Слайд 1Основы права. Структура курса.
Тема 1. Сущность правоведения как юридической науки
и учебной дисциплины. Право и государство.
Тема 2. Нормы права и
их структура. Источники права. Правовые системы современности.
Тема 3. Правонарушение и юридическая ответственность.
Тема 4. Правовые основы Российской Федерации.
Тема 5. Сущность и основные институты гражданского права.
Тема 6. Сущность и основные институты семейного права.
Тема 7. Сущность и основные институты трудового права.
Тема 8. Сущность и основные институты уголовного права.
Тема 9. Сущность и основные институты административного права.
Слайд 2Основная литература:
1. Айман, Т. О. Правоведение: Учеб.пособие / Т.О. Айман.
- 4-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. -
144 с.: http://znanium.com/bookread.php?book=262134
2. Баглай, М. В.Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. - 10-e изд., изм. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 784 с.:http://znanium.com/bookread.php?book=395815#none
3. Воронцова, О. В.Основы права: Учебник / О.В. Воронцова, З.А. Ахметьянова, Н.Р. Вотчель; Под ред. А.Ю. Епихина, И.А. Тарханова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с.http://znanium.com/bookread.php?book=406749
4. Марченко, М. Н.Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 3. Государство, право, общество: Академ. курс/М.Н.Марченко, С.Н.Бабурин и др. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 720 с.http://znanium.com/bookread.php?book=428494
5. Смоленский, М. Б.Правоведение: Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 430 с.:http://znanium.com/bookread.php?book=417983
Дополнительная литература:
1. Гулин, Е. В.Права человека: Учебное пособие / Е.В. Гулин. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 175 с http://znanium.com/bookread.php?book=364274
2. Право: Учебное пособие / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Отв. ред. Н.М. Чистяков. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 316 с.http://znanium.com/bookread.php?book=358367
Рекомендуемая литература:
1. Земцов, Б.Н. Основы права: Учебно-практическое пособие./Б.Н. Земцов – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 455 с.
2. Земцов, Б.Н., Чепурнов, А.И. Правоведение: Учебно-практическое пособие./ Б.Н Земцов, А.И. Чепурнов – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 400 с.
3. Красильников,И.Б. Семейное право - М.: Форум, 2009.- 176 с.
4. Мухаев, Р.Т. Правоведение: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 416 с.
5. Права человека: Учебное пособие / Е.В. Гулин. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. – 175 с.
Слайд 3Понятие, признаки и функции государства.
Государство есть особая организация политической власти
общества, обладающая публичной властью на определенной территории, суверенитетом, располагающая специальным
аппаратом, осуществляющим на профессиональной основе функции управления, имеющая возможность принимать общеобязательные веления в отношении всех граждан, находящихся на ее территории.
Основные теории происхождения государства
• Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский) – государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;
• Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) – государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;
• Патриархальная (Р. Филмер) – государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;
• Договорная (естественно-правовая) (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж, Локк) - государство - продукт договора между людьми о защите их естественных прав;
• Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) - государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.
Признаки государства как социального института :
1) территория; 2) население; 3) публичная власть;
4) суверенитет; 5) аппарат управления; 6) аппарат принуждения;
7) армия; 8) право; 9) налоги и займы.
Иногда выделяют дополнительные признаки государства:
• единый государственный язык (хотя их может быть и несколько);
• единая денежная единица;
• единая транспортная и информационная системы и т. д.
Слайд 4Социальное назначение и содержание деятельности государства отражается в его функциях
(основных направлениях деятельности).
В зависимости от сферы действия государства его функции
подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним функциям государства относятся:
1) экономическая (выработка экономической политики, установление правовых основ рынка и ценовой политики);
2) социальная (создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
3) оборонная;
4) строительство гидромелиоративных, ирригационных, транспортных и иных общественных систем;
5) информационная;
6) охрана правопорядка;
7) охранительная.
К внешним функциям государства можно отнести:
1) оборонная;
2) внешнеэкономическая;
3) культурного сотрудничества;
4) дипломатическая;
5) экологическая;
6) информационная.
Слайд 5Общая характеристика государства
Форма государства как совокупность его признаков показывает, какова
организация власти в данном государстве, какими органами и методами осуществляется
власть. Форма государства характеризуется тремя элементами: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
Форма правления указывает порядок формирования органов государственной власти, их взаимоотношения между собой и с гражданами. Выделяют две формы правления – монархия и республика.
Форма государственного устройства – это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Политический режим означает совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующий в стране.
Слайд 6Монархия
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в
государстве принадлежит одному лицу, получающему эту власть в порядке престолонаследия.
Для монархии характерно:
• пожизненное (не ограниченное фиксированным сроком) правление;
• передача власти по наследству;
• юридическая безответственность монарха.
Абсолютная монархия: характерно сосредоточение всей полноты власти (законодательной, исполнительной и судебной) в руках монарха. Представительный орган либо отсутствует, либо полностью подконтролен монарху (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Кувейт).
Дуалистическая монархия: характерно распределение полномочий между монархом и представительным органом (парламентом), при этом монарху принадлежит неограниченное право роспуска парламента и абсолютного вето; исполнительные, а зачастую и судебные полномочия (Иордания, Марокко, Непал).
Парламентарная монархия (большинство современных монархий), характерно четкое разделение полномочий: единственный законодательный орган – это парламент, избираемый демократическим путем, формирующий правительство и осуществляющий контроль его деятельности (формально глава правительства – монарх). Роспуск парламента по решению правительства, право вето не применяется. (Великобритания, Бельгия, Япония).
Слайд 7Республика
Республика – форма правления, при которой высшие органы власти и
высшие должностные лица избираются, при этом срок их полномочий конституционно
ограничен.
Президентская республика: характерные признаки:
• глава государства является и главой правительства,
• глава государства избирается населением,
• правительство формируется главой государства и несет ответственность перед ним,
• глава государства не имеет права роспуска парламента (Аргентина, Бразилия, США).
Парламентская республика характерные признаки :
• президент выполняет только функцию главы государства, исполнительную же власть возглавляет премьер-министр (председатель правительства, канцлер),
• президент избирается парламентом;
• парламент формирует правительство, осуществляет контроль его деятельности; выражение недоверия одному из членов кабинета министров приводит к отставке всего правительства;
• наличие у главы государства права на роспуск парламента (Индия, Италия, ФРГ, Финляндия, Швейцария).
Смешанная республика:
• глава государства избирается населением,
• президент формирует правительство, но оно несет ответственность не только перед ним, но и перед парламентом,
• президент может как отправить правительство в отставку, так и распустить парламент (Австрия, Россия, Франция).
Слайд 8Форма государственного устройства
Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее
из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не
обладают признаками государственного суверенитета.
• действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
• функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех общая налоговая и кредитная политика;
• существуют единые представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими органами местного самоуправления.
• по степени зависимости местных органов власти от центральных подразделяют на централизованное (во главе местной власти стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованное (местные органы власти избираются населением).
Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония.
Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
• полномочия самой федерации и ее субъектов разграничивает конституция;
• органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) выстроены по двухуровневой схеме;
• субъекты федерации могут иметь свои конституции, уставы, законодательство; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти;
• имеется двойное гражданство;
• наличие двухпалатного парламента; • двухканальная система налогов.
По признаку, положенному в основу федеративного деления, выделяют федерации территориальные и национальные.
(Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария).
Слайд 9Политический режим
Политический режим представляет собой совокупность приемов, методов и способов
осуществления государственной власти в обществе; характеризует степень реализации личных свобод,
правовое положение личности в обществе и в стране.
Традиционно выделяются два вида режимов: демократический и недемократические.
Демократический режим:
• народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ;
• свободные выборы представителей в органы власти на ограниченный срок;
• контроль представительных институтов за работой правительства;
• многопартийная система. Запрещается действие только тех партий, которые призывают к насильственному ниспровержению основ конституционного строя;
• широкий круг демократических прав и свобод человека и гражданина, с механизмом обеспечения их реализации и защиты;
• личность надежно защищена от неправомерного посягательства на ее интересы и со стороны государства, и иных лиц.
• гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;
• устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.
Прямая демократия (плебисцитная) – это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений
Представительная демократия – опосредованное участие субъектов в принятии решений.
Слайд 10Недемократические политические режимы
Недемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав
и свобод личности и установлении диктатуры одного человека (группы лиц).
Выделяют
тоталитарные, авторитарные и военные режимы.
Авторитаризм – политическая система, в которой политическая власть сконцентрирована в распоряжении одного человека (группы) или в одном политическом институте.
Существенные черты:
• монополия на государственную власть одной группы или партии; контролируемый плюрализм в политических мнениях допускается, но к реальным политическим конкурентам власть беспощадна;
• жестко централизованная структура власти;
• наследование и кооптация как главные способы формирования органов управления;
• потенциальное использование силовых органов для удержания власти элитой;
• для граждан исключается реальная возможность участия в управлении обществом, при этом демонстрация преданности органам власти не требуется .
• во внеполитические сферы жизни режим не вмешивается, в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.
В рамках авторитарных различают военные, олигархические, религиозные, бюрократические режимы.
Слайд 11Тоталитаризм – это политическая система, в которой властные органы стремятся
к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом
и каждой личности в отдельности.
Жизнь всех граждан государство включает в сферу своего принудительного регулирования, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия, всё находится под контролем и регламентируется; грань между государством и обществом стирается.
Существенные черты:
• официальная общеобязательная идеология, которой подчинены все стороны жизни общества. Характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Идеология не подлежит сомнению или критике, малейшее отступление от нее строго карается государством; проповедуется нетерпимость к инакомыслию, исчезает уважение к правам и свободам человека, пропагандируется утопия о построении нового прогрессивного общества.
• монополия на государственную власть одной массовой партии, которая возглавляется лидером, способности которого необходимо признавать выдающимися, партия выполняет функции государства;
• за всем обществом осуществляется полный (тотальный) полицейский контроль с целью выявить «врагов народа»; отношения в обществе основаны на принципе: «разрешено только то, что признано органами власти, всё остальное запрещено»;
• партийный контроль за СМИ; жёсткая цензура любой информации;
• бюрократическое управление всеми сторонами жизни общества;
• участие граждан в управлении общественными процессами сводится к «одобрению» уже принятых правителями решений.
Тоталитаризм –явление ХХ века (технические достижения позволили осуществлять массовую пропаганду, всеобщее принуждение, подавление и контроль. «Творцом», его, в отличие от предыдущих диктатур, являются широкие народные массы.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.
Слайд 12Место права в системе социальных норм
Социальные (общественные) нормы – правила,
регулирующие поведение людей в обществе. Принято выделять:
• нормы морали (нравственности); •
нормы обычаев, традиций;
• религиозные нормы; • корпоративные нормы; • право.
Общие признаки права:
а) общий характер (право не персонифицировано, т. е. адресовано не конкретному субъекту, а множеству людей, организаций, предприятий);
б) является общеобязательным, так как исходит от государства и им охраняется,
в) имеет конкретную форму, т. е. выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д.);
в) представляет собой стройную систему, т. е. единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;
г) рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, (многократность использования правовых норм).
Принципы права:
1. Принцип справедливости; 2. Принцип демократизма;
3. Принцип равенства права. 4. Принцип гуманизма (человеколюбия).
5. Принцип свободы субъектов права. 6. Принцип законности.
7. Принцип ответственности за вину 8. Принцип единства норм права.
9. Принцип взаимной ответственности государства и личности.
10. Принцип реальности норм права.
Слайд 13Источники права и их виды
Источник (форма) права - это способ
выражения (оформления) и закрепления нормы права в объективной действительности.
Виды источников
права:
* Нормативный правовой акт - документ, изданный компетентным государственным органом и содержащий нормы права (законы парламента, акты главы государства, министерств и ведомств и т. д.).
* Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось в обществе, общеизвестно и распространено, и которому государство придало юридическую общеобязательную силу.
* Нормативный договор - это договор между двумя или несколькими субъектами, в котором содержатся общеобязательные правила поведения.
Юридический (судебный или административный) прецедент - это решение компетентного государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу, которое является общеобязательным при разрешении всех подобных дел для всех последующих судов.
Научная (правовая) доктрина - это правовая теория, имеющая общеобязательную силу.
Религиозные воззрения (священные для исповедующих определенную религию писания и книги, например Коран, Сунна, Иджма и Кияс для мусульман).
Слайд 14Источники права в РФ
1. Нормативные правовые акты федерального уровня:
• Конституция
РФ;
• федеральные конституционные законы;
• федеральные законы;
• законы, принятые Съездом народных
депутатов РФ, СССР и Верховным Советом РФ, СССР в части, не противоречащей указанным выше актам;
• указы Президента РФ;
• постановления Правительства РФ;
• подзаконные акты федеральных органов государственной власти (распоряжения, инструкции и письма министерств и ведомств, государственных комитетов и федеральных служб, Центрального банка РФ);
2. Нормативные правовые акты субъектов РФ:
• конституции республик и уставы областей, краев, автономных округов, городов федерального значения и автономной области;
• законы субъектов Российской Федерации;
• подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (постановления, указы, распоряжения, инструкции губернаторов, президентов республик, мэров городов федерального значения и т. д.).
3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления:
• (решения представительных органов местного самоуправления и глав администраций (мэров) городов, поселков, районов);
4. Нормативные договоры;
5. Обычаи делового оборота.
Слайд 15Система права
Система права - это совокупность связанных между собой норм
права и их объединений (институтов, отраслей и подотраслей), существующих в
государстве.
Элементы системы права:
• Норма права - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Устанавливает запрет на совершение субъектом каких-либо действий или обязанность совершить какое-то действие или предоставляет право на его совершение.
• Институт права - это совокупность норм права, регулирующих разновидность общественных отношений определенного вида;
• Отрасль права - это совокупность норм права, регулирующих относительно обособленную, качественно однородную сферу общественных отношений (предмет правового регулирования) своим особым методом.
• Подотрасль права - это совокупность институтов права, образующих внутри отрасли права обособленную группу.
Отличительные признаки отраслей права:
1. Предмет правового регулирования - то, на что направлено действие норм.
2. Метод правового регулирования - способ воздействия на конкретную сферу отношений.
В системе права выделяют две группы:
• Частное право - регулирует отношения преимущественно между частными субъектами, касающиеся их личных интересов.
• Публичное право - регулирует отношения по вмешательству государства в общественную жизнь по поводу общезначимых ценностей.
Слайд 16Понятие и виды правовых систем
Правовая система - это совокупность взятых
в масштабе одной или нескольких стран, на определенном отрезке времени,
взаимосвязанных между собой правовых явлений: позитивного права и его принципов, правосознания, источников права, деятельности людей и организаций, имеющих правовое значение.
Традиционно выделяют три основные системы права:
1. Континентальная (романо-германская) правовая система :
• основным источником права признается нормативный правовой акт;
• правотворчеством занимаются специально уполномоченные органы (парламенты, правительства, главы государств);
• система права исторически возникла на основе римского права;
• деление отраслей права на частные и публичные;
• кодификация права.
2. Англосаксонская правовая система (система общего права):
• господствующий источник права - судебный прецедент;
• правотворчеством занимаются судебные органы;
• внутренне делится на общее право и право справедливости;
• кодификация права отсутствует (невозможна).
3. Религиозные правовые системы (мусульманская, иудейская, индуистская правовые подсистемы)
а) основной источник права - религиозные учения (доктрины), религиозные тексты, содержащие нормы права;
б) религиозные органы не отделены от государства и зачастую выполняют функции правотворчества и суда;
в) принципы права совпадают с религиозными догмами;
Слайд 17Понятие, структура и виды правовых норм
Норма права - общеобязательное правило
поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения.
•
является правилом поведения общего характера (рассчитано на неопределенный круг субъектов и регулирование неопределенное количество жизненных случаев);
• характеризуется формализованностью (определенным способом закреплена в тексте источника права);
• имеет четкую структуру (элементы - гипотеза, диспозиция, санкция).
Гипотеза – это часть правовой нормы, устанавливающая обстоятельства, применения и круг правообязанных адресатов нормы;
Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая само правило поведения (права и обязанности), которому должны следовать лица, вступающие в правоотношения;
Санкция – это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие у субъектов в результате нарушения ими указанного правила поведения;
Классификации норм права:
По способу воздействия на поведение субъектов:
- управомочивающие (т.е. предоставляющие права);
- обязывающие к определенному поведению;
- запрещающие, (т.е. запрещающие какие-либо действия).
По степени детализации правил поведения:
- императивные, т.е. не предусматривающие возможности отклонения от правила поведения, определенного нормой;
- диспозитивные, т.е. такие, которые содержат возможные варианты поведения субъектов.
Слайд 18Правосознание и правовая культура
Правосознание - это совокупность идей, представлений и
чувств, в которых выражается отношение людей к праву и деятельности
людей, связанной с правом, а также к другим правовым явлениям.
Признаки правосознания:
1) это одна из форм общественного сознания (наряду с экономическим, политическим и другими его видами);
2) имеет особый предмет отражения - правовые явления.
Структурные элементы правосознания :
• правовая идеология; • правовая психология;
Виды (уровни) правосознания:
• обыденное; • профессиональное; • научное.
В зависимости от субъекта, отражающего правовые явления:
• общественное; • групповое; • индивидуальное.
Правовая культура - это совокупность духовных и материальных ценностей, связанных с правом и другими правовыми явлениями.
Правовая культура общества включает в себя:
• уровень развития позитивного права (разумная достаточность правовых актов, ясность и непротиворечивость правовых норм, отсутствие пробелов в праве);
• характер общественного правосознания;
• уровень правотворческой деятельности;
• практику реализации права рядовыми членами общества, государственными и муниципальными служащими, должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.
• эффективность функционирования правовых органов и учреждений.
• состояние законности и правопорядка.
Слайд 19Понятие и виды юридической ответственности
Юридическая ответственность - это вид государственного
воздействия на правонарушителя за совершенное им правонарушение.
Признаки юридической ответственности:
• особый
вид государственного принуждения, применяемого к правонарушителям
• носит, как правило, негативный характер для правонарушителя;
• основания наступления, виды наказания, порядок привлечения к ответственности, предусмотрена нормами права;
• осуществляется государством в лице специально уполномоченных органов (суд, прокуратура, органы внутренних дел, ФСБ и т. д.).
• происходит в особом процессуальном порядке с соблюдением специальных норм права,
Виды юридической ответственности:
а) уголовная. Основание наступления - совершение преступления, предусмотренного УК РФ. Заключается в применении к преступнику таких видов наказаний, как смертная казнь, лишение свободы, штраф, исправительные работы, обязательные работы. Реализуется только судом в особом уголовно-процессуальном порядке (УПК РФ);
б) административная. Применяется к лицу, совершившему административный проступок. Предусматривает применение таких видов наказаний, как лишение специального права, административный штраф, административный арест. Реализуется судом и другими уполномоченными органами (ОВД, административными комиссиями, должностными лицами и т. д.);
Слайд 20в) гражданско-правовая. Основанием наступления является совершение гражданско-правового деликта (причинение имущественного
ущерба, неисполнение или ненадлежащее исполнение условий заключенного договора). Реализуется судами
общей юрисдикции и арбитражными судами, заключается в принуждении правонарушителя возместить причиненный вред, выплатить штраф, неустойку). Имеет выраженный возместительный характер.
г) дисциплинарная. Основанием наступления является совершение дисциплинарного проступка (например, прогул в течение рабочего дня). Применяется в сфере трудовых (для государственных и муниципальных служащих – административных) и военно-служебных (для военнослужащих) отношений. Включает в себя такие виды наказаний, как замечание, выговор, увольнение с работы по соответствующим основаниям. Назначается администрацией организации или командирами воинских частей и подразделений, реализуется в порядке трудовой (служебной) подчиненности.
д) материальная. Наступает за причинение прямого действительного материального ущерба имуществу работодателя работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей. Имеет выраженный возместительный характер. Реализуется в порядке трудовой (служебной) подчиненности или в судебном порядке.