Слайд 1Основы нейропсихологии
Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение
Преподаватель: Елена Викторовна Шереметьева
Слайд 2План
Нейропсихология: методологическая основа, предмет и задачи изучения
Методы нейропсихологии
Понятийный аппарат нейропсихологии
Основные
направления развития современной нейропсихологии
Слайд 3Литература
Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. – Спб., 2005.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии.
– М., 2005.
Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. –
СПб., 2004.
А. Р. Лурия. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 2000.
Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. – М., 2001.
А. Р. Лурия. Основы нейропсихологии. – М., 2002.
Е. Д. Хомская. Нейропсихология. – М., 2002.
Слайд 41. Нейропсихология
изучает мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы
на материале локальных поражений мозга и других моделей
Слайд 5Предмет нейропсихологии
Анализ характера нарушений сложных функциональных систем при ограниченных локальных
поражениях мозга
Слайд 6Функциональная система
динамическая морфофизиологическая организация центральных и периферических образований, избирательно объединенных
для достижения полезного для организма приспособительного результата (П.К. Анохин)
Слайд 7Задачи нейропсихологии
1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга,
что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или
иной вид психической деятельности.
2. Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах.
3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.
Слайд 8Методологическая основа нейропсихологии
Общие методологические положения отечественной психологической науки
Положения диалектического материализма
как общей философской системы объяснительных принципов.
Слайд 9Положения
О культурно-исторической обусловленности человеческой психики
О принципиальной значимости социальных факторов для
формирования психических функций
Опосредованный характер психических процессов при ведущей роли речи
в их организации
Зависимость строения психических процессов от способов их формирования
Слайд 102. Методы нейропсихологии
Теоретические
Сравнительно-анатомический метод исследования
Метод раздражения
Метод разрушения
Слайд 11Вторая группа методов
А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в
батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных высших психических функций
(по их параметрам). Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга.
Слайд 12Связь с другими науками
Психологические
общая и дифференциальная психология,
психология индивидуальных различий,
психодиагностика
Медицинские
неврология,
нейрохирургия,
психиатрия
Педагогические
общая педагогика
специальная педагогика
Слайд 133. Л.С. Выготский
«человеческий мозг обладает новым по сравнению с животным
локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом
человеческого сознания» (Л. С. Выготский, 1982, т. 1. С. 174)
Слайд 14Понятие «функция» в биологии
Отправление определенной ткани (функция печени – регуляция
углеводного обмена; функция поджелудочной железы – выделение инсулина; функция легочной
альвеолы – диффузия кислорода и передача его эритроцитам крови)
Приспособительная деятельность целого организма Функция дыхания, функция пищеварения, функция локомоции
Функция - сложная деятельность, осуществляющаяся совместной работой целой системы органов, каждый из которых входит в эту «функциональную систему» (термин П.К. Анохина) на своих собственных ролях, обеспечивая ту или иную сторону работы этой функциональной системы
Слайд 15 А.Р. Лурия
Функциональная система представляет собой сложное динамическое целое, в
котором конечная постоянная («инвариантная») цель осуществляется изменчивой («вариантной») системой ее
составных частей
Сложная функциональная система не может быть «локализована» в определенном участке нервной системы, а должна выполняться целым комплексом совместно работающих зон
Слайд 16Понимание термина «локализация функции»
Задача «локализации» психологических функций заменяется анализом той
системы совместно работающих мозговых зон, которые осуществляют данную функциональную систему
или
как
данная функциональная система размещена по аппаратам коры головного мозга по соответствующим мозговым структурам
Слайд 17Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные
по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по
способу своего осуществления.
Л.С. Выготский
Слайд 18Нейропсихологический симптом
нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного
мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям
в работе мозга)
Слайд 19Нейропсихологический синдром
закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного
фактора (или нескольких факторов)
Слайд 20Нейропсихологическая диагностика
исследование больных с локальными поражениями мозга с помощью
клинических нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (топического
анализа)
Слайд 21Норма функции
показатели реализации функций (в психологических единицах продуктивности, объема,
скорости и т. д.), которые характеризуют средние значения в данной
популяции
Слайд 22Межполушарная асимметрия мозга
неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают
левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия
в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга
Слайд 23Функциональная специфичность больших полушарий
специфика переработки информации и мозговой организации
функций, присущая левому и правому полушариям мозга и определяемая интегральными
полушарными закономерностями
Слайд 24Межполушарное взаимодействие
особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга
в единую интегративную целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как
генетических, так и средовых факторов
Слайд 254. Направления развития нейропсихологии
Все направления объединены общими теоретическими представлениями и
общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процессов
Слайд 26Клиническая нейропсихология
Занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей
является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в
этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных.
Слайд 27Экспериментальная нейропсихология
Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических
процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия
и его учеников наиболее изучены память и речь.
Слайд 28Реабилитационная нейропсихология
Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных
поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи.
Слайд 29Экологическая нейропсихология
Оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических
функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии. Данное направление
начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.
Слайд 30Нейропсихология индивидуальных различий
Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний
у здоровых лиц. Ответ на вопрос: возможно ли в принципе
распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.
Слайд 31Остальные разделы нейропсихологии
Нейропсихология пограничных состояний. Анализ изменений ВПФ под влиянием
психофармакологических препаратов.
Психофизиологическое направление – изучаются ВПФ психофизиологическими методами.
Нейропсихология детского возраста.
Специфика нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях.
Нейропсихология старческого возраста (с 45 лет).