Слайд 1Основы религиозных культур
и светской этики
Слайд 2Основы исламской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы буддийской культуры
Основы православной культуры
Основы
иудейской культуры
Основы светской этики
Основы мировых религиозных культур
Слайд 3
С 2009 года в 21 регионе РФ шел эксперимент
по введению данного курса в школьную программу. По статистике Министерства
Образования и Науки, всего по курсу обучались 242 902 четвероклассника в 9980 школах (что составляет 95% учащихся 4-х классов, принимавших участие в эксперименте). При выборе модулей наиболее востребованным стал самый нейтральный модуль «Основы светской этики». Его выбрали 42% родителей. На втором месте по предпочтениям модуль «Основы православной культуры» (30%), затем «Основы мировых религиозных культур»(18%), «Основы исламской культуры»(9%), «Основы буддийской культуры»(1%) и менее 1% «Основы иудейской культуры».
Слайд 4По данным на следующий учебный год 2012-2013 полностью завершен выбор
модулей этого курса в 77 субъектах РФ.
«Основы светской этики»
выбрали 47% учащихся,
«Основы православной культуры», — 28,7%,
«Основы мировых религиозных культур» — 20,3%,
«Основы исламской культуры» — 5,6%,
«Основы буддистской культуры», — 1,2%,
«Основы иудейской культуры» — 0,1%.
Слайд 5Представления детей о правильном поведении
Слайд 7Существуют моральные и социальные вызовы школьному образованию:
1)морально-нравственная дезинтеграция общества
2)
Низкий уровень доверия и социальной солидарности
3)Нарушение преемственности поколений, социальных
механизмов трансляции национальных духовных
традиций и культурного опыта
4)Недостаток гражданского, патриотического самосознания и
конструктивного общественного поведения
5)Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных
социальных тенденций
6)Снижение ценности производительного труда, науки,
творчества и образования
7)Усиление миграционных процессов
8)Недостаточный уровень воспроизводства населения
9)Снижение физического, социального и психического
здоровья населения
Слайд 8Человек, вступающий во взрослую жизнь должен быть:
1)Мотивированным к познанию
2)Владеющим достаточными
знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования
3)Критически мыслящий
4)Готовым
к сотрудничеству и коммуникации
5)Готовым отвечать за свои действия и их последствия, уважающим закон, справедливость, принимающим ценность личности, человеческой жизни
6)Социально ответственным
Слайд 9Нравственные качества человека будущего должны
закладываться сегодня
Слайд 10Воспитание высоконравственного, творческого
компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную,
осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененного в духовных
и культурных
традициях многонационального народа
Общая педагогическая цель
Слайд 11 УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
для учащихся:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных
культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
для учителя:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. – Чебоксары, 2010.
для родителей:
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
Слайд 127-8.Священные книги религий мира. Священная книга буддизма – Типитака. Священные
книги иудаизма и христианства – Танах, Библия. Ветхий Завет (Пятикнижие.
Тора). Новый Завет (Евангелия. Деяния апостолов. Послания апостолов). Апокалипсис. Священная книга ислама – Коран. Суры Корана.
9.Хранители предания в религиях мира. Древнейшие хранители религиозных традиций – жрецы. Мудрецы иудеев – раввины. Христианская церковь. Христианские священнослужители: епископы, священники, диаконы. Христианская церковная иерархия. Мусульманская община – умма. Деятельность имамов и хафизов. Буддийская община – сангха. Буддистские учителя – ламы.
10-11. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Что такое добро и зло. Добрые поступки, злые поступки. Представления древних греков о добре и зле. Библейское понятие добра и зла. Грех, грехопадение, покаяние, спасение, воздаяние. Понимание спасения в иудаизме и исламе. Главное зло для буддистов – страдание. Перерождение души. Нирвана.
12.Человек в религиозных традициях мира. Обращение и общение с Богом через молитву, чтение Библии, соблюдение и проведение таинств у христиан. Главные таинства христиан –Крещение и Евхаристия. Формы служения Богу у мусульман: шахада, намаз (салят), закят, саум, хадж. Мантра у буддистов.
13-14.Священные сооружения. Предназначение священных сооружений. Древнейшее священное сооружение Стоунхендж. Древнейшие храмы Греции, Рима, Египта, Индии, Китая, Японии. Айя –София. Еврейская синагога. Внутреннее устройство христианского храма: алтарь, иконостас. Икона. Фрески. Колокольня. Устройство исламской мечети: михраб, трибуна. Ступы. Пагода. Устройство буддийского храма.
Слайд 13Предпочтительными формами организации учебной деятельности являются: работа в малой группе,
работа в большой группе, индивидуальная.
Методы, используемые на уроках: эвристическая беседа,
различные виды дискуссий, учебные проекты, уроки-экскурсии, деловые и ролевые игры, практикумы, викторины, конкурсы, творческие мастерские.
Используемые педтехнологии: личностно-ориентированные, информационные, частично-поисковый метод, метод проектов.
Слайд 14В соответствии с этим учащиеся должны:
1)уметь воспроизводить информацию, анализировать
ее, делать выводы, высказывать суждения, описывать действия или определенный образ,
слушать собеседника, вести диалог;
2)осмысленно читать текст, выделять главное, оперировать понятиями, составлять план, анализировать информацию, делать выводы;
3)аккуратно вести записи в тетради, соблюдать орфографический режим, уметь передавать основные идеи, мысли, выводы в письменной форме.