Слайд 1Основы создания сетевых приложений
© Составление, Будаев Д.С., Гаврилов А.В., Попов
С.Б., 2013
Лекция 8
УНЦ «Инфоком»
Самара
2013
Слайд 2План лекции
Протоколы транспортного уровня
Сокеты
Использование сокетов на Java
Класс URL и его
использование
Слайд 3Модель OSI
Уровень приложений (layer 7, data)
Уровень представления (layer 6, data)
Сеансовый уровень (layer 5,
data)
Транспортный уровень (layer 4, segment)
Сетевой уровень (layer 3, packet)
Уровень соединения (layer 2, frame)
Физический
уровень (layer 1, bit)
Слайд 5Передача сообщения по сети
Сообщение состоит из заголовка и данных
Для каждого
следующего уровня сообщение предыдущего уровня представляется как единое целое
На физическом
уровне сообщение содержит информацию всех семи уровней, кодируется и передается получателю
Слайд 6Transmission Control Protocol
TCP – основанный на соединениях протокол, обеспечивающий надежную
передачу данных между двумя компьютерами, с сохранением порядка следования данных
Используется
в: HTTP, FTP, Telnet и др.
Слайд 7User Datagram Protocol
UDP – не основанный на соединениях протокол, реализующий
пересылку независимых пакетов данных, называемых дейтаграммами, от одного компьютера к
другому без гарантии их доставки
Слайд 8Основные характеристики TCP и UDP
Слайд 9Модель «Клиент-сервер»
Порядок работы
Каждая из сторон виртуального соединения называется «сокет» (socket)
Приложение-сервер
инициализируется при запуске и далее бездействует, ожидая поступления запроса от
клиента
Процесс-клиент посылает запрос на установление соединения с сервером, требуя выполнить для него определенную функцию
Виды приложений-серверов
Сервер последовательной обработки запросов
Сервер параллельной обработки запросов
Слайд 10Понятие порта
Компьютер (обычно) имеет только одно физическое соединение с сетью
Соединение
описывается, например, IP-адресом (32 бита на нынешний момент)
Как различать информацию
для различных приложений?
Слайд 11Понятие порта
Сокет привязывается к порту
Порт описывается 16-битным числом
Порты 0-1023 зарезервированы
Слайд 12Интерфейс сокетов
В 80-ых годах американское правительственное агентство по поддержке исследовательских
проектов (ARPA), финансировало реализацию протоколов TCP/IP для UNIX в Калифорнийском
университете в г. Беркли
Разработан интерфейс прикладного программирования для сетевых приложений TCP/IP (TCP/IP API)
TCP/IP sockets или Berkeley sockets
Слайд 13Связь с файловой системой
Интерфейс сокетов – через системные вызовы UNIX
Системные
вызовы ввода-вывода UNIX выглядят как последовательный цикл:
открыть
считать/записать
закрыть
Нет различий между файлами
и внешними устройствами
Слайд 14Проблемы сетевого ввода/вывода
Модель клиент-сервер не соответствует системе ввода-вывода UNIX
Не умеют
устанавливать соединения
Используется фиксированный адрес файла
Соединение с файлом доступно на протяжении
всего цикла запись-считывание
Для не ориентированных на соединение протоколов фиксированный адрес – проблема: при передаче дейтаграммы адрес есть, а соединения нет
Слайд 15Абстракция сокета
Сетевое соединение – это процесс передачи данных по сети
между двумя компьютерами или процессами
Сокет – конечный пункт передачи данных
Для
программ сокет – одно из окончаний сетевого соединения
Для установления соединения каждая из сетевых программ должна иметь свой собственный сокет
Слайд 16Абстракция сокета
Связь между двумя сокетами может быть ориентированной на соединение
Связь
между двумя сокетами может быть не ориентированной на соединение
Сокет связан
с номером порта
Слайд 18А что же на Java?
Сокеты инкапсулированы в экземпляры специальных классов
Все
низкоуровневое взаимодействие скрыто от пользователя
Существует семейство классов, обеспечивающих настройку сокетов
и работу с ними
Слайд 19Пакет java.net
Адресация
Установление TCP-соединения
Передача/прием дейтаграмм через UDP
Обнаружение/идентификация сетевых ресурсов
Безопасность: авторизация /
права доступа
Слайд 20Адресация
IP-адресация
Адрес сокета
Слайд 21Методы класса InetAddress
public static InetAddress getLocalHost();
создает объект класса для текущего
локального узла
public static InetAddress getByName(String host);
создает объект адреса по имени
удаленного узла сети
public static InetAddress[] getAllByName(String h);
возвращает массив адресов, связанных с узлом сети
public byte[] getAddress();
возвращает массив из четырех байт IP-адреса объекта
public String getHostName();
определение имени узла данного объекта адреса
Слайд 23Класс Socket
Реализует клиентский сокет и его функции
Конструкторы
Socket()
Socket(InetAddress address, int port)
Socket(InetAddress address, int port, InetAddress localAddr,
int localPort)
Socket(String host, int port)
Socket(String host, int port, InetAddress localAddr, int localPort)
Методы
void close()
InetAddress getLocalAddress()
InputStream getInputStream()
OutputStream getOutputStream()
static void setSocketImplFactory(SocketImplFactory fac)
И прочие…
Слайд 24Порядок работы
с клиентским сокетом
Открытие сокета
Открытие потока ввода и/или потока
вывода для сокета
Чтение и запись в потоки согласно установленному протоколу
общения с сервером
Закрытие потоков ввода-вывода
Закрытие сокета
Слайд 25Пример клиента
public class EchoClient {
public static void main(String[] args)
throws IOException {
Socket echoSocket = null;
PrintWriter
out = null;
BufferedReader in = null;
try {
echoSocket = new Socket("taranis", 7);
out = new PrintWriter(echoSocket.getOutputStream(), true);
in = new BufferedReader(new InputStreamReader(echoSocket.getInputStream()));
} catch (UnknownHostException e) {
System.err.println("Don't know about host: taranis.");
System.exit(1);
} catch (IOException e) {
System.err.println("Couldn't get I/O for connection to taranis.");
System.exit(1);
}
...
Слайд 26Пример клиента
...
BufferedReader stdIn = new BufferedReader(new
InputStreamReader(System.in));
String userInput;
while ((userInput = stdIn.readLine()) !=
null) {
out.println(userInput);
System.out.println("echo: " + in.readLine());
}
out.close();
in.close();
stdIn.close();
echoSocket.close();
}
}
Слайд 27Класс ServerSocket
Реализует серверный сокет и его функции
Конструкторы
ServerSocket()
ServerSocket(int port)
ServerSocket(int port,
int backlog)
Методы
void close()
Socket accept()
void bind(SocketAddress endpoint)
И
прочие…
Слайд 28Создание серверного сокета
try {
serverSocket = new ServerSocket(4444);
} catch
(IOException e) {
System.out.println(
"Could not listen on port: 4444");
System.exit(-1);
}
Socket clientSocket = null;
try {
clientSocket = serverSocket.accept();
} catch (IOException e) {
System.out.println("Accept failed: 4444");
System.exit(-1);
}
Слайд 29Сервер параллельной обработки запросов
Стадия 1
Установление соединения клиент-сервер
Стадия 2
Сервер параллельной обработки
передает управление дочернему процессу
Стадия 3
Если во время обработки запроса поступает
запрос от другого клиента, сервер параллельной обработки передает управление новому дочернему процессу
Слайд 30Дейтаграммы
Дейтаграмма – независимое, самодостаточное сообщение, посылаемое по сети, чья доставка,
время (порядок) доставки и содержимое не гарантируются
Могут использоваться как для
адресной, так и для широковещательной рассылки
Слайд 31Класс DatagramPacket
Экземпляры класса являются прототипами дейтаграмм-сообщений
Конструкторы
DatagramPacket(byte[] buf, int offset, int
length, InetAddress address, int port)
И прочие…
Методы
byte[] getData()
int getLength()
int getOffset()
SocketAddress getSocketAddress()
void setSocketAddress(SocketAddress address)
void setData(byte[] buf, int offset, int length)
И прочие…
Слайд 32Класс DatagramSocket
Экземпляры являются не ориентированными на соединение сокетами
Конструкторы
DatagramSocket()
DatagramSocket(int port,
InetAddress laddr)
И другие…
Методы
void bind(SocketAddress addr)
void close()
void connect(InetAddress address,
int port)
void send(DatagramPacket p)
void receive(DatagramPacket p)
И другие…
Слайд 34Uniform Resource Locator
URL – адрес ресурса в Интернет
Имя протокола
Протокол, используемый
для связи
Имя хоста
Имя компьютера, на котором расположен ресурс
Имя файла
Путь к
файлу на компьютере
Номер порта
Номер порта для соединения (необязателен)
Ссылка
Ссылка на обработчик работы с протоколом (необязательна)
Может быть абсолютным и относительным
URL gamelan = new URL("http", "www.gamelan.com", 80,
"pages/Gamelan.network.html");
Слайд 35Прямое чтение из URL
import java.net.*;
import java.io.*;
public class URLReader {
public
static void main(String[] args) throws Exception
{
URL yahoo
= new URL("http://www.yahoo.com/");
BufferedReader in = new BufferedReader(
new InputStreamReader(
yahoo.openStream()));
String inputLine;
while ((inputLine = in.readLine()) != null)
System.out.println(inputLine);
in.close();
}
}
Слайд 36Чтение из
URL-соединения
import java.net.*;
import java.io.*;
public class URLConnectionReader {
public static
void main(String[] args) throws Exception
{
URL yahoo =
new URL("http://www.yahoo.com/");
URLConnection yc = yahoo.openConnection();
BufferedReader in = new BufferedReader(
new InputStreamReader(
yc.getInputStream()));
String inputLine;
while ((inputLine = in.readLine()) != null)
System.out.println(inputLine);
in.close();
}
}
Слайд 37Запись в
URL-соединение
import java.io.*;
import java.net.*;
public class Reverse {
public static
void main(String[] args) throws Exception {
if (args.length !=
1) {
System.err.println("Usage: java Reverse" +
"string_to_reverse");
System.exit(1);
}
String stringToReverse = URLEncoder.encode(args[0],
"US-ASCII");
URL url = new URL(
"http://java.sun.com/cgi-bin/backwards");
Слайд 38Запись в
URL-соединение
URLConnection connection = url.openConnection();
connection.setDoOutput(true);
PrintWriter out = new PrintWriter(
connection.getOutputStream());
out.println("string=" + stringToReverse);
out.close();
BufferedReader in = new BufferedReader(
new InputStreamReader(
connection.getInputStream()));
String inputLine;
while ((inputLine = in.readLine()) != null)
System.out.println(inputLine);
in.close();
}
}
Слайд 40Дополнительные источники
Арнолд, К. Язык программирования Java [Текст] / Кен Арнолд,
Джеймс Гослинг, Дэвид Холмс. – М. : Издательский дом «Вильямс»,
2001. – 624 с.
Вязовик, Н.А. Программирование на Java. Курс лекций [Текст] / Н.А. Вязовик. – М. : Интернет-университет информационных технологий, 2003. – 592 с.
Хорстманн, К. Java 2. Библиотека профессионала. Том 2. Тонкости программирования [Текст] / Кей Хорстманн, Гари Корнелл. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2010 г. – 992 с.
Эккель, Б. Философия Java [Текст] / Брюс Эккель. – СПб. : Питер, 2011. – 640 с.
JavaSE at a Glance [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oracle.com/technetwork/java/javase/overview/index.html, дата доступа: 21.10.2011.
JavaSE APIs & Documentation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oracle.com/technetwork/java/javase/documentation/api-jsp-136079.html, дата доступа: 21.10.2011.