Слайд 1Основы творческой деятельности журналиста
Художественно-публицистические жанры
Преподаватель – Татьяна Николаевна Масальцева
Слайд 2Характеристика дисциплины
часть профессионального цикла ОТД
изучение художественно-публицистических жанров,
анализ специфики публицистического
информирования, анализа и публицистического образа
Рассмотрение общих признаки разных публицистических жанров
и особенности жанровых разновидностей
Слайд 3Основная цель курса
приобрести навыки создания публицистических текстов в разных жанрах
(формирование конкретного замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала)
владеть методами и приемами познания действительности и предъявления информации в публицистических текстах разных жанров
14 семинаров, в ходе которых анализируются и создаются тексты + мастер-класс + тест по теории
Слайд 4Литература
Основная:
Бобров А. А. Основы творческой деятельности журналиста. Путь в профессию:Учебное
пособие/Бобров А. А..-Саратов:Вузовское образование,2018
Власова Е. Г. Основы творческой деятельности
журналиста: художественно-публицистические жанры:учебное пособие/Е. Г. Власова.-Пермь:Изд-во Перм. гос. ун-та,2010
Слайд 5Дополнительная
Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2011
Ким М.Н., Пак
Е.М. Жанры печатных и электронных СМИ. СПб.,2019
Ким М.Н Очерк: теория
и методология жанра. СПб., 2200
Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики : Учеб. пособие для студентов фак. журналистики. СПб., 2000
Эпштейн М.М. Парадоксы новизны. – М.: Прогресс, 1987
Слайд 6Художественная публицистика
Тип текста, которые обычно относятся к авторской или писательской
журналистике, подчеркивая тем самым их особый характер
В самой основе понятия
публицистика лежит комментарий, анализ и обсуждение вопросов, волнующих общество
Проявляется в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности.
Слайд 7Что отличает художественно-публицистический текст?
Общие признаки художественно-публицистических жанров - публицистичность,
художественность и сатиричность (за исключением очерка и эссе)
Публицистичность проявляется
в актуальности и злободневности тем, к которым обращаются публицисты
Если для информационных и аналитических жанров журналистики больше присуща бесстрастность в изложении и трактовке фактов, то публицистическим произведениям свойственны открытость авторской позиции, страстная эмоциональность, прямая обращенность к публике
Слайд 8Особенность художественно-публицистических текстов
Взаимосвязь и взаимовлияние публицистического, философского и художественного осмысления
актуальных проблем
Интегративность обусловливает методы изложения: публицистика выстраивает фактический, логический
и эмоционально-образный ряды
В публицистике проявляется стремление определять значимость постоянно возникающих явлений, давать эмоциональную оценку событий.
Слайд 9Художественность?
Проявляется в наличии в художественно-публицистических произведениях собственной образной инфраструктуры, к
которой можно отнести природные и предметно-вещественные зарисовки, микрообразы людей, лаконичные
микрообразы (создаваемые художественно-выразительными средствами, например тропами)
Связана и c присутствием образа автора который, является основной жанрообразующей категорией
Слайд 10Публицистика
Слово публицистика появилось в XIX веке
первоначальное толкование слова публицист (выступающий
о публичном праве)
центральным в ней остается мировоззренческий аспект, общественная значимость
поднимаемых нравственных проблем (моральные суждения являются одной из самых типичных черт отечественной публицистики
основная функция публицистики заключается во всестороннем социальном ориентировании читателей, в формировании образа жизни (А.А.Тертычный)
Слайд 11Роль публицистики в жизни общества
Современное состояние общества таково, что по
целому ряду проблем его члены вообще не могут составить никакого
мнения
О существовании некоторых проблем ничего не было бы известно, если бы не публицистика, которая разъясняет, насколько важны эти проблемы
Сегодня публицистическая идея адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда связанного с выбором
Слайд 12Профессиональное сознание журналиста - «эмоциональный мозг»
Публицистическое творчество предстает как общественно-политическая
деятельность, имеющая своей задачей и широкое информирование и воспитание, или
социальную активизацию читателя
Важнейшим средством воздействия на читателя в публицистике является ее эмоциональность, которая достигается не только прямыми оценками подаваемой информации, но и воссозданием эмоционально-чувственной картины мира, иначе использованием образных ресурсов словесного творчества
Слайд 13Публицист
Публицистов отличает образное восприятие, активная социальная позиция
В 1960-е годы очеркистов
называли - писатель газеты
Исторически главной условием журналистской профессии считалось владение
словом, умение точно, последовательно и увлекательно излагать свои наблюдения и мысли
Слайд 14Традиции современной русской художественной публицистики
высокая культура стиля
точная и оригинальная
образность
самостоятельность и глубокий гуманизм оценок
разнообразие в использовании выразительных
средств
Слайд 15Пропагандистская функция СМИ?
Периоды активизации авторских жанров были связаны с потеплением
общественной атмосферы (1920-е, 1950-е и т.д.)
Для благоприятного развития публицистики необходима
возможность свободного самовыражения и определенная общественная стабильность
Наиболее благоприятными для развития художественной публицистики становятся социально стабильные исторические периоды, когда есть необходимость расцветить общую социальную картину более частными образными картинками и есть возможность подумать о сегодняшнем дне не только в репортерском режиме, но и с позиций воспитательного толка
Слайд 161990-е годы
Происходит кардинальный процесс «пересмотра» жанровых границ, приведший к тому,
что некоторые жанры –интервью, корреспонденция, репортаж – перестали жестко атрибутироваться
только как информационные и аналитические
Переоценка жанровых ценностей: одни жанры просто ушли с газетной полосы (например, очерк), уступив место другим; развитие новых информационных технологий (сети Интернет, в частности) создало естественные предпосылки для унификации жанров; само понятие «жанр» было заметно потеснено понятием «текст» (Л.Е.Кройчик)
Слайд 17Особенности развития современной отечественной журналистики
Демократизация
Персонификация
Установка на диалог с читателями
Повышенная
экспрессивность и литературность журналистского слова в целом, возрастает роль приема
в обработке и подаче материала
Журналисты все чаще используют “чужое слово”, свойственное художественной речи, расширяют спектр повествовательных интонации (ироническое письмо, смешение стиля и т.д.), усложняют композиционную структуру, в информационных материалов используют экспрессивно окрашенную речь
Слайд 18Смещение традиционных жанровых границ
Ироничная манера повествования проникает во все жанры
Поиск остроумной, авторской и неожиданной подачи материала становится общей тенденцией
современной прессы.
“Рубеж 20-21 веков входит в историю как эпоха эссеизации публицистики”-пишет исследователь. Автор становится не сторонним наблюдателем событий, а самим событием в их числе. (Л.Е.Кройчик)
Одним из самых ярких проявлений унификации жанров стала популярность жанра колонки, которая вобрала в себя черты комментария, эссе и фельетона
Слайд 19М.Бахтин о жанре текста
Реально произведение - или шире высказывание- лишь
в форме определенного жанра. Иначе высказывание станет аморфным и безадресным.
Потому что произведение реально только в условиях коммуникативной ситуации в целом - вы должны учесть характер предмета описания, его контекст и ожидания читателя
«Художник должен научиться видеть действительность глазами жанра. Понять определенные способы действительности можно только в связи с определенными способами ее выражения”
Слайд 20Автор художественной публицистики
представит конкретную жизненную коллизию, придав ей статус общезначимой,
типичной
В центре внимания художественной публицистики не события и тенденции, а
человек, конкретная судьба или жизненная ситуация, разобраться в которой невозможно сухим языком фактов и цифр
Ситуация требует проникновения в психологию действующих лиц, понимания их мотиваций
Слайд 21Тенденции современной публицистики
Психологизм
Лиризм
Единство эмоционально-образных и рационально-понятийных средств повествования.
«Своеобразие современного литературно-публицистического творчества надо искать в интеграции творческих процессов
публицистики и художественной литературы» (В.И.Шкляр)
Именно эмоционально-чувственное восприятие мира сближает публицистику с художественной деятельностью
Слайд 22Взаимодействие с читателем
Для формирования направления мысли читателя очеркист строит образ,
который и дает возможность объемно представить то или иное жизненное
явление
Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-образное обобщение познанного
Слайд 23художественная публицистика
познание общественно-политических закономерностей злободневной действительности с помощью объединения рационального
и эмоционально-образного мышления
специфика художественной публицистики связана с образным осмыслением фактов
Слайд 24Художественный образ
В журналистике три главных способа отображения – фактографический, аналитический
и наглядно-образный
В информационных жанрах основным, цементирующим форму отображения действительности
является факт, в художественной публицистике – художественный образ - обогащенный, более полный конкретный образ предмета
Слайд 25Какие бывают образы?
психический образ (ощущения, представления, воспоминания, фантазии, сновидения)
образ как
эстетическая категория (образ Мадонны)
художественный образ – творчески переосмысленная художественная
реальность, «модель»
образ публицистический
Слайд 26Образ в публицистике
Отличие публицистического (очеркового) образа от образа художественного в
отсутствии акцента на неповторимость и большой ставке на общезначимое. ...
Журналист делает предметом своего исследования такие стороны жизни героев, которые... годны для постановки публицистических проблем, а именно общезначимых проблем”(Е.И. Журбина)
Образ в таком произведении подчинен не эстетическим, а именно публицистическим задачам
Слайд 27Образ в публицистике
Не является независимой сущностью
Взаимодействие художественных и научных методов
в публицистическом творчестве приводит к тому, что образный ряд развивается
в тесном единении с логико-понятийным рядом при общем приоритете рационального начала» (М.И.Стюфляева)
Публицистика – тесный сплав образного и логического
Слайд 28Главное требование при создании образа – верность фактам
Воображением публицист может
пользоваться только в ограниченных публицистическими задачами рамках:
- на
уровне отбора фактов
- в умении выделить наиболее характерные детали
- в способности на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое на уровне частей
Слайд 29Рациональное и образное в тексте
речь идет не об экспрессивности речи
обилие эмоциональных фигур речи не превращает текст в очерк.
эмоциональность
еще не образность
художественность в очерке или фельетоне, это не литературный комментарий к теме, а внутренняя необходимость, пружина текста
художественность в очерке - гармония внутреннего содержания и внешней формы, внешних изобразительных средств
Слайд 30Поэтика художественной публицистики
Художественная публицистика обладает своей поэтикой, своим набором поэтических
средств, во многом заимствованных их арсенала художественной литературы, но с
поправкой на специфичность рациональной составляющей публицистического образа
Основные группы поэтических приемов: образ автора, хронотоп, ассоциативный уровень, интонационно-речевое построение
Слайд 31Образ автора в художественно-публицистическом тексте
обладает широким спектром самовыявления
основные задачи,
решаемые в ходе создания образа автора :
1) журналист как
носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий
2) журналист старается проявить свою творческую индивидуальность. В публицистическом произведении читатель имеет дело не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т. е. с личностью публициста
«Пронзительнее всего автор заявляет о себе в двух родах литературы: лирике и публицистике» (А. Тепляшина)
Слайд 32Образ автора
формируют отбор материала, культурный контекст, особенности индивидуального стиля, прямые
экспрессивные оценки - все они предельно индивидуальны и адресны,
в отличии от образа автора в художественном произведении - они предельно биографичны и личностны
Образ автора - особенно в очерке и эссе - является основным элементом поэтики, на нем держится основная идея текста, а также ее развитие в тексте, т.е. сюжет
Слайд 33Вопросы к практической 4.09
1. Определить, что является новостью в художественно-публицистическом
тексте
2.Прочитать публикацию Марины Ахмедовой «Когда дрожит дом» //РР 3 сентября
2015. Выделить новость. Можно ли считать текст художественно-публицистическим?
3. Система образов в тексте
4. Хронотоп
5.Особенности интонационно-речевой построения
Литература:
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001