Разделы презентаций


Основы правотворческой деятельности

Содержание

Экспертиза законопроектов Антикоррупционная экспертизакоррупциогенные факторыширота дискреционных полномочий; определение компетенции по формуле «вправе»; выборочное изменение объема прав; чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества; принятие нормативного правового акта за пределами компетенции; заполнение законодательных пробелов при

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы правотворческой деятельности
Исраелян Валентин Борисович
к.ю.н., доцент, доцент кафедры
государственно-правовых

дисциплин
МГУУ Правительства Москвы

Основы правотворческой деятельности Исраелян Валентин Борисовичк.ю.н., доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин МГУУ Правительства Москвы

Слайд 2
Экспертиза законопроектов
Антикоррупционная экспертиза
коррупциогенные факторы
широта дискреционных полномочий;
определение компетенции по формуле

«вправе»;
выборочное изменение объема прав;
чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;
принятие

нормативного правового акта за пределами компетенции;
заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов;
отсутствие или неполнота административных процедур;
отказ от конкурсных (аукционных) процедур.


Экспертиза законопроектов Антикоррупционная экспертизакоррупциогенные факторыширота дискреционных полномочий; определение компетенции по формуле «вправе»; выборочное изменение объема прав; чрезмерная

Слайд 3
Экспертиза законопроектов
Пример № 1.

"4.12. В случае утраты действующей лицензии

на право пользования недрами по письменному заявлению владельца выдается ее

ксерокопия со штампом «дубликат» на бланке лицензии и ее приложениях."

Пример № 2.

"Если победитель аукциона не оплатил в течение 30 календарных дней со дня аукциона разовый платеж, или отказался от подписания лицензии, то уполномоченный представитель Правительства Московской области в сфере недропользования принимает решение об аннулировании итогов аукциона. В этом случае аукционная комиссия вправе признать победителем аукциона участника, предложившего второй по размеру разовый платеж.".
Экспертиза законопроектов Пример № 1.

Слайд 4
Экспертиза законопроектов
Пример № 3.

"…При наличии у учреждения сведений, необходимых для

принятия решения о выплате, граждане могут быть освобождены по решению

этого учреждения от обязанности представления всех или части документов, указанных в настоящем пункте Порядка".

Пример № 4.

"... В случае, если в представленных заявителем документах выявлены недостатки, являющиеся основанием для их возвращения без рассмотрения по существу, но которые можно устранить без возврата этих документов, и заявитель не настаивает на их возврате, Учреждение устанавливает срок для устранения таких недостатков, не превышающий 30 дней.".
Экспертиза законопроектов Пример № 3.

Слайд 5
14
Экспертиза законопроектов
Пример № 5.

"2.2. Для решения поставленных задач Министерство исполняет

следующие функции в установленных сферах деятельности:
…2.2.2. издает нормативные правовые акты

по вопросам, отнесенным к своей компетенции, а также иные правовые акты, обязательные для исполнения подведомственными организациями и координируемыми исполнительными органами государственной власти Московской области".

Пример № 6.

"7. Основаниями принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются:
а) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 3 Порядка;
б) представление недостоверных сведений;
в) снятие с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории Московской области".
14Экспертиза законопроектов Пример № 5.

Слайд 6
Экспертиза законопроектов
Пример № 7.

"4.2. К заявлению прикладываются:…
"4.2.2. Копия документа, удостоверяющего

личность, при подаче заявления гражданином, заверенная нотариально."

Пример № 8.

"… В

исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения расследований на основании мотивированного предложения должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Инспекции, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов;"


Экспертиза законопроектов Пример № 7.

Слайд 7
Законотворческий процесс












Стадии законодательного процесса на уровне Федерального Собрания
1.Законодательная инициатива
2.Рассмотрение законопроекта
3.Принятие

закона
4.Одобрение закона
5.Подписание и обнародование закона
Субъекты законодательной инициативы
Рассмотрение в Государственной Думе

ФС РФ

Принимаются в Государственной Думе ФС РФ

Одобряется в Совете Федерации ФС РФ

Президент РФ подписывает и обнародует

Законотворческий процессСтадии законодательного процесса на уровне Федерального Собрания1.Законодательная инициатива2.Рассмотрение законопроекта3.Принятие закона4.Одобрение закона5.Подписание и обнародование законаСубъекты законодательной инициативыРассмотрение

Слайд 8
16
Законотворческий процесс

Рассмотрение законопроекта

в Государственной Думе ФС РФ

В трех чтениях
1-е чтение – ознакомление с законопроектом
2-е чтение – работа с поправками
3-е чтение – работа с окончательным вариантом

16Законотворческий процессРассмотрение законопроекта

Слайд 9

Законотворческий процесс

Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право

законодательной инициативы принадлежит:

- Президенту Российской Федерации,
- Совету Федерации,

членам Совета Федерации,
- депутатам Государственной Думы,
- Правительству Российской Федерации,
- законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации;

- Конституционному Суду Российской Федерации;
- Верховному Суду Российской Федерации;
- Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.


Законотворческий процессСогласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит: - Президенту Российской Федерации,

Слайд 10

Законотворческий процесс

При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права

законодательной инициативы должны быть представлены:
1. пояснительная записка к законопроекту;
2. текст

законопроекта;
3. перечень законов подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;
4. финансово-экономическое обоснование;
5. заключение Правительства Российской Федерации;
6. документы и материалы, предусмотренные статьей 192 Бюджетного кодекса РФ (по проекту федерального закона о федеральном бюджете):

прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
паспортами государственных программ Российской Федерации и др.
Законотворческий процессПри внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:1. пояснительная записка

Слайд 11

Законотворческий процесс














































































На законопроект заводится
электронная
регистрационная карта




















Рассмотрение
законопроекта палатой
Законопроект
Назначение

одного из
комитетов Думы ответственным
Направляется Председателю
Государственной Думы РФ
Совет


Государственной Думы

Спикер направляет
законопроект и материалы к нему
в профильный комитет

Регистрация в Управлении
документационного
и информационного обеспечения
Аппарата ГД РФ









Законотворческий процессНа законопроект заводится электронная регистрационная карта Рассмотрение законопроекта палатойЗаконопроектНазначение одного из комитетов Думы ответственным Направляется Председателю

Слайд 12

Законотворческий процесс

Первое чтение
Доклад субъекта права законодательной инициативы или его представителя;
2.

Обсуждение законопроекта в первом чтении;
Подготовка поправок к законопроекту принятому

в первом чтении;
Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.
Совет Государственной Думы принимает решения о дате рассмотрения Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Законопроект вместе с материалами к нему рассылается Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, и депутатам Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Законотворческий процессПервое чтениеДоклад субъекта права законодательной инициативы или его представителя;2.  Обсуждение законопроекта в первом чтении;Подготовка поправок

Слайд 13

Законотворческий процесс

Второе чтение
1. Выступление докладчика, полномочных представителей Президента РФ и

Правительства РФ в Думе;
2. Голосование по поправкам;
3. Голосование по доработанному

законопроекту;

В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
принять законопроект во втором чтении;
отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
вернуть законопроект к процедуре первого чтения;
принять федеральный закон в целом во втором чтении (возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).
Законотворческий процессВторое чтение1. Выступление докладчика, полномочных представителей Президента РФ и Правительства РФ в Думе;2. Голосование по поправкам;3.

Слайд 14

Законотворческий процесс

Третье чтение

Назначается для голосования по законопроекту, если в процессе

второго чтения в законопроект были внесены изменения;
2. В третьем чтении

не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.
Если законопроект не принят или не одобрен Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным.
В исключительных случаях по требованию фракций, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, спикер обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

В течение 5 дней направляется в СФ РФ

Законотворческий процессТретье чтениеНазначается для голосования по законопроекту, если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения;2.

Слайд 15
Законотворческий процесс

Рассмотрение принятого закона в Совете Федерации ФС РФ
Для одобрения

требуется более половины голосов членов палаты
Закон также считается одобренным, если

он в течение 14 дней не был рассмотрен в Совете Федерации!
Законотворческий процессРассмотрение принятого закона в Совете Федерации ФС РФДля одобрения требуется более половины голосов членов палатыЗакон также

Слайд 16
Законотворческий процесс

Федеральные законы подписываются и обнародуются Президентом РФ

в течение 14 дней.

Президент вправе вернуть до истечения указанного срока федеральный закон для повторного рассмотрения.

После повторного принятия закона 2/3 голосов в обеих палатах Федерального Собрания Президент обязан подписать и обнародовать закон в семидневный срок.

Законотворческий процессФедеральные законы подписываются и обнародуются Президентом РФ

Слайд 17
Законотворческий процесс

Опубликование законов
Главная предпосылка вступления в силу
Способ доведения до всеобщего

сведения
Отправная точка исчисления срока вступления в силу
ФКЗ и ФЗ подлежат

опубликованию в течение 7 дней после подписания
Законотворческий процессОпубликование законовГлавная предпосылка вступления в силуСпособ доведения до всеобщего сведенияОтправная точка исчисления срока вступления в силуФКЗ

Слайд 18
Законотворческий процесс

Законодательный процесс

в городе Москве
Субъекты законодательной инициативы


Законотворческий процессЗаконодательный процесс         в городе МосквеСубъекты законодательной инициативы

Слайд 19
Законотворческий процесс

Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит
Депутатам (комиссиям

МГД, фракциям в МГД)
Мэру Москвы
Прокурору города Москвы
Представителю от МГД

в Совете Федерации ФC РФ
Представительным органам местного самоуправления
Жителям города Москвы (гражданская законодательная инициатива)

По вопросам ведения право законодательной инициативы принадлежит также

Председателю Московского городского суда
Председателю Арбитражного суда города Москвы
Уставному суду города Москвы
Уполномоченному по правам человека в городе Москве
Московской городской избирательной комиссии
Совету муниципальных образований города Москвы.
Законотворческий процессПраво законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежитДепутатам (комиссиям МГД, фракциям в МГД) Мэру МосквыПрокурору города

Слайд 20
Законотворческий процесс

Рассмотрение законопроекта в Московской городской Думе
не менее чем

в двух чтениях
продолжительность перерывов между чтениями не более одного

месяца
проект закона принимается большинством голосов
принятый закон в 14-ти дневный срок направляется Мэру Москвы


Мэр Москвы в течение этого срока вправе отклонить закон города Москвы и направить его на повторное рассмотрение МГД вместе со своими поправками или с заключением о нецелесообразности принятия данного закона

Законотворческий процессРассмотрение законопроекта в Московской городской Думе не менее чем в двух чтениях продолжительность перерывов между чтениями

Слайд 21МГД приступает к повторному рассмотрению отклоненного Мэром Москвы закона города

Москвы в течение 14 дней со дня его получения.

Отклоненный Мэром

Москвы закон города Москвы может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством голосов не менее 2/3 от установленного числа депутатов МГД.


В случае, если Мэр Москвы в установленный срок не подписал закон города Москвы и не отклонил его, то закон города Москвы подлежит опубликованию и вступает в силу в те же сроки и в том же порядке, как и закон города Москвы, подписанный Мэром Москвы.

Законотворческий процесс


МГД приступает к повторному рассмотрению отклоненного Мэром Москвы закона города Москвы в течение 14 дней со дня

Слайд 22
Законотворческий процесс


Принятый Московской городской Думой закон города Москвы подписывается и

обнародуется Мэром Москвы в 14-ти дневный срок со дня его

получения
Законотворческий процессПринятый Московской городской Думой закон города Москвы подписывается и обнародуется Мэром Москвы в 14-ти дневный срок

Слайд 23Указное правотворчество


Указы Президента:
1. Занимают высокое место в системе российского законодательства

(после Конституции Российской Федерации и законов);
2. Носят подзаконный характер;
3. Общеобязательны

для исполнения на всей территории Российской Федерации;
4. Единоличный порядок издания;
5. Действие Указов во времени в ряде случаев ограничивается периодом до принятия соответствующих законов.


Три группы Указов Президента РФ:

1) нормативные указы, издаваемые в целях реализации конституционной компетенции Президента;
2) нормативные указы, издаваемые во исполнение федеральных законов с целью реализации и детализации отдельных их положений;
3) нормативные указы, содержащие положения, которые расходятся с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Указное правотворчествоУказы Президента:1. Занимают высокое место в системе российского законодательства (после Конституции Российской Федерации и законов);2. Носят

Слайд 24

Правотворчество органов исполнительной власти
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти и их государственной регистрации
утверждены постановлением Правительства РФ

от 13 августа 1997 г. № 1009.2.


Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде
ПОСТАНОВЛЕНИЙ,
ПРИКАЗОВ,
РАСПОРЯЖЕНИЙ,
ПРАВИЛ,
ИНСТРУКЦИЙ
ПОЛОЖЕНИЙ.


Правотворчество органов исполнительной властиПравила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены

Слайд 25

ГРАЖДАНСКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Закон г. Москвы от

11.12.2002 N 64
«О гражданской законодательной инициативе в городе Москве»

Жители города

Москвы осуществляют гражданскую законодательную инициативу
путем внесения в Московскую городскую Думу
петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы и соответствующего проекта закона города Москвы


Не менее 50 000
жителей Москвы

петиция

ГРАЖДАНСКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ Закон г. Москвы от 11.12.2002 N 64«О гражданской законодательной инициативе в

Слайд 26

Правотворчество органов местного самоуправления
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ
«Об общих принципах

организации местного самоуправления в РФ»

Система муниципальных правовых актов

1) устав муниципального

образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Правотворчество органов местного самоуправленияФедеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»Система муниципальных правовых

Слайд 27Качество законотворческой техники
Сроки рассмотрения законопроектов
Политико-правовая ответственность депутатов законодательных органов
Качество антикоррупционной

экспертизы
Качество правового мониторинга со стороны органов законодательной власти
Оперативность реакции органов

законодательной власти на социально-востребованные темы
Политизированность органов законодательной власти
Правотворчество судебных органов
Реализация правотворческих инициатив посредством референдума

Проблемы законотворческого процесса


Качество законотворческой техникиСроки рассмотрения законопроектовПолитико-правовая ответственность депутатов законодательных органовКачество антикоррупционной экспертизыКачество правового мониторинга со стороны органов законодательной

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика