Слайд 1Основы научных исследований
Курс лекций для студентов ФМИ МГИК,
2019/2020
Слайд 2Лекция №3
Методы исследования и получения информации.
Проблема метода в научном исследовании.
Задачи
исследования.
Гипотеза исследования.
Слайд 3Методы исследования
Метод (от от греческого μέθοδος) –
путь к чему-либо.
«Метод
– это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет
науки»
(С.Л.Рубинштейн)
Слайд 4Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить
определённую задачу или достичь определённой цели.
По уровню проникновения в сущность
объекта (области исследования) выделяют группу методов теоретического исследования, связанного с мысленным абстрагированием от реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого, и методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте.
Слайд 5*Анализ - процедура мысленного (или реального) расчленения (разложения) объекта на
составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.
*Синтез
– операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое.
Общетеоретические методы исследования
Слайд 6*Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором
общий вывод делается на основе обобщения частных посылок.
*Дедукция – способ
рассуждения или метод получения знания от общего к частному.
*Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках.
*Сравнение – процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств двух (и более) объектов.
Слайд 7*Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств объекта исследования.
*Обобщение – логическая
операция, заключающаяся в нахождении для некоторой группы явлений нового, более
широкого понятия, отражающего общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.
Слайд 8*Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в
действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире
*Формализация
– отображение объектов, их содержания и структуры в знаковой форме (использование формул и языка математики)
*Классификация – логическая операция, которая состоит в распределении элементов данного множества по классам, точно охарактеризованным с точки зрения интересующих нас признаков
*Систематизация – упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов, а также структурирование элементов внутри систем разных уровней
Слайд 9*Восхождение от абстрактного к конкретному – предполагает постепенный переход в
процессе познания от простейшей категории (абстракции) к сложному и развитому
целому (конкретному как единству в многообразии).
*Моделирование – процесс построения, исследования и использования модели. Художественное творчество – процесс создания моделей.
*Мысленный эксперимент – вид моделирования, основанный на абстрагировании. В мысленном эксперименте проверка гипотез осуществляется не на реальном объекте, а на абстрактной модели.
Слайд 10Эмпирические методы исследования
*Изучение и анализ литературы и других источников (документов,
архивов, фото, видео, аудио)
*Наблюдение – метод целенаправленного, планомерного и
систематического восприятия и фиксации различных явлений и процессов.
*Описание – познавательная операция-фиксирование результатов с помощью определенных систем обозначения.
*Опрос (беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование) – метод исследования, предполагающий личный контакт.
*Экспертные оценки
*Эксперимент – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в созданных и контролируемых исследователем условиях с целью проверки выдвинутых гипотез и выявления закономерностей объективного мира.
*Изучение продуктов деятельности учащихся
*Методы обработки данных (математическая статистика)
Слайд 11Предмет исследования системно организован*
*Берёзкин Ю.М. Методология научных исследований (деятельностный подход):
курс лекций
Слайд 12Примеры корректных формулировок цели исследования
1. Отбор и систематизация эффективных психолого-педагогических
методов комфортной организации обучения в классе эстрадного вокала.
2. Актуализация предпосылок
индивидуальных музыкальных пристрастий у старших подростков.
3. Определение эффективных приемов развития внимания у младших школьников в процессе хоровой учебной деятельности на уроках музыки.
4. Разработка дифференцированного подхода к профилактике нарушений моторики в процессе музыкально- исполнительских движений.
Слайд 13Возможные ошибочные действия при определении цели исследования
Формулировки цели, не
носящие конкретного характера:
«Способствовать всестороннему развитию учащихся»;
« Проанализировать процесс развития
творческого воображения у младших дошкольников на музыкальных занятиях».
«Рассмотрение проблемы в теоретическом и практическом аспектах».
Слайд 14Тренинг
Предложите варианты формулировок целей исследования, исходя из следующих тем:
1.Тема исследования:
«Педагогические условия устранения волнения эстрадного певца».
2. Тема исследования: «Применение
принципа саморегуляции в процессе певческой деятельности»
3. Тема исследования: «Начальный этап постановки голоса у будущего эстрадного певца».
4. Тема исследования: «Формирование исполнительских умений и навыков певцов на основе принципов театральной педагогики К.С. Станиславского».
5. Тема исследования: «Способы активизации творческого потенциала у студентов на занятиях в дирижерском классе».
Слайд 15Задачи исследования
Следует стремиться к тому, чтобы формулировка з а д
а ч исследования раскрывала поставленную цель в ряде аспектов, например:
1.Проанализировать
литературу по проблеме исследования;
2.Обобщить практический опыт работы в данной исследовательской области.
3. Разработать ведущие методологические характеристики исследования и теоретико-методическую основу его реализации.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности выдвигаемых теоретико-методических положений.
5. Составить методические рекомендации по исследуемой проблеме.
Слайд 161. При анализе литературы необходимый процесс исследования источников различных позиций
ведущих ученых с соответствующим цитированием, сопоставлениями точек зрения порой часто
подменяется реферированием, а иногда и откровенным плагиатом, изложенным в рекомендательном стиле учебного пособия без ссылок на автора.
2. Обобщение опыта практической работы время от времени подменяется стенографическим изложением работы практиков без каких-либо комментариев.
3. Изложенные теоретико-методические основы редко подлежат научному обоснованию и дальнейшему внедрению в процесс опытно-экспериментальной работы в соответствующей главе.
4. Предмет исследования и гипотеза в формирующей части эксперимента по своему объему изложения сводится до минимума и вместо музыкально-педагогического процесса излагается в виде голых схем и таблиц полученных «результатов».
5. Методические рекомендации, если они и имеют место, то редко производят впечатление результатов практической работы.
Возможные ошибки
Слайд 17Гипотеза исследования
Гипотеза - это научное предположение, выдвинутое, исходя из
разработанных методологических
характеристик исследования,
не очевидное на первый взгляд и требующее доказательства,
обоснования.
В гипотезе желательно, во-первых, обозначить содержательное значение того предмета исследования, который сформулирован в данной работе; во-вторых, целесообразно отразить (в окончательной редакции гипотезы) правомерность и эффективность привлечения тех общенаучных (а также, при наличии, частнонаучных, философских) положений, которые в результате теоретического анализа проблемы обогатили данную гипотезу.
Слайд 18Пример гипотезы исследования
«Система профилактики возникновения психомоторных нарушений является эффективной, когда:
1.Методологически
базируется на принципах природосообразности целостности индивидуальности учащихся.
2. Содержательно охватывает все
три уровня индивидуальной целостности построения природосообразности исполнительских движений (телесно-двигательный; психологический; художественно-смысловой).
3. Методические реализуется в трех этапах: до-игровом, игровом, коррекционном ( если в этом есть неоьходимость)».
Слайд 19Возможные ошибочные действия при построении гипотез:
Гипотеза звучит как очевидное положение,
не требующее доказательств, гипотеза не носит характера предположения, поскольку приводимые
положения либо очевидны, либо уже известны и доказаны.
Пример гипотезы, которая не может называться таковой, поскольку её положения очевидны и не требуют доказательства:
«Работа над формированием технического исполнения музыки будет эффективна, если:
- верно определены технические трудности в музыкальном произведении;
- использованы такие методы работы, как показ, объяснение, а также принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся».
Слайд 20Тренинг
Цитата:
«Художественный образ тоже есть обобщение и тоже есть конструкция, выступающая
как принцип понимания (а следовательно, и переделывания) всего единичного, подпадающего
под такую общность... Всякое искусство, даже и максимально реалистическое, не может обойтись без конструирования символической образности...» [5. С. 158].
5. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – 2-е изд., испр. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.
Слайд 21Цитата:
«Талант – это способность заражать других своими чувствами, художественными идеями
(ощущениями, переживаниями, душевными состояниями и т.д.)...
Это особый дар внушения, артистической
суггестии, проявляющийся при контактах с аудиторией. Некоторые полагают, что речь тут может и должна идти о неких токах, флюидах, излучаемых со сцены в зал – иными словами... О разновидности душевного магнетизма» [6. С. 23].
«...Характерная черта талантов: в отличие от людей способных, которые нередко схожи друг с другом, выглядят на одно лицо, таланты похожи только на самих себя и ни на кого больше. Чем крупнее, значительнее талант, тем это заметнее» [6. С. 22-23].
6. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусствою – СПб.:Алетейя, 2001. – 320 с.
Слайд 22Цитата:
А.Гольденвейзер: «Когда начинают обучение игре на каком-нибудь инструменте или пению,
то обычно возникает вопрос о так называемой «постановке» рук или
голоса. Я считаю этот подход... в значительной степени ошибочным... Мы во время игры должны быть все время в движении, а не устраивать постановку, из-за которой в педагогическом процессе так много места приходится отводить борьбе с тенденцией учащихся напрягать руки» (Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей).
«Самая важная память – слуховая. Моторная память, несомненно, необходима: исполнитель не мог бы играть, если бы ему нужно было проводить «сквозь сознание» каждое движение; должна быть выработана известная инерция движения... Но ничего не может быть ужаснее того случая, когда моторная память заменяет собой слуховую», - так говорил русский пианист, А.Гольденвейзер, в цикле бесед...
Слайд 23Цитата:
«...Активными методами обучения в процессе занятий на музыкальном инструменте выступают:
активизация
музыкально-слуховых представлений;
развитие способностей оперирования умственно-слуховыми действиями;
воспитание навыка мысленного представления музыкального
материала в единстве с двигательными представлениями;
активизация слухового внимания и самоконтроля;
нацеленность учащихся на самостоятельный поиск в решении поставленных задач и творческое их осмысление...» [1. С. 3].
1. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: МГЗПИ, 1982. – 82 с.