Слайд 1Основы научных исследований
Анна Владимировна Шмыглёва к.и.н., доцент
доцент кафедры УСЭС
Слайд 2Зачем нам это надо…
Компетентностный подход в образовании.
Оценка знаний, умений
и навыков
ПК ОС-28 способность принимать участие в научных дискуссиях, выступать
с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований
Способность участвовать в дискуссии по тематике государственного и муниципального управления
Способность выступать с сообщениями и докладами по тематике государственного и муниципального управления
ПК ОС-29 способность разрабатывать аналитические материалы в соответствии со сферой профессиональной деятельности
Способность проводить анализ проблемной ситуации в области государственного и муниципального управления
Способность проводить анализ данных в области государственного и муниципального управления в целях получения профессиональных умений
Слайд 3Содержание дисциплины:
Тема 1. Организация научно-исследовательской работы
Тема 2. Методологические основы научного
познания и творчества
Тема 3. Выбор направления научного поиска и этапы
научно-исследовательской работы
Тема 4. Поиск, накопление и обработка научной информации
Тема 5. Теоретические и экспериментальные исследования
Тема 6. Критическое мышление
Тема 7. Оформление результатов научного исследования
Промежуточная аттестация - зачет
Слайд 4Эссе
1. Что такое наука?
2. В чём причины тотальной бюрократизации отечественной
науки?
3. Положительные стороны и недостатки организации науки в России.
4. Наука
как социальный институт.
5. Наука и власть.
Темы для презентаций
История науки
Особенности современной науки
Организация научных исследований в РФ (структура научных учреждений, организация – НИИ, РАН, вузы).
Законодательное регулирование научных исследований (Ст. 114 Конституции, ФЗ 127 от 23.08. 1996 «О науке и государственной научно-технической политике», принципы государственной научно-технической политики, основные направления, функции правительства, Минобра).
Особенности развития науки в разных странах мира (абсолютные и относительные показатели, страны-лидеры) .
Слайд 5Литература
Бурда А.Г. Основы научно-исследовательской деятельности (уч. пособие). Краснодар, 2015.
Кожухар В.М.
Основы научных исследований: учебное пособие. Издательство "Дашков и К".М., 2013.
- 226.
Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие. Издательство "Дашков и К".М., 2012. - 244 с.
Слайд 6Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины - приобщение обучающихся к научным
знаниям, формирование готовности и способности их к проведению научно-исследовательских работ,
развитие у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи дисциплины:
изучить особенности познавательного и научно-исследовательского процесса;
изучить методологию научно-исследовательского процесса;
овладеть основными методами научного исследования;
освоить рациональные приемы и способы информационного поиска;
освоить технологии научного поиска.
Слайд 7Что такое наука
это система знаний о природе, обществе, мышлении, об
объективных законах их развития.
это сфера человеческой деятельности, направленная на получение
новых знаний о природе, обществе и мышлении.
это сфера исследовательской деятельности людей, систематизации объективных данных о реальном мире, а также открытии и выработке новых.
это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, которая сохраняется и развивается усилиями ученых.
это сфера человеческой деятельности, функция которой накопление и обработка объективных знаний о действительности, включающая в себя как деятельность по получению нового знания, так и сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Слайд 8Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным
взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторой объективной
реальностью.
3 аспекта науки:
под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.
наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт.
она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного общества.
Слайд 93 основные концепции науки (ипостаси): наука как знание, наука как
деятельность, наука как социальный институт.
Цели науки – описание, объяснение и
предсказание процессов и явлений реальной действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.
Задачи науки:
собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
систематизация полученных знаний;
объяснение сущности явлений и процессов;
прогнозирование событий, явлений и процессов;
установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Слайд 10Функции науки:
Производительная функция
Познавательная функция
Мировоззренческая функция
Образовательная
Прогностическая функция
Слайд 11Наука как система
Элементы науки:
1) объект (предмет) – то, что изучает
конкретная наука, на что направлено научное познание.
2) субъект –
это конкретный исследователь (студент, научный работник, аспирант, магистрант, организация);
3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения закономерностей в реальной действительности.
Слайд 12НИРС
НИРС - научно-исследовательская работа студентов, предусмотрена учебным планом по всем
специальностям университета на весь период обучения. НИРС предусматривается и в
учебное время (включенная в учебные планы) и во внеучебной деятельности.
Слайд 13НИРС в учебное время включает в себя обучение:
навыкам поиска информации;
основам
библиографии (как правильно составить список использованной литературы);
основам статистической обработки данных
и математической обработки результатов;
новым информационным технологиям;
подготовка студентов по иностранным языкам,
глубокое изучение дисциплин специализации.
Слайд 14НИРС в рамках внеучебной работы:
Проведение научных и научно-практических студенческих конференций
разного уровня
Исследовательская работа по теме курсовой, дипломной работы (ВКР), магистерской
диссертации;
Участие студентов в кафедральных госбюджетных, хоздоговорных научных исследованиях, в работе по грантам;
Участие в конкурсе грантов для молодых исследователей;
Организация стажировок студентов в другие вузы и научные центры
Проведение олимпиад по отдельным предметам;
Участие студентов и аспирантов в международных проектах;
Организация работы научных студенческих кружков;
Организация и проведение конкурсов на лучшую НИР;
Организация компьютерного творчества студентов (робототехника).
Слайд 15Законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие основы научно-исследовательской деятельности
Федеральный закон от
23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Федеральный закон
от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 72 Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании.
Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13.01.2014г., № 7).
Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней».
Слайд 16ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Сущность методологии
исследования.
2 Принципы и проблема исследования.
3 Разработка гипотезы и
концепции исследования.
4 Процессуально-методологические схемы исследования.
5 Научные методы познания в исследованиях.
Слайд 171 Сущность методологии исследования
Методология — это логическая организация деятельности человека,
состоящая в определении целей и предмета исследований, подходов и ориентиров
его проведения, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.
Основными составляющими методологии исследования социально-экономических процессов являются:
Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования выступает часть объективной реальности, то явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Слайд 182. Определение цели и задач исследования.
Цель исследования - это
общая его направленность на конечный результат. Цель является основой распознавания
и выбора проблем исследования. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими. Задачи исследования — это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Задачи являются конкретизацией цели.
Слайд 193. Подходы к исследованию. Подход — это исходная позиция, ракурс
исследования, который определяет его направленность относительно цели.
- Системный —
учитывает максимальное количество аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, определяет характер связи между аспектами и их характеристиками.
- Аспектный — это выбор аспекта проблемы по какому-либо принципу, учитывая ее актуальность или ресурсы, выделенные на исследование (экономический аспект, социально-психологический, технологический и т. д. )
- Концептуальный — основан на предварительной проработке концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общее направление исследования.
- Эмпирический — базируется на опыте, т. е. на накоплении опытных данных в какой-либо предметной области, и последующем логическом выводе на основе этих данных.
- Прагматический — ориентирован на получение ближайшего результата. Например, снижение риска при выходе организации на рынок.
- Научный — используется научная постановка целей исследования и научный аппарат его проведения.
Слайд 204. Ориентиры и ограничения. Ориентиры и ограничения позволяют проводить исследования
более целенаправленно. Они бывают жесткие и мягкие, явные или предсказуемые,
неявные и непредсказуемые.
5. Средства и методы исследования.
Слайд 212 Принципы и проблема исследования
1. Принцип противоречия - проблема -
это всегда противоречие между желаемым и возможным, известным и искомым.
2. Принцип оценки - любые события, явления, противоречия оцениваются по критериям важности, актуальности, сложности, связи с другими явлениями.
3. Принцип распознавания - состоит в необходимости отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности его к определенной типологической группе. В основе любой исследовательской деятельности лежит проблема, она определяет средства, методы, подходы, предполагаемые результаты, ориентиры и ограничения, т. е. всю совокупность составляющих методологии исследования. Проблема — это противоречие, решение которого требует создания новых методов изучения, поиска новых подходов, изыскания новых средств и ресурсов. Проблема всегда характеризуется неопределенностью.
Слайд 22В основе любой исследовательской деятельности лежит проблема, она определяет средства,
методы, подходы, предполагаемые результаты, ориентиры и ограничения, т. е. всю
совокупность составляющих методологии исследования. Проблема - это противоречие, решение которого требует создания новых методов изучения, поиска новых подходов, изыскания новых средств и ресурсов. Проблема всегда характеризуется неопределенностью.
Слайд 23Все проблемы в зависимости от глубины их познания разделяют на
три класса:
1. Хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы. В
таких проблемах существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах и символах, получающих, в конце концов, численные оценки.
2. Неструктурированные или качественно выраженные проблемы. Такие проблемы содержат лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны.
3. Слабоструктурированные или смешанные проблемы. Содержат и количественные, и качественные элементы, причем малоизвестные и неопределенные стороны проблемы преобладают.
Слайд 24С точки зрения методологии исследований проблеме присуще следующие параметры:
1.
Качество проблемы (это ее реальность, актуальность, возможность решения, предполагаемый результат).
2. Определение проблемы (требует выполнения множества последовательных операций).
3. Постановка проблемы.
Слайд 25Определение и распознавание проблемы как предмета исследования требует выполнения множества
последовательных операций.
Формулирование проблемы:
вопрошение — постановка вопроса исследования;
контрадикция
— фиксация противоречия, лежащего в основе проблемы;
финитизация — описание предполагаемого результата.
2. Построение проблемы:
стратификация — расщепление, декомпозиция проблемы на подвопросы;
композиция — группировка и определение последовательности решения подвопроса;
локализация — ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования;
вариантификация — обеспечение возможности замены одного вопроса другим и поиск альтернативы для всех элементов проблемы.
3. Оценка проблемы:
кодификация — выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, методики (выделить время для занятий, обеспечить литературу, обеспечить деньгами);
инвентаризация — проверка наличных возможностей (есть литература, но нет финансов);
когнификация — выявление степени проблематичности, соотношение известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании (если есть возможность, будет ли желание учить);
уподобление — нахождение решенных проблем аналогично решаемой; квалификация — отнесение проблемы к определенному типу.
Слайд 264. Обоснование проблемы:
экспозиция — установление ценностных, содержание идентичных связей
данной проблемы с другими;
актуализация — приведение доводов в пользу
реальности проблемы, ее постановки и решения; компрометация — выдвижение возражений против проблемы;
демонстрация — объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации.
5. Обозначение проблемы:
экспликация понятий — перевод проблемы на иной научный или естественный язык; перекодировка используемой информации;
интимизация — выбор словесной нюансировки, выражение проблемы и набор понятий, наиболее точно фиксирующих ее смысл.
Слайд 27Для эффективной постановки проблемы следует придерживаться следующих требований:
1. Констатация
следствия. Констатируется то, что неверно, а не почему неверно.
2.
Фокусировка на различии между тем, что есть, и тем, что должно быть. Это различие представляет собой изменение или отклонение от нормы, стандарта.
3. Измеримость проблемы. Насколько важна проблема в абсолютных и относительных величинах (например, объем потерянного рабочего времени или денег или как она сказывается на социально-психологическом климате в коллективе).
4. Точность формулировки. Избегание двусмысленных категорий. Постановка проблемы не должна отвечать всем требованиям, однако чем большим критериям она соответствует, тем точнее она становится.
Слайд 283 Разработка гипотезы и концепции исследования
Практически всегда в начале
процесса исследования выдвигается предположение о его результатах, гипотеза.
Гипотеза -
это требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Слайд 29Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
релевантности, т. е. относимости к
фактам, на которые она опирается;
проверяемости опытным путем, сопоставляемое с
данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза — это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза — это предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза — это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
Слайд 30Основные этапы построения гипотез:
1. Выдвижение гипотезы. Гипотеза однозначно должна быть
логически согласована с проблемой и целью, приложима к данным, заключенным
в предварительном описании предмета исследования, включать понятия, получившие предварительное уточнение, интерпретацию, предоставлять возможность эмпирической проверки.
2. Формулировка (разработка) гипотезы. Выдвинутую гипотезу необходимо правильно и четко сформулировать, от этого зависит ход и результат ее проверки.
3. Проверка гипотезы. Основной задачей проводимого в последующем исследования является проверка гипотезы на достоверность. Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Неподтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.
Слайд 31Важнейшей составляющей исследования является концепция. Концепция исследования - это комплекс
ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации
его проведения, т.е. стратегию действий при осуществлении программы, плана исследования.