Слайд 2ЛИТЕРАТУРА
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.– М.: Педагогическое общество России, 2004.
2.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология.
– М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Кулагина И. Ю. КолюцкийВ. Н.. Психология развития и возрастная психология. – М.: Академический Проект : Трикста, 2011
Слайд 3ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ –
отрасль психологии, изучающая основные закономерности, условия и
механизмы психического развития человека в онтогенезе, качественное своеобразие личности, сознания
и деятельности в различные возрастные периоды
Слайд 4Объект изучения— развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек
Предмет изучения
- раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных
периодов и причин перехода от одного периода к другому, становление и развитие деятельности, сознания и личности
Слайд 5Отрасли психологии развития:
детская психология: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст
психология младшего школьника
психология подростка
психология юности
психология взрослого человека (акмеология)
психология
старости (геронтопсихология)
Слайд 6Связь психологии развития с другими областями психологии:
Психология познавательных процессов
Психологией
личности
Социальная психология
Педагогическая психология
Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий)
Психодиагностика
Клиническая (медицинская) психология
Слайд 7Основные проблемы психологии развития
Что больше определяет развитие: созревание и
анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды;
Определяющая роль в развитие
принадлежит стихийному или организованному обучению и воспитанию;
В чем заключается сущность развития;
Что в большей степени определяет развитие: возрастные изменения личности ребенка или его интеллектуальный рост
Слайд 8Методы исследования
Наблюдение
Эксперимент
Опрос
Тестирование
Анализ продуктов деятельности
Близнецовый метод
Кросс-культурный метод
Слайд 9Детство как социально-исторический феномен
Слайд 10 Детство
это период, продолжающийся от новорожденности до полной
социальной и психологической зрелости;
это период становления ребенка полноценным
членом человеческого общества.
это период усиленного развития, изменения и обучения
Слайд 11ОСНОВНЫЕ ПАРАДОКСЫ феномена детства
1.Чем выше стоит живое существо в эволюционном
ряду, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо
при рождении.
2. Несмотря на непрерывное обогащение материальной и духовной культуры человечества в ходе истории, новорожденный современного человека ни в чем существенно не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.
Слайд 12 Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости,
а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей,
присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
Д.Б.Эльконин: «Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности»
Слайд 13
Л.С. Выготский: «Нет вечно детского, а существует лишь исторически
детское»
Продолжительность детства зависит от уровня материальной и духовной культуры общества.
Специфика детства определяется уровнем социально – экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок
20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенции о правах ребенка, вступила в силу 2 сентября 1990 года, признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста.
В России Конвенция была принята в сентябре 1990г.
Сегодня 191 государство ее приняли.
Слайд 14
Категория «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ»
Слайд 15Понятие «возраст»:
Абсолютный возраст (паспортный, календарный или хронологический) выражается количеством временных
единиц, отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.
Относительный
возраст (условный, психологический или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков.
Слайд 16В онтогенезе субъекта выделяют следующие возраста:
1. Биологический определяется состоянием обмена
веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем
развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста
2. Психический определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом
Слайд 173. Социальный измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека с
тем, что статистически нормально для его сверстников
4. Субъективно переживаемый имеет
внутреннюю систему отсчета, зависит от самоощущения человека, от того, к какому хронологическому возрасту, он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует
Слайд 18 Психологический возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень
психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью
закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей
«Психологический возраст — это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику» (Л.С. Выготский)
Слайд 19Структура психологического возраста:
1. Социальная ситуация развития
- это складывающаяся к началу
каждого нового этапа своеобразная, специфическая и неповторимая система отношений между
человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
2. Ведущая деятельность
- это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (А.Н. Леонтьев)
Слайд 20Ведущая деятельность на разных возрастных этапах:
Младенчество – непосредственно- эмоциональное общение
Ранний
возраст – предметно-манипулятивная деятельность
Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра
Младший школьный возраст
– учебная деятельность
Подростковый возраст – интимно-личностное общение
Юношеский возраст –учебно-профессиональная деятельность
Слайд 213. Психологические новообразования
- качественно новый тип личности и взаимодействия человека
с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.
4.
Возрастные кризисы- это коренная смена всей социальной ситуации развития ребенка, смена одного вида деятельности другим;
- это нормативные, закономерные явления, необходимые для поступательного развития личности.
Возрастные кризисы по
Л.С. Выготскому: кризис новорожденности, 1 года, 3 лет, 6-7 лет, 13 лет.
Слайд 23Общенаучное значение понятия «развития»
это процесс перехода из одного состояния
в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к
новому, от простого к сложному, от низшего к высшему
Слайд 24 Типы развития по Л.С.Выготскому
Преформированный – развитие, при котором заранее
определены закономерности, которые определят развитие ребенка в течение некоторого времени,
например, пренатальное (внутриутробное) развитие.
Непреформированный – это развитие, когда процесс задан не изнутри, а извне и определен уровнем развития общества и спецификой ближайшего социального окружения, в котором ребенок находится.
Детское развитие - это непреформированный тип развития, поэтому его конечные формы не даны, а заданы
Слайд 25Типы возрастных изменений:
Эволюционные - сравнительно медленные качественные и количественные
преобразования.
Революционные - более глубокие, происходящие быстро и за сравнительно
короткий срок, примерно за год (кризисы развития).
Ситуационные - изменения в психике и поведении под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания.
Слайд 26 Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени,
выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях
Слайд 27Виды психического развития
1. Нормативное - предполагает изменения, присущие в общем
большинству людей данного возраста
2. Индивидуальное - связано с вариативностью нормы,
с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей
Слайд 28Характеристики психического развития:
1. Движущая сила развития — борьба внутренних противоречий
между отживающими формами психики и новыми, нарождающимися.
Противоречия возникают в сферах:
физической, когнитивной, волевой, социальной, психической, эмоциональной.
Главное противоречие — между потребностью ребенка быть взрослым, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения.
На уровне сознания – это несоответствие между «хочу» - «могу» - «надо».
Слайд 292. Условия психического развития
— это факторы, которые определяют возможность возникновения
тех или иных образований.
Факторы:
1. Наследственность
2. Социальная среда (физическая
среда)
3. Активность самого индивида
Слайд 303. Законы психического развития:
1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию
во времени, темп и содержание изменяются на протяжении жизни.
Периоды
подъема, интенсивного развития сменяется замедлением, затуханием.
2. Закон метаморфозы. Развитие это цепь качественных преобразований, превращений одной формы в другую.
Психика своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раннее и того, что будет потом.
Слайд 313. Закон неравномерности развития. Каждая сторона в психике имеет свой
оптимальный (сенситивный) период развития. Разные стороны личности, психические функции, развиваются
неравномерно, непропорционально, поэтому на каждом возрастном этапе, происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.
Слайд 325. Закон развития высших психических функций
Высшие психические функции (ВПФ) —
психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные
по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. К ним относят: память, мышление, речь и восприятие
ВПФ возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.
Слайд 33Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С.Выготского
«Развитие — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем
возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»
Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.
Обучение не тождественно развитию.
Внутренняя связь между ними - в понимании зоны ближайшего развития
Слайд 34Зона ближайшего развития
— это расстояние между уровнем актуального развития
ребенка, определяемым самостоятельными достижениями ребенка, и уровнем возможного развития, определяемым
с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
— логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
Слайд 35Интериоризация, преобразование интерпсихического в интрапсихическое, превращение зоны ближайшего развития в
уровень актуального развития и составляет суть и ход психических изменений
в развитие ребенка.
Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.
Л.С.Выготский: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития»
Слайд 36Способы построения схем возрастной периодизации
1. На основе внешнего критерия, но
связанного с процессом развития психики (Ст.Холл, В.Штерн)
2. За основу членения
берется какой-то один внутренний признак или сторона развития как условный критерий (З.Фрейд)
3. Производится попытка феноменологически описать особенности процесса развития и выделить закономерности на основе нескольких существенных признаков (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин).