Разделы презентаций


ОСНОВЫ ОРФОЭПИИ

Содержание

План1. Предмет и задачи орфоэпии.2. Вариантность как центральное понятие орфоэпии.3. Факторы, обусловливающие характер русского произношения. 4. Напряжённые точки современной русской орфоэпии.5. Основные тенденции в области современного русского ударения.6. Современные орфоэпические словари

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОСНОВЫ ОРФОЭПИИ
Л.Б. Савенкова

ОСНОВЫ ОРФОЭПИИ Л.Б. Савенкова

Слайд 2План
1. Предмет и задачи орфоэпии.
2. Вариантность как центральное понятие орфоэпии.
3.

Факторы, обусловливающие характер русского произношения.
4. Напряжённые точки современной русской

орфоэпии.
5. Основные тенденции в области современного русского ударения.
6. Современные орфоэпические словари и справочники.
План1. Предмет и задачи орфоэпии.2. Вариантность как центральное понятие орфоэпии.3. Факторы, обусловливающие характер русского произношения. 4. Напряжённые

Слайд 3В звучащей речи наблюдаются закономерности двух типов:
1) закономерности реализации фонем,

не знающие исключений в данной системе языка:

редукция [е], [а], [о]

в неударных слогах:
мясо [м’áсъ],
мясорубка [м’ьсΛрýпкъ];

оглушение звонкого парного согласного на конце слова:
холода [хълΛдá],
но холод [хóлът]

2) особенности варьирования того или иного звучания в одной и той же фонетической позиции:

[с’е]ссия / [се]ссия;

яи[ш]ница / яи[ч]ница.

В звучащей речи наблюдаются закономерности двух типов:1) закономерности реализации фонем, не знающие исключений в данной системе языка:редукция

Слайд 4Какие науки изучают эти закономерности?
Закономерности первого типа являются отражением живых

фонетических законов языка,




их изучает фонология
Закономерности второго типа обусловлены колебаниями

в выборе произношения.



они составляют предмет орфоэпии.
Какие науки изучают эти закономерности?Закономерности первого типа являются отражением живых фонетических законов языка, их изучает фонологияЗакономерности второго

Слайд 5Орфоэпия
1) «совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия

его звукового оформления» (Л.А. Вербицкая)
2) наука о произносительных нормах.


Орфоэпия 1) «совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления» (Л.А. Вербицкая) 2) наука

Слайд 6Три задачи орфоэпии как науки
1) определить понятия «произносительная норма»

и «вариантность произношения»;

2) выявить полный набор вариантов произнесения фонем

в морфемах, который не зависит от фонетической позиции этих фонем;

3) выработать произносительные рекомендации в соответствии с их социальной значимостью.
Три задачи орфоэпии как науки 1) определить понятия «произносительная норма» и «вариантность произношения»; 2) выявить полный набор

Слайд 7Языковая норма
социально обусловленная и общественно осознанная система правил, которая

представляет собой обязательную реализацию языковых законов.

Языковая норма социально обусловленная и общественно осознанная система правил, которая представляет собой обязательную реализацию языковых законов.

Слайд 8Произносительная норма (узкое понимание)
правила произношения звукосочетаний в рамках текста и фразы

или прочтения буквосочетаний в графических словах (то есть воспроизведения письменной

речи) и расстановки ударений.
Произносительная норма (узкое понимание)правила произношения звукосочетаний в рамках текста и фразы или прочтения буквосочетаний в графических словах

Слайд 9Произнесите фразу: Ну, и что?
Затранскрибируйте ее.

Произнесите фразу: Ну, и что?Затранскрибируйте ее.

Слайд 10Подружился я с филологичкой,
звал то в клуб ее я,

то в кино,
Но она не меняла привычки:
На уме было чтенье

одно.
У нее этих книг было море,
А вреднее всего – словари.
Не сошлись мы (о вкусах не спорят):
Шо я – ботан – зубрить до зари?
С раздраженьем меня поправляла: Говори, мол, ты «что», а не «шо»,
Но, не справясь, сдалась и сбежала…
Ну и шо? Мне и так хорошо.


Подружился я с филологичкой, звал то в клуб ее я, то в кино,Но она не меняла привычки:На

Слайд 11Милый, чо да, милый, чо
навалился на плечо?
А я, милая,

ничо,
Я влюбился горячо…

Милый, чо да, милый, чо навалился на плечо?А я, милая, ничо,Я влюбился горячо…

Слайд 12Произносительная норма (расширенное понимание)
правила произношения звукосочетаний в рамках текста

и фразы или прочтения буквосочетаний в графических словах и расстановки

ударений
+
правила образования грамматических форм, которые отражены равным образом в устной и письменной речи, ср.:
плечей / плеч,
колыхается / колышется.

Произносительная норма (расширенное понимание)  правила произношения звукосочетаний в рамках текста и фразы или прочтения буквосочетаний в

Слайд 13Андрей Усачев. Шапита

Жил в нашем подъезде Иван Петушков.
Он был чемпионом

среди чудаков:
Когда

все гулять выходили в пальто,
Иван выходил в ПАЛЬТЕ.
А если знакомые шли в шапито.
Иван говорил: — Не пойду ни за что,
Чего я забыл в ШАПИТЕ!
Соседи под вечер стучат в домино,
Играют в лото или ходят в кино.
А он не любил ни ЛОТА, ни КИНА
И в руки не брал ДОМИНА!
Андрей Усачев. ШапитаЖил в нашем подъезде Иван Петушков.Он был чемпионом среди чудаков:

Слайд 14Сидел себе дома Иван Петушков.
Уж больно Иван не любил шутников:
В

МЕТРЕ ли поедет, возьмет ли ТАКСЮ —
Смеялись они над Иваном

вовсю!
Смеялись —В ПАЛЬТЕ ли он был,
Без ПАЛЬТА,
Смеялись в КИНЕ, в ШАПИТЕ...
Зато не смеялся никто, никогда,
Когда он лежал на ТАХТЕ.
Уверенно влезет Иван на ТАХТУ:
— Да ну, — говорит, —
эту всю ШАПИТУ!
Сидел себе дома Иван Петушков.Уж больно Иван не любил шутников:В МЕТРЕ ли поедет, возьмет ли ТАКСЮ —Смеялись

Слайд 15Центральное понятие орфоэпии - вариантность.
Что такое орфоэпические варианты?

Центральное понятие орфоэпии - вариантность.Что такое орфоэпические варианты?

Слайд 16Орфоэпические варианты (исходя из узкого понимания орфоэпии)
«сосуществующие синхронно в языке

звуковые или фонемные видоизменения морфем, происходящие в одной и той

же фонетической позиции и соответствующие одинаковой форме письменной записи»

Мария Леонидовна Каленчук

Орфоэпические варианты (исходя из узкого понимания орфоэпии)«сосуществующие синхронно в языке звуковые или фонемные видоизменения морфем, происходящие в

Слайд 17Орфоэпические варианты
Звуковые видоизменения морфем:

в[ие/еи] сна
Фонемные

видоизменения морфем:

улыбаю[с/с’]

Орфоэпические вариантыЗвуковые видоизменения морфем:    в[ие/еи] снаФонемные видоизменения морфем:     улыбаю[с/с’]

Слайд 18Виды орфоэпической вариантности
Регулярная:

каждый раз, попадая в

первый предударный слог, фонема [’e] может произноситься как [ие] или

как [еи]

местá, плескáть, ревéть, бежáть …

Спорадическая:
В одних иноязычных словах допускается варьирование [t/t’], а в других – нет:
МОЖНО [д/д’]екан, со[н/н’]ет, [c/c’]ессия,

но ТОЛЬКО мо[д]ель, биз[н]ес, [дете]ктив, кон[де]нсат, конфи[де]нциальный, и[де]нтичный

и ТОЛЬКО брю[н’]ет, комп[р’]есс, компе[т’]енция, клар[н’]ет, па[т’]ент, ши[н’]ель

Виды орфоэпической вариантностиРегулярная:    каждый раз, попадая в первый предударный слог, фонема [’e] может произноситься

Слайд 19Какие из этих пар иллюстрируют представление об орфоэпии в соответствии

с приведенной дефиницией?
творог

дрожжи


[твΛрóк] – [твóрък] [дрóж’и] [дрóжы]

поэт свечей

[пΛéт] [поéт] [с’в’иечéй] [с’в’éч]
Какие из этих пар иллюстрируют представление об орфоэпии в соответствии с приведенной дефиницией?

Слайд 20Все ли модификации морфем, проявляющиеся в произношении и при этом

не отвечающие живым фонетическим законам, входят в область орфоэпии?
За пределами

орфоэпии лежат три типа произносительных различий, отраженных на письме
Все ли модификации морфем, проявляющиеся в произношении и при этом не отвечающие живым фонетическим законам, входят в

Слайд 21Не относятся к орфоэпии (1)
Случаи исторического чередования фонем:
берег – набережная
Ходит

- хаживал

Не относятся к орфоэпии (1)Случаи исторического чередования фонем:берег – набережнаяХодит - хаживал

Слайд 22Не относятся к орфоэпии (2)
Изменения в фонемном составе, влекущие за

собой изменения в семантике:
оглашённый (приговор) – (кричит как) оглашенный
Истекший (год)

– истёкший (кровью)
Не относятся к орфоэпии (2)Изменения в фонемном составе, влекущие за собой изменения в семантике:оглашённый (приговор) – (кричит

Слайд 23Не относятся к орфоэпии (3)
Случаи фонетического оформления конкретных морфем:
галоша –

калоша
шкаф – шкап
ноль – нуль
строгать - стругать

Не относятся к орфоэпии (3)Случаи фонетического оформления конкретных морфем:галоша – калошашкаф – шкапноль – нульстрогать - стругать

Слайд 24условия
разграничения
орфоэпических
вариантов
собственно
лингвистические
социолингвистические

условия разграниченияорфоэпическихвариантовсобственнолингвистическиесоциолингвистические

Слайд 25Социально-исторические факторы, обусловившие характер русского произношения (1)
территориальные различия в бытовании

вариантов:
[иш’у] (моск.) – [иш’чу] (ленингр.)

Социально-исторические факторы, обусловившие характер русского произношения (1)территориальные различия в бытовании вариантов:[иш’у] (моск.) – [иш’чу] (ленингр.)

Слайд 26Социально-исторические факторы, обусловившие характер русского произношения (2)
гендерный фактор (женская и

мужская речь): для женщин в эмоциональной речи характерна протяженность гласных

, для мужчин – протяженность сонорных согласных
Социально-исторические факторы, обусловившие характер русского произношения (2)гендерный фактор (женская и мужская речь): для женщин в эмоциональной речи

Слайд 27Женское эмоциональное произношение

Женское эмоциональное произношение

Слайд 28Мужское эмоциональное произношение

Мужское эмоциональное произношение

Слайд 29Социально-исторические факторы, обусловившие характер русского произношения (3)
условия речи, формирующие стиль

произношения:

Социально-исторические факторы, обусловившие характер русского произношения (3)условия речи, формирующие стиль произношения:

Слайд 32Социально-исторические факторы, обусловившие характер русского произношения (4)

синхронное сосуществование хронологических

орфоэпических подсистем («старшая» и «младшая» произносительная норма).

Социально-исторические факторы, обусловившие характер русского произношения (4) синхронное сосуществование хронологических орфоэпических подсистем («старшая» и «младшая» произносительная норма).

Слайд 33Собственно лингвистические условия появления орфоэпических вариантов
1) тенденция к унификации

места ударения: фенóмен феномéн, ср.: спортсмéн, бизнесмéн, яхтсмéн;
2)

тенденция к экономии языковых усилий: [те]рмин [т’е]рмин, [jиеш’ó] [иеш’ó] .
Собственно лингвистические условия появления орфоэпических вариантов 1) тенденция к унификации места ударения: фенóмен   феномéн, ср.:

Слайд 34Каковы принципы отбора произносительных вариантов для формирования орфоэпической нормы?
1) вхождение

/ невхождение в литературный язык,
2) способность / неспособность варианта

улучшить произносительную систему,
3) соотнесённость / несоотнесённость произнесения с правописанием.

Рубен Иванович Аванесов

Каковы принципы  отбора произносительных вариантов для формирования орфоэпической нормы?1) вхождение / невхождение в литературный язык, 2)

Слайд 351) вхождение / невхождение в литературный язык

литературный
язык
диалекты
жаргоны
просторечие

1) вхождение / невхождение в литературный язык	литературныйязыкдиалектыжаргоныпросторечие

Слайд 36По сравнению с литературным произношением

По сравнению с литературным произношением

Слайд 372) способность / неспособность варианта улучшить произносительную систему

жарá: ж[ыэ]ра → ж[Λ]ра
Ср.: мячú: [м’иеч ú]
тяжелый:

[т’иэжóлый]
Но: сады’: [сΛды’]
пары’: [пΛры’]
валы’: [вΛлы’]
2) способность / неспособность варианта улучшить произносительную систему    жарá: ж[ыэ]ра → ж[Λ]раСр.: мячú: [м’иеч

Слайд 38В старомосковском произношении было: дрó[ж’и], дó[ж’и]к, е[ж’]у, ви[ж’]ать, по[ж’]е, бры[ж’]ет
В

системе русских согласных [ж’] стоит особняком → дрó[жы], дó[жд’и]к, е[ж]у,

ви[ж]ать, по[ж]е, бры[ж]ет

Это делает систему согласных более стройной.
В старомосковском произношении было: дрó[ж’и], дó[ж’и]к, е[ж’]у, ви[ж’]ать, по[ж’]е, бры[ж’]етВ системе русских согласных [ж’] стоит особняком →

Слайд 393) соотнесённость / несоотнесённость произнесения с правописанием
Значительная разница между произношением

и написанием затрудняет усвоение языка.


Надо стараться сглаживать противоречия между орфографией

и орфоэпией.
3) соотнесённость / несоотнесённость произнесения с правописаниемЗначительная разница между произношением и написанием затрудняет усвоение языка.Надо стараться сглаживать

Слайд 40Два пути сглаживания противоречий между орфоэпией и орфографией
Подстроить написание под

появившееся произношение

Надо переучивать все старшие поколения носителей языка и переписывать

книги

Подстроить произношение под написание


Надо научить младшее поколение произносить слова в соответствии с написанием (в процессе обучения чтению)

Два пути сглаживания противоречий между орфоэпией и орфографиейПодстроить написание под появившееся произношениеНадо переучивать все старшие поколения носителей

Слайд 42Всегда ли письмо должно определять особенности произношения?
Письменная речь – отражение

устной, ее вторичный продукт.
Письмо должно либо содействовать движению, развитию фонетической

системы, либо оставаться нейтральным по отношению к ней.
Всегда ли письмо должно определять особенности произношения?Письменная речь – отражение устной, ее вторичный продукт.Письмо должно либо содействовать

Слайд 43Вариантность – черта языковой системы. В чем это проявляется?
Вариантность –

результат исторического развития языковой системы.

Варианты демонстрируют столкновение «старшей» и «младшей»

произносительных норм.
Вариантность – черта языковой системы. В чем это проявляется?Вариантность – результат исторического развития языковой системы.Варианты демонстрируют столкновение

Слайд 44Напряженные точки русской орфоэпии (по М.В. Панову)

1 в произношении групп согласных 1.1 мягкие зубные согласные перед мягкими зубными
Напряженные точки русской орфоэпии  (по М.В. Панову)

Слайд 45Напряженные точки русской орфоэпии 1.2 мягкие зубные

согласные перед мягкими губными

Напряженные точки русской орфоэпии    1.2 мягкие зубные согласные перед мягкими губными

Слайд 46Напряженные точки русской орфоэпии 1.3 мягкие губные согласные

перед мягкими губными

Напряженные точки русской орфоэпии  1.3 мягкие губные согласные     перед мягкими губными

Слайд 47Напряженные точки русской орфоэпии конца 70-х гг. ХХ в.

(по М.В. Панову)
2 произношение [ж’] в корне

езжу: е[ж’у] е[жу]

жжётся: [ж’]ётся [ж]ётся
Напряженные точки русской орфоэпии конца 70-х гг. ХХ в.  (по М.В. Панову)2 произношение [ж’] в корне

Слайд 48Напряженные точки русской орфоэпии конца 70-х гг. ХХ в.

(по М.В. Панову)
3 произношение [ыэ] после шипящих

в предударном слоге постепенно меняется на [Λ]





Напряженные точки русской орфоэпии конца 70-х гг. ХХ в.     (по М.В. Панову)3 произношение

Слайд 49В ряде слов в 70-е гг. ХХ в. Изменений в

произношении не произошло, ср.:

В ряде слов в 70-е гг. ХХ в. Изменений в произношении не произошло, ср.:

Слайд 50Три фактора, влияющих

на формирование акцентных особенностей конца ХХ в.

(1)

изменение отношения к произносительной норме в целом и терпимость к ненормативному ударению в частности

Три фактора, влияющих         на формирование акцентных особенностей конца ХХ

Слайд 51Три фактора, влияющих

на формирование акцентных особенностей конца ХХ в. (2)
отсутствие жесткого

контроля за качеством устной речи в средствах массовой коммуникации при активизации прямого эфира
Три фактора, влияющих         на формирование акцентных особенностей конца ХХ

Слайд 52Три фактора, влияющих

на формирование акцентных особенностей конца ХХ в. (3)
обилие иноязычных

лексических инноваций
Три фактора, влияющих         на формирование акцентных особенностей конца ХХ

Слайд 53Основные тенденции в области современного русского ударения (по

В.Л. Воронцовой)
1 в произношении глаголов –
1.1 постепенное

сокращение доли подвижного ударения, стремление к выравниванию ударения в приставочных глаголах по бесприставочным, ср.: жил и óжил /ожúл;
Основные тенденции в области современного русского ударения   (по В.Л. Воронцовой)1 в произношении глаголов –

Слайд 54Основные тенденции в области современного русского ударения (по В.Л.

Воронцовой)
1.2 стремление к выравниванию ударения в формах женского рода

по среднему и наоборот, ср. ненормативные звáла, брáла и звалó, бралó;
Основные тенденции в области современного русского ударения  (по В.Л. Воронцовой)1.2 стремление к выравниванию ударения в формах

Слайд 55Основные тенденции в области современного русского ударения (по

В.Л. Воронцовой)
1.3 ограничение употребления возвратных глаголов в форме прошедшего времени

с ударением на –ся (оно остаётся нормативным в глаголах начался, принялся и маркируется как допустимое устаревающее в глаголах звался, назвался, предался, собрался и др. при нормативном звáлся, назвáлся, предáлся, собрáлся;
ср. также: собралóсь, собралúсь и доп. собрáлось, собрáлись);
Основные тенденции в области современного русского ударения   (по В.Л. Воронцовой)1.3 ограничение употребления возвратных глаголов в

Слайд 56Основные тенденции в области современного русского ударения (по

В.Л. Воронцовой)
1.4 ненормативный перенос ударения на приставку

в инфинитиве в глаголах, которые без приставки не употребляются (нáчать, зáнять, прúнять, прúбыть) – под влиянием закономерного ударения на соответствующий слог в личных формах и страдательных причастиях (нáчал, нáчатый, нáчат и др.);
Основные тенденции в области современного русского ударения   (по В.Л. Воронцовой)1.4 ненормативный перенос ударения

Слайд 57Основные тенденции в области современного русского ударения (по

В.Л. Воронцовой)
1.5 возникновение подвижного ударения

в глаголах, ранее имевших неподвижное ударение: перемещение ударения с окончания на корень в личных формах и страдательных причастиях (в глаголах звóнúт, мúрúт, повтóрúт, вклю’чúт; включённый/вклю'ченный, включён/ вклю'чен; проведённый/провéденный, проведён/провéден; осуждённый/осýжденный, осуждён/осýжден и др.), для некоторых слов постепенно узакониваемое.
Основные тенденции в области современного русского ударения   (по В.Л. Воронцовой)1.5 возникновение подвижного ударения

Слайд 58Основные тенденции в области современного русского ударения (по

В.Л. Воронцовой)
2 в произношении существительных



- тенденция к «грамматикализации» ударения, то есть к использованию его для разграничения грамматических форм в подпарадигмах единственного и множественного числа, ср.:
ед. ч. игрá, игрé – мн. ч.: úгры, úграм;
ед. ч.: дáр, дáра – мн. ч.: дары', дарóв;
Основные тенденции в области современного русского ударения   (по В.Л. Воронцовой)2 в произношении существительных

Слайд 59 Следствия действия тенденции

к «грамматикализации» ударения :

1) активизация

ударной флексии -и/-ы в им. п. мн. ч.: склады' (неправ.), торты' (неправ.), шприцы' (проф. мед.);

2) активизация ударной флексии –á в им. п. мн. ч. и появление в устной речи форм типа контейнерá, вызовá, снайперá ;

3) распространение ударных окончаний во всей подпарадигме множественного числа слов обоих упомянутых типов: тортóв, тортáм, складóв, складáм, контейнерóв, контейнерáм и т.п.;
Следствия действия тенденции          к «грамматикализации» ударения

Слайд 60Основные тенденции в области современного русского ударения (по

В.Л. Воронцовой)
3 в произношении прилагательных – тенденция к флективному ударению,

противоречащая устоявшейся норме, ср.: стóимостный → стоимостнóй, договóрный → договорнóй, устáвный → уставнóй и т.п. (новые варианты этих слов не рекомендуются в качестве нормативных).
Основные тенденции в области современного русского ударения   (по В.Л. Воронцовой)3 в произношении прилагательных – тенденция

Слайд 61Современные орфоэпические словари и справочники: задания для самостоятельного выполнения
Задание 1.

Ознакомьтесь с теоретическими статьями из «Орфоэпического словаря русского языка» под

ред. Р.И. Аванесова. Письменно ответьте на вопросы: 1) Что, по мнению авторов, является предметом орфоэпии? Какие из правил произношения, описанных Р.И. Аванесовым, не обусловлены действием живых фонетических законов? Какие напряжённые точки орфоэпии обозначены в его статье? Произношение каких отдельных грамматических форм имеет свои особенности по сравнению с реализацией общих правил прочтения буквосочетаний?
Современные орфоэпические словари и справочники: задания для самостоятельного выполнения Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическими статьями из «Орфоэпического

Слайд 62Современные орфоэпические словари и справочники: задания для самостоятельного выполнения
Задание 2.

Прочитайте инструкцию «Как пользоваться словарём» из «Орфоэпического словаря русского языка»

под ред. Р.И. Аванесова. Письменно ответьте на вопрос, какую информацию можно извлечь из словаря, для кого он предназначен?
 
Современные орфоэпические словари и справочники: задания для самостоятельного выполнения Задание 2. Прочитайте инструкцию «Как пользоваться словарём» из

Слайд 63Современные орфоэпические словари и справочники: задания для самостоятельного выполнения
Задание 3.

Сопоставьте «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова с

любым другим орфоэпическим словарём, изданным в последние 3-5 лет (укажите его автора, дайте необходимое библиографическое описание). Письменно ответьте на вопросы:
1) Тождественна ли извлекаемая из обоих словарей информация?
2) Совпадает ли полностью характеристика орфоэпических вариантов одних и тех же языковых единиц в этих изданиях?
3) К какому выводу в отношении современных орфоэпических норм приводит сопоставление различных справочных изданий?
 

Современные орфоэпические словари и справочники: задания для самостоятельного выполнения Задание 3. Сопоставьте «Орфоэпический словарь русского языка» под

Слайд 64Хотите потренироваться в гибкости артикуляции?
Тогда запоминайте и повторяйте:

Хотите потренироваться в гибкости артикуляции?Тогда запоминайте и повторяйте:

Слайд 65Литература
Агеенко Ф.Л. Русская речь у микрофона // РР. 1996. №

1.
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 1993.
Воронцова В.Л. Активные процессы

в области ударения // Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995).
Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Земская Е.А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь. М., 2004. Гл. 7.
Каленчук М.Л. Об орфоэпической вариантности // ФН. 1991. № 3.
Касаткин Л.Л. Активные процессы в фонетике. Процесс отвердения согласных перед мягкими согласными в современном русском языке // Современный русский язык. Активные процессы на рубеже ХХ–ХХI веков / Отв. ред. Л.П. Крысин. М., 2008. С. 271–374.
ЛитератураАгеенко Ф.Л. Русская речь у микрофона // РР. 1996. № 1.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 1993.Воронцова

Слайд 66Литература (продолжение)
Касаткин Л.Л. Орфоэпия // Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского

литературного языка. М., 2003.
Касаткина Р.Ф. Изменения в просодической системе русского

литературного языка // ред. Л.П. Крысин. М., 2008. С. 375–398.
Кривенко Б.В. Так говорят на телевидении // РР. 1995. № 1.
Лаптева О.А. Говорят по радио и с телеэкрана (Поведение словесного ударения) // РР. 1997. № 4; № 5.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5 – 9 классы. Книга для учителя. М., 1989.
Панов М.В. История русского литературного произношения ХVIII – XX вв. М., 1990.
Юрчук Т.Г. Изучение орфоэпии в школе: Пособие для учителя. Киев, 1986.
Литература (продолжение)Касаткин Л.Л. Орфоэпия // Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. М., 2003.Касаткина Р.Ф. Изменения в

Слайд 67Словари и справочники

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.

М., 1993.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской

речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004.
Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. М., 1994.
Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. 9-е изд., стереотип. М., 2001 (и более поздние издания).
Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. М., 2003. 1183 с.

Словари и справочникиАгеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 1993.Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика