного искусства.
Слайд 6Изобразительное искусство призвано обеспечить:
— приобщение школьников к миру пластических искусств
как неотъемлемой части духовной (эмоционально-ценностной) и материальной культуры общества;
— формирование
художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;
— развитие творческих способностей;
Слайд 7расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления
художественной культуры;
— обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы
в различных видах изобразительной деятельности;
— систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);
Слайд 8— приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
— воспитание активного
эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным
традициям.
Слайд 9Таким образом,
целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к
общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся.
Слайд 10В задачи преподавания изобразительного искусства входит:
формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни, природе, искусстве;
формирование художественно-творческой активности
школьника, развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса, эстетического чувства, воспитания интереса к искусству и т.п.;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании с натуры, по памяти и представлению, при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при иллюстрировании, при работе с пластическими материалами (глина, пластилин), графическими материалами (гуашь, пастель, кар, фломастер, уголь) и т.д. (См. рис. 45);
Слайд 11развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного
мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание и любви к
искусству;
приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.
Слайд 127. Основные методические принципы
Принцип научности - отбор содержания образования в
соответствии с современным уровнем развития науки и техники.
В процессе обучения
школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира.
Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др.
Слайд 13Принцип наглядности - применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации,
демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения) и
современные информационные технологии; использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации.
Слайд 14Принцип доступности и нарастающей трудности - учитывать уровень актуального развития
каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями
или требованиями.
Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей. Чтобы привести сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.
Слайд 15Принцип систематичности и последовательности - обучение с ранних ступеней разнообразным
способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ,
рассказ. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.
Слайд 16Принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании
с педагогическим руководством - коллективный характер воспитания и обучения в
сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, при котором учащиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач теоретического и практического характера, учатся распределять задания в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и подчиняться распоряжениям других.
Слайд 17Принцип прочности, осознанности ж действенности результатов воспитания, обучения и развития
- формирование позитивного отношения к изучаемому; применение полученных знаний в
новых ситуациях;
Принцип связи теории с практикой и с жизнью организация разнообразной творческой деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек;
Слайд 18Принцип эстетизации детской жизнедеятельности - эстетический внешний вид воспитанников и
воспитателей; формирование культуры взаимоотношений у всех участников педагогического взаимодействия;
Принцип субъектности
- развитие у каждого воспитанника способности осознавать и принимать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром; создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей.
Принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру. Соотношение обучения и воспитания - фундаментальная проблема педагогики. Ее разрешение ложится и на учителя рисования. Он также должен, обучая искусству, воспитывать.
Слайд 198. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному
искусству
Роль учителя является главной в приобщении детей к искусству. Именно
учитель создает на уроке эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.
Слайд 20Учителю необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и
владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.
В культуре педагогического труда
выделяют следующие его компоненты:
конструктивный,
организаторский,
коммуникативный,
гностический.
Их содержательное наполнение трактуется следующим образом
Слайд 21Конструктивный
Проектирование содержания будущей деятельности.
Отбор и проектирование системы и последовательности предстоящих
действий преподавателя.
Проектирование системы и последовательности действий обучаемых.
Отбор и композиция учебно-воспитательного
материала.
Слайд 22Организаторский
Организация изложения материала.
Организация поведения преподавателя.
Организация деятельности обучаемых и педагогического сотрудничества
преподавателя с ними.
Слайд 23Коммуникативный
Установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучаемыми.
Создание благоприятного микроклимата в отношениях
с преподавателями.
Проявление способности и склонности к нравственному воздействию на обучаемых
Слайд 24Гностический
Систематическое изучение литературы.
Использование и апробирование в своей работе новейших
их достижений
науки и передового педагогического опыта.
Постоянное совершенствование своего педагогического мастерства.
Поиск и
творческое использование новых методов и приемов работы.