Разделы презентаций


Основы научных исследований

Содержание

Зачем нам это надо…Компетентностный подход в образовании. Оценка знаний, умений и навыковПК ОС-28 способность принимать участие в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследованийСпособность участвовать в дискуссии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы научных исследований
Анна Владимировна Шмыглёва к.и.н., доцент
доцент кафедры УСЭС

Основы научных исследованийАнна Владимировна Шмыглёва к.и.н., доцентдоцент кафедры УСЭС

Слайд 2Зачем нам это надо…
Компетентностный подход в образовании.
Оценка знаний, умений

и навыков

ПК ОС-28 способность принимать участие в научных дискуссиях, выступать

с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований
Способность участвовать в дискуссии по тематике государственного и муниципального управления
Способность выступать с сообщениями и докладами по тематике государственного и муниципального управления
ПК ОС-29 способность разрабатывать аналитические материалы в соответствии со сферой профессиональной деятельности
Способность проводить анализ проблемной ситуации в области государственного и муниципального управления
Способность проводить анализ данных в области государственного и муниципального управления в целях получения профессиональных умений

Зачем нам это надо…Компетентностный подход в образовании. Оценка знаний, умений и навыковПК ОС-28 способность принимать участие в

Слайд 3Содержание дисциплины:
Тема 1. Организация научно-исследовательской работы
Тема 2. Методологические основы научного

познания и творчества
Тема 3. Выбор направления научного поиска и этапы

научно-исследовательской работы
Тема 4. Поиск, накопление и обработка научной информации
Тема 5. Теоретические и экспериментальные исследования
Тема 6. Критическое мышление
Тема 7. Оформление результатов научного исследования

Промежуточная аттестация - зачет

Содержание дисциплины:Тема 1. Организация научно-исследовательской работыТема 2. Методологические основы научного познания и творчестваТема 3. Выбор направления научного

Слайд 4Эссе
1. Что такое наука?
2. В чём причины тотальной бюрократизации отечественной

науки?
3. Положительные стороны и недостатки организации науки в России.
4. Наука

как социальный институт.
5. Наука и власть.

Темы для презентаций
История науки
Особенности современной науки
Организация научных исследований в РФ (структура научных учреждений, организация – НИИ, РАН, вузы).
Законодательное регулирование научных исследований (Ст. 114 Конституции, ФЗ 127 от 23.08. 1996 «О науке и государственной научно-технической политике», принципы государственной научно-технической политики, основные направления, функции правительства, Минобра).
Особенности развития науки в разных странах мира (абсолютные и относительные показатели, страны-лидеры) .


Эссе1. Что такое наука?2. В чём причины тотальной бюрократизации отечественной науки?3. Положительные стороны и недостатки организации науки

Слайд 5Литература
Бурда А.Г. Основы научно-исследовательской деятельности (уч. пособие). Краснодар, 2015.
Кожухар В.М.

Основы научных исследований: учебное пособие. Издательство "Дашков и К".М., 2013.

- 226.
Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие. Издательство "Дашков и К".М., 2012. - 244 с.

ЛитератураБурда А.Г. Основы научно-исследовательской деятельности (уч. пособие). Краснодар, 2015.Кожухар В.М. Основы научных исследований: учебное пособие. Издательство

Слайд 6Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины - приобщение обучающихся к научным

знаниям, формирование готовности и способности их к проведению научно-исследовательских работ,

развитие у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи дисциплины:
изучить особенности познавательного и научно-исследовательского процесса;
изучить методологию научно-исследовательского процесса;
овладеть основными методами научного исследования;
освоить рациональные приемы и способы информационного поиска;
освоить технологии научного поиска.

Цели и задачи дисциплиныЦель дисциплины - приобщение обучающихся к научным знаниям, формирование готовности и способности их к

Слайд 7Что такое наука
это система знаний о природе, обществе, мышлении, об

объективных законах их развития.
это сфера человеческой деятельности, направленная на получение

новых знаний о природе, обществе и мышлении.
это сфера исследовательской деятельности людей, систематизации объективных данных о реальном мире, а также открытии и выработке новых.
это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, которая сохраняется и развивается усилиями ученых.
это сфера человеческой деятельности, функция которой накопление и обработка объективных знаний о действительности, включающая в себя как деятельность по получению нового знания, так и сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Что такое наукаэто система знаний о природе, обществе, мышлении, об объективных законах их развития.это сфера человеческой деятельности,

Слайд 8Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным

взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторой объективной

реальностью.
3 аспекта науки:
под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.
наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт.
она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного общества.


Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления

Слайд 93 основные концепции науки (ипостаси): наука как знание, наука как

деятельность, наука как социальный институт.
Цели науки – описание, объяснение и

предсказание процессов и явлений реальной действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.
Задачи науки:
собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
систематизация полученных знаний;
объяснение сущности явлений и процессов;
прогнозирование событий, явлений и процессов;
установление направлений и форм практического использования полученных знаний.


3 основные концепции науки (ипостаси): наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.Цели науки –

Слайд 10Функции науки:
Производительная функция
Познавательная функция
Мировоззренческая функция
Образовательная
Прогностическая функция

Функции науки: Производительная функцияПознавательная функцияМировоззренческая функцияОбразовательнаяПрогностическая функция

Слайд 11Наука как система
Элементы науки:
1) объект (предмет) – то, что изучает

конкретная наука, на что направлено научное познание.
2) субъект –

это конкретный исследователь (студент, научный работник, аспирант, магистрант, организация);
3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения закономерностей в реальной действительности.

Наука как системаЭлементы науки:1) объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание.

Слайд 12НИРС
НИРС - научно-исследовательская работа студентов, предусмотрена учебным планом по всем

специальностям университета на весь период обучения. НИРС предусматривается и в

учебное время (включенная в учебные планы) и во внеучебной деятельности.
НИРСНИРС - научно-исследовательская работа студентов, предусмотрена учебным планом по всем специальностям университета на весь период обучения. НИРС

Слайд 13НИРС в учебное время включает в себя обучение:
навыкам поиска информации;
основам

библиографии (как правильно составить список использованной литературы);
основам статистической обработки данных

и математической обработки результатов;
новым информационным технологиям;
подготовка студентов по иностранным языкам,
глубокое изучение дисциплин специализации.

НИРС в учебное время включает в себя обучение:навыкам поиска информации;основам библиографии (как правильно составить список использованной литературы);основам

Слайд 14НИРС в рамках внеучебной работы:
Проведение научных и научно-практических студенческих конференций

разного уровня
Исследовательская работа по теме курсовой, дипломной работы (ВКР), магистерской

диссертации;
Участие студентов в кафедральных госбюджетных, хоздоговорных научных исследованиях, в работе по грантам;
Участие в конкурсе грантов для молодых исследователей;
Организация стажировок студентов в другие вузы и научные центры
Проведение олимпиад по отдельным предметам;
Участие студентов и аспирантов в международных проектах;
Организация работы научных студенческих кружков;
Организация и проведение конкурсов на лучшую НИР;
Организация компьютерного творчества студентов (робототехника).

НИРС в рамках внеучебной работы:Проведение научных и научно-практических студенческих конференций разного уровняИсследовательская работа по теме курсовой, дипломной

Слайд 15Законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие основы научно-исследовательской деятельности
Федеральный закон от

23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Федеральный закон

от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 72 Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании.
Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13.01.2014г., № 7).
Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней».


Законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие основы научно-исследовательской деятельности Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ

Слайд 16ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Сущность методологии

исследования.
2 Принципы и проблема исследования.
3 Разработка гипотезы и

концепции исследования.
4 Процессуально-методологические схемы исследования.
5 Научные методы познания в исследованиях.

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  1 Сущность методологии исследования. 2 Принципы и проблема исследования.

Слайд 171 Сущность методологии исследования
Методология — это логическая организация деятельности человека,

состоящая в определении целей и предмета исследований, подходов и ориентиров

его проведения, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.
Основными составляющими методологии исследования социально-экономических процессов являются:
Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования выступает часть объективной реальности, то явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.

1 Сущность методологии исследования Методология — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении целей и предмета

Слайд 182. Определение цели и задач исследования.
Цель исследования - это

общая его направленность на конечный результат. Цель является основой распознавания

и выбора проблем исследования. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими. Задачи исследования — это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Задачи являются конкретизацией цели.

2. Определение цели и задач исследования. Цель исследования - это общая его направленность на конечный результат. Цель

Слайд 193. Подходы к исследованию. Подход — это исходная позиция, ракурс

исследования, который определяет его направленность относительно цели.
- Системный —

учитывает максимальное количество аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, определяет характер связи между аспектами и их характеристиками.
- Аспектный — это выбор аспекта проблемы по какому-либо принципу, учитывая ее актуальность или ресурсы, выделенные на исследование (экономический аспект, социально-психологический, технологический и т. д. )
- Концептуальный — основан на предварительной проработке концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общее направление исследования.
- Эмпирический — базируется на опыте, т. е. на накоплении опытных данных в какой-либо предметной области, и последующем логическом выводе на основе этих данных.
- Прагматический — ориентирован на получение ближайшего результата. Например, снижение риска при выходе организации на рынок.
- Научный — используется научная постановка целей исследования и научный аппарат его проведения.
3. Подходы к исследованию. Подход — это исходная позиция, ракурс исследования, который определяет его направленность относительно цели.

Слайд 204. Ориентиры и ограничения. Ориентиры и ограничения позволяют проводить исследования

более целенаправленно. Они бывают жесткие и мягкие, явные или предсказуемые,

неявные и непредсказуемые.
5. Средства и методы исследования.
4. Ориентиры и ограничения. Ориентиры и ограничения позволяют проводить исследования более целенаправленно. Они бывают жесткие и мягкие,

Слайд 212 Принципы и проблема исследования
1. Принцип противоречия - проблема -

это всегда противоречие между желаемым и возможным, известным и искомым.


2. Принцип оценки - любые события, явления, противоречия оцениваются по критериям важности, актуальности, сложности, связи с другими явлениями.
3. Принцип распознавания - состоит в необходимости отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности его к определенной типологической группе. В основе любой исследовательской деятельности лежит проблема, она определяет средства, методы, подходы, предполагаемые результаты, ориентиры и ограничения, т. е. всю совокупность составляющих методологии исследования. Проблема — это противоречие, решение которого требует создания новых методов изучения, поиска новых подходов, изыскания новых средств и ресурсов. Проблема всегда характеризуется неопределенностью.
2 Принципы и проблема исследования 1. Принцип противоречия - проблема - это всегда противоречие между желаемым и

Слайд 22В основе любой исследовательской деятельности лежит проблема, она определяет средства,

методы, подходы, предполагаемые результаты, ориентиры и ограничения, т. е. всю

совокупность составляющих методологии исследования. Проблема - это противоречие, решение которого требует создания новых методов изучения, поиска новых подходов, изыскания новых средств и ресурсов. Проблема всегда характеризуется неопределенностью.

В основе любой исследовательской деятельности лежит проблема, она определяет средства, методы, подходы, предполагаемые результаты, ориентиры и ограничения,

Слайд 23Все проблемы в зависимости от глубины их познания разделяют на

три класса:
1. Хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы. В

таких проблемах существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах и символах, получающих, в конце концов, численные оценки.
2. Неструктурированные или качественно выраженные проблемы. Такие проблемы содержат лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны.
3. Слабоструктурированные или смешанные проблемы. Содержат и количественные, и качественные элементы, причем малоизвестные и неопределенные стороны проблемы преобладают.
Все проблемы в зависимости от глубины их познания разделяют на три класса: 1. Хорошо структурированные или количественно

Слайд 24С точки зрения методологии исследований проблеме присуще следующие параметры:
1.

Качество проблемы (это ее реальность, актуальность, возможность решения, предполагаемый результат).


2. Определение проблемы (требует выполнения множества последовательных операций).
3. Постановка проблемы.

С точки зрения методологии исследований проблеме присуще следующие параметры: 1. Качество проблемы (это ее реальность, актуальность, возможность

Слайд 25Определение и распознавание проблемы как предмета исследования требует выполнения множества

последовательных операций.
Формулирование проблемы:
вопрошение — постановка вопроса исследования;
контрадикция

— фиксация противоречия, лежащего в основе проблемы;
финитизация — описание предполагаемого результата.
2. Построение проблемы:
стратификация — расщепление, декомпозиция проблемы на подвопросы;
композиция — группировка и определение последовательности решения подвопроса;
локализация — ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования;
вариантификация — обеспечение возможности замены одного вопроса другим и поиск альтернативы для всех элементов проблемы.
3. Оценка проблемы:
кодификация — выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, методики (выделить время для занятий, обеспечить литературу, обеспечить деньгами);
инвентаризация — проверка наличных возможностей (есть литература, но нет финансов);
когнификация — выявление степени проблематичности, соотношение известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании (если есть возможность, будет ли желание учить);
уподобление — нахождение решенных проблем аналогично решаемой; квалификация — отнесение проблемы к определенному типу.
Определение и распознавание проблемы как предмета исследования требует выполнения множества последовательных операций. Формулирование проблемы: вопрошение — постановка

Слайд 264. Обоснование проблемы:
экспозиция — установление ценностных, содержание идентичных связей

данной проблемы с другими;
актуализация — приведение доводов в пользу

реальности проблемы, ее постановки и решения; компрометация — выдвижение возражений против проблемы;
демонстрация — объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации.
5. Обозначение проблемы:
экспликация понятий — перевод проблемы на иной научный или естественный язык; перекодировка используемой информации;
интимизация — выбор словесной нюансировки, выражение проблемы и набор понятий, наиболее точно фиксирующих ее смысл.

4. Обоснование проблемы: экспозиция — установление ценностных, содержание идентичных связей данной проблемы с другими; актуализация — приведение

Слайд 27Для эффективной постановки проблемы следует придерживаться следующих требований:
1. Констатация

следствия. Констатируется то, что неверно, а не почему неверно.
2.

Фокусировка на различии между тем, что есть, и тем, что должно быть. Это различие представляет собой изменение или отклонение от нормы, стандарта.
3. Измеримость проблемы. Насколько важна проблема в абсолютных и относительных величинах (например, объем потерянного рабочего времени или денег или как она сказывается на социально-психологическом климате в коллективе).
4. Точность формулировки. Избегание двусмысленных категорий. Постановка проблемы не должна отвечать всем требованиям, однако чем большим критериям она соответствует, тем точнее она становится.
Для эффективной постановки проблемы следует придерживаться следующих требований: 1. Констатация следствия. Констатируется то, что неверно, а не

Слайд 283 Разработка гипотезы и концепции исследования
Практически всегда в начале

процесса исследования выдвигается предположение о его результатах, гипотеза.
Гипотеза -

это требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
3 Разработка гипотезы и концепции исследования Практически всегда в начале процесса исследования выдвигается предположение о его результатах,

Слайд 29Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
релевантности, т. е. относимости к

фактам, на которые она опирается;
проверяемости опытным путем, сопоставляемое с

данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза — это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза — это предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза — это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Гипотеза должна отвечать следующим требованиям: релевантности, т. е. относимости к фактам, на которые она опирается; проверяемости опытным

Слайд 30Основные этапы построения гипотез:
1. Выдвижение гипотезы. Гипотеза однозначно должна быть

логически согласована с проблемой и целью, приложима к данным, заключенным

в предварительном описании предмета исследования, включать понятия, получившие предварительное уточнение, интерпретацию, предоставлять возможность эмпирической проверки.
2. Формулировка (разработка) гипотезы. Выдвинутую гипотезу необходимо правильно и четко сформулировать, от этого зависит ход и результат ее проверки.
3. Проверка гипотезы. Основной задачей проводимого в последующем исследования является проверка гипотезы на достоверность. Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Неподтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.
Основные этапы построения гипотез:1. Выдвижение гипотезы. Гипотеза однозначно должна быть логически согласована с проблемой и целью, приложима

Слайд 31Важнейшей составляющей исследования является концепция. Концепция исследования - это комплекс

ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации

его проведения, т.е. стратегию действий при осуществлении программы, плана исследования.
Важнейшей составляющей исследования является концепция. Концепция исследования - это комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика