Слайд 1Основы теории судна и устройство яхты (6 кв.м.)
По материалам:
1. Ленотьев
Е.П. Школа яхтенного рулевого.
Подготовила Сиобко Е.С.
Слайд 3Устройство швертбота
Корпус
Дельные вещи
Вооружение
паруса
рангоут - общее название устройств для постановки парусов (их
подъёма, растягивания и удержания в рабочем положении)
такелаж
Стоячий – т.е.такелаж для
удержания рангоута.
Бегучий – такелаж для подъема и опускания парусов, а также для управления ими.
Слайд 5Рангоут
К рангоуту относятся:
Мачты — вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся основой для
крепления реев и такелажа.
Стеньги — вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся продолжением
мачт.
Реи — горизонтальные рангоутные деревья, служащие для несения прямых парусов, которые крепятся к реям своей верхней шкаториной.
Реёк – горизонтальный рангоут для крепления верхней шкаторины (рейковое парусное вооружение).
Гафели — наклонные рангоутные деревья, поднимаемые по мачте и упирающиеся в неё пяткой, служат для крепления фока и грота (рейковое парусное вооружение).
Гики — рангоутные деревья, служащие для растягивания нижней шкаторины косых парусов (бермудское парусное вооружение).
Шпринтов – рангоутное дерево, растягивающее нок-бензельный угол, основанием приходящее в оттяжку на мачте (шпринтовое парусное вооружение).
Бушприт — рангоут, устанавливаемый на носу судна, служит для подъёма и крепления кливеров, а также разноса стоячего такелажа, продолжением бушприта может быть утлегарь и бом-утлегарь.
Выстрел (на капитанской гичке) – рангоутное дерево, крепящееся на кормовой пиллерс и выходящее за транец, служит для проведения бизань-шкота.
Слайд 7Такелаж
Стоячий:
Штаг (форштаг)
Ахтерштаг
Бакштаг
Ванты
Бегучий:
На оптимисте: шкот, оттяжка галса, оттяжка шпринтова.
На гичке: шкоты,
фала, галсы, оттяжка шпринтова.
Слайд 8Дельные вещи
Утка, полуутка
Рым
Гак
Карабин
Коуш
Блок
Такелажная скоба
Слайд 9Названия парусов
Яхта типа «бермудский шлюп»:
Грот
Стаксель
Спинакер
Генуэзский стаксель (генуя)
Геннакер
Капитанская гичка:
Фок
Грот
Бизань
Слайд 10Устройство паруса. Детали мачты.
Топ - верхушка мачты.
Нок (передний/задний) – край
гика, рейка, гафеля и т.д.
А также вспомни:
Лата, лат-карман
Боут
Кренгельс
Ликтрос
Слайд 11Способы крепления парусов к рангоуту:
Слаблинь (тонкий линь, которым шлюпочные паруса
пришнуровываются к рейкам). На «Оптимисте» парус пришнуровывается к мачте и
гику отдельными штертиками, которые не имеют специального названия.
2 . Сегарс – обруч, крепящийся к передней шкаторине, надевающийся на мачту. Служит для подъема паруса.
Ликпаз на мачте и гике
Слайд 12Мореходные качества яхты.
Плавучесть — это способность судна держаться на воде
(плавать). Она должна сохраняться при нагружении судна, его движении и
преодолении волн. По закону Архимеда сила плавучести равна весу воды, вытесненной судном.
Как повысить запас плавучести?
Слайд 13Инерция – свойство яхты оставаться в состоянии покоя или равномерного
прямолинейного движения в отсутствие внешних воздействий.
У воды нет силы трения,
как у твердых тел, поэтому инерционные качества яхты широко используются при маневрах (при поворотах, швартовках).
Слайд 14Способность судна противостоять крену и возвращаться в нормальное положение по
прекращении действия кренящих сил называется поперечной остойчивостью.
Слайд 16Остойчивость килевой яхты.
У килевой яхты, где благодаря тяжелому фальшкилю
центр тяжести расположен очень низко, Как видно из рисунка, килевая
яхта с глухой палубой всегда имеет положительную остойчивость, причем с увеличением угла крена она увеличивается и достигает наибольшей величины при крене 90°, когда паруса лежат на воде.
Слайд 17Действие руля при переднем и заднем ходе.
При движении судна давление
воды на руль направлено примерно перпендикулярно плоскости руля. Силу R
давления воды на руль можно разложить на две силы: N и Q.
Сила N толкает корму в сторону, противоположную той, в которую положен руль, поэтому судно начинает двигаться не по прямой, а по кривой. Сила Q вызывает добавочное сопротивление движению судна.
Слайд 18Сопротивление трения зависит также от величины смоченной поверхности, то есть
погруженной в воду поверхности корпуса. Чем больше смоченная поверхность, тем
больше сопротивление трения. Поэтому, например, на швертботах и яхтах с достаточно полными обводами бывает полезно при слабом ветре слегка закренивать судно для уменьшения смоченной поверхности.
Слайд 19Дифферент судна – несовпадение расчетной ватерлинии и действительной в продольном
направлении.
Крен судна – положение судна, при котором положение бортов
несимметрично относительно диаметральной плоскости судна.
Способность судна противостоять крену и возвращаться в нормальное положение по прекращении действия кренящих сил называется поперечной остойчивостью.