Слайд 1Основы современного естествознания - 2
4 Методология и технологии естествознания
5. Основные
особенности развития естествознания
6. Основные черты доклассического естествознания
Слайд 2Метод – форма организации познания и деятельности, способ получения знаний
и направления действий, образ отношения теории к практике, алгоритм решения
задач.
Слайд 3Система правил и принципов, определяющих применение конкретного метода, а также
описание особенностей этого применения называется методикой.
Слайд 4Наиболее общее описание методов, их форм, норм их применения и
раскрытия их в методиках – методология как раздел философии. Методология
также может пониматься как теоретически обоснованная система методов и методик
Слайд 5Эмпирические методы:
Наблюдение – научный метод, характеризующийся направленным созерцанием (пассивным
воздействием исследователя) изучаемого объекта (исследование в естественных условиях).
Слайд 6Эксперимент – научный метод, характеризующийся направленным познанием посредством активного воздействия
исследователя на изучаемый объект (экспериментальные [искусственные, управляемые, лабораторные] условия)
Слайд 7Теоретические методы: общелогические
Общелогические: Индукция и дедукция,
Анализ – общелогический метод,
состоящий в разложение целого на составные части. Разновидность – абстракция
(абстрагирование), выявление существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных. Редукционизм
Слайд 8Синтез – общелогический метод, состоящий в совмещении разных сторон предмета
в едином образе. Разновидность – метод перехода от абстрактного к
конкретному (от формальных абстракций – к полному синтетическому описанию конкретного предмета)
Слайд 9Теоретические методы: общелогические-2
Аналогия (ср. Метафора) – метод индуктивного познания, в
котором на основе установления схожести объектов знание об одном объекте
принимается как знание о другом, менее изученном. Моделирование – аналогия через исследование искусственной копии (материальной или идеальной) познаваемого объекта
Слайд 10Идеализация – метод познания через мысленное конструирование понятий об объектах,
не данных в действительности, но имеющих прообразы в реальном мире.
Разновидность – мысленный эксперимент.
Слайд 11Теоретические методы: научные
Компаративный (сравнительный) – способ познания, характеризующийся исследованием через
сопоставление нескольких предметов познания
Слайд 12Аксиоматический – научный способ познания, характеризующийся установлением простых истинных суждений
и выведением из них всех остальных знаний в соответствии с
четко определенными правилами
Слайд 13Гипотетико-дедуктивный – научный способ познания, характеризующийся формулировкой предположений, истинное значение
которых неизвестно, и выведением из них эмпирически проверяемых заключений
Слайд 14Системный (структурный) – способ познания, характеризующийся выявлением в объекте базовых
элементов и взаимоотношений между ними (структуры)
Слайд 15Исторический (генетический) – способ познания, характеризующийся установлением динамики развития (возникновения,
становления, последовательности стадий) предмета
Слайд 16Исток науки:
в первобытном обществе в рамках мифологического мировоззрения как
случайная совокупность первоначальных знаний о мире и деятельности в нем
человека, а затем трансформировалась в соответствии с развитием культуры.
Слайд 172. в эпоху Античности в связи с формированием системы исследовательской
деятельности, философских школ и особых социальных научно-образовательных институтов
Слайд 183. в период Возрождения и в особенности в эпоху Нового
времени и Просвещения, поскольку только тогда наука действительно стала непрерывно
развивающимся систематическим и социально организованным экспериментально-математическим освоением действительности, способствующим революционному преобразованию мира в интересах человека
Слайд 19Особенности истории естествознания:
Прогрессивность и непрерывность развития естествознания выражается в
росте инновационности, экспериментальной верифицируемости, математической формализуемости, предсказательного потенциала и практической
применимости результатов научных исследований.
Слайд 20Прямо пропорционально связано с распространением свободомыслия, и обратно пропорционально –
с господством догматизма или софистического релятивизма
Слайд 21Чередование периодов накопления информации и так называемой научной революции (смены
парадигм)
Слайд 22Основные этапы развития науки
Доклассическая наука (протонаука) при этом характеризует архаические,
древние (включая античную), и средневековые культуры
Слайд 23Классическая наука – культуры Возрождения и Нового времени
Неклассическая наука
– культуры ХIХ и начала ХХ вв.,
Постнеклассическая наука –
к современным культурам
Слайд 24В доклассическую эпоху тесно и зачастую неразрывно связаны элементы науки
с мифологическими и религиозными верованиями, развитие разных областей естествознания неоднородно
и прерывисто, а экспериментальная методология и математические формализации исследований проявляются лишь эпизодически.
Слайд 25Рецептурное знание - эмпирическое знание о том, как использовать те
или иные предметы для достижения своих целей.
Слайд 26Накопление математической, астрономической, химической и географической информации в рамках астрологии
и календарных вычислений, в экономической и военной областях, в медицине,
ремеслах и искусстве
Слайд 27Черты мифологического сознания:
Анимизм: всеобщая одушевленность мира и каждой его части
Тотемизм:
всеобщее родство мира, исток собственного рода люди возводили к животным,
растениям, вещам или процессам окружающего мира
Слайд 28Магия и связанный с ней фетишизм: практики опосредованного духовной сферой
воздействия на предметы мира
Бинарное, но при этом синкретичное и универсалистское
мышление, стремление к чувственной достоверности и органицизм (мир – живой организм)
Слайд 29В Античной философии
был задан общий смысл понятия науки (эпистемы –
достижения истины разумом), подразумевавший выявление начал и порядка природы, абстрактность
и теоретичность, а также необходимость логического (тут - приоритет) и эмпирического обоснования.
Слайд 30Появились специализированные ученые и их объединения (милетская, элейская школы, платоновская
Академия, аристотелевский Ликкей и пифагорийский «союз»), произошла секуляризация науки, активное
применение в технике.
Слайд 31Вопрос материального первоначала мира: вода (Фалес), огонь (Гераклит), атом (Демокрит),
число (Пифагор).
Геоцентризм Птолемея
Слайд 32Средние века:
Креационизм (Бог создал мир, в том числе небесные тела,
живых существ и человека)
Любая форма знания допустима лишь если
согласуется с религией (философия – служанка богословия)
Активное развитие математики, химии и медицины в арабских культурах