Слайд 1«СУБКУЛЬТУРЫ КАК РЕАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»
Под социальной группой
понимают группу людей, объединенных по каким-то признакам (возрасту, эк. положению, национальности, увлечениям, профессии…). Примеры: подростки, адвокаты, русские, пожилые, байкеры…
Слайд 2В мире насчитывают около 1 млрд. молодежи. Официально к молодым
относят людей от 14 до 30 лет. Младшая подгруппа молодежи:
подростки 14-18 лет, средняя 18-24 года, старшая подгруппа 25-30 лет.
Социальный портрет - это общая характеристика группы, показ ее места в обществе (социуме), выделение наиболее характерных особенностей, ценностей, интересов, стремлений, проблем.
С каждым новым поколением, изменением ситуации в стране, социальный портрет меняется.
Слайд 3Ценности современной молодежи:
По социологическим опросам
в последние годы по сравнению с предыдущим поколением ЦЕННОСТИ
современной молодежи сменились по местам:
Материальный успех, деньги
Хорошие модные вещи
Успешное положение в обществе, активность в делах
Развлечения, друзья, тусовки
Семья и личные отношения
Слайд 4Нельзя видеть в социальной группе
только «белое» или «черное»
«плюсы» современной молодежи:
ценности профессионального престижа, желание
сделать карьеру,
самостоятельность,
большая информированность, владение ИКТ, иностранными языками,
мобильность,
умение подработать в свободное время,
политические интересы,
реальные взгляды на жизнь.
«минусы»
негативный и потребительский жизненный настрой,
вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики…),
агрессия,
лень в получении знаний,
социальная пассивность, инфантильность,
совершение преступлений,
невысокий культурный уровень,
слишком большое увлечение субкультурами и тусовками
Слайд 5Проблемы молодежи:
Сокращение рождаемости, уменьшение численности молодежи, старение нации -
а в
следствие снижение роли молодежи в обществе.
Ухудшение состояния здоровья. Только 10% выпускников школ имеют хорошее здоровье, а 45% - имеют серьезные отклонения здоровья.
Молодежная безработица и маленькая зарплата
Упадок социальной ценности труда, престиж только материальной выгоды в профессии.
Слайд 6Культура и субкультура
Культура – это общие духовные ценности общества на
определенном историческом этапе: язык, традиции, литература, музыка, архитектура, искусство, религия…
Субкульту́ра
(с лат. sub - «под», т.е. подгруппа культуры) – часть культуры, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры.
Субкультура отличается характерной для нее системой ценностей, протестом против обычного, языком(жаргоном), манерой поведения, имиджем, стилем, символами, одеждой, увлечениями…
Неотъемлемой частью современной молодежи
являются ее субкультуры.
Слайд 7Синонимы слова «субкультура»
Неформальные объединения
Сообщество
Фэнд (поклонение чему-то, кому-то)
Фанаты
Группировка
Тусовка
Слово «субкультура» появилось
в 1950 году
у американского социолог а Дэвида Райзмена для обозначения меньшинства, затем стало распространяться далее по названию поклонников музыкальных стилей.
Каждую субкультуру отличает от других какой-то знак, символ, одежда, язык чтобы «отличить своих» от чужих
Слайд 8Примеры классификаций субкультур
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные,
с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
Слайд 9Примеры классификаций субкультур
По направленности интересов социолог М.Топалов
классифицирует молодежные объединения
и группы:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к
правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
Слайд 10Примеры классификаций субкультур
Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
-
романтико-эскапистские субкультуры
(хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),
- криминальные («гопники», «люберы»)
- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Слайд 11Примеры классификаций субкультур
- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры
музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
- Отличающиеся определенным
мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.
- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
Слайд 12Примеры классификаций субкультур
- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды,
РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
- Религиозные
объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
- Элита: мажоры, рейверы.
- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.
- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.
- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
Слайд 13Примеры некоторых субкультур:
ХИППИ – самая первая субкультура
Хиппи - поклонники рок-музыки,
яркой жизни, мира и веселья от «разных способов»
Слайд 14Примеры некоторых субкультур:
Панки и металлисты – любители тяжелого звука, кожи,
клепок, цепей, неординарных агрессивных причесок, резких движений
Слайд 15Примеры некоторых субкультур:
С появлением готик-рока в 1980-е появилась готическая субкультура.
Характерные ее черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и
готических романов.
Слайд 16Примеры некоторых субкультур:
Хип-хоп, рэп, r’n’b (аренби), графити, диджеинг, уличные танцы
- новые музыкальные движения и имидж осовременивание джазовой, блюзовой, соул(душа)
музыки афроамериканского стиля
Слайд 17Примеры некоторых субкультур:
Байкеры – любители мотоциклов, скорости, кожи, риска, пива,
татуировок, драк, рева моторов, которых некоторые считают
не субкультурой, а расширенным хобби
Слайд 18Примеры некоторых субкультур:
Эмо – группы, делящие мир
на контраст чувств, розовые (позитивные) переплетения
и черные (печальные) события, это эмоциональные люди в отличие от других, «тонкие» по чувствам, где даже расчувствовавшийся мальчик может плакать, потому что у него незачерствела душа.
Слайд 19Примеры некоторых субкультур:
Скинхэды ( а теперь новое слово неофанаты)– группа
с
агрессивным уклоном,не принимающая другие национальности,
поддерживающая нео-нацизм, антикоммунизм, расизм.
Слайд 20Примеры некоторых субкультур:
Футбольные фанаты, футбольные хулиганы – группировки с своей
символикой, одеждой, ярые болельщики, многие считают их как и байкеров
– расширенным хобби
Слайд 21Примеры некоторых субкультур:
Гопники – уголовная субкультура, группы, «косящие под крутых
уголовников», с блатным жаргоном (феня), блатными песнями, иерархией, татуировками…
Слайд 22Примеры некоторых субкультур:
МАЖОРЫ (от слова мажор) – богатенькие дети богатых
родителей, «золотая» молодежь, считает всех со статусом ниже своих родителей
«быдлом». Модно одеваются, ездят на крутых автомобилях, тусуются в дорогих местах…
Слайд 23Примеры некоторых субкультур:
Аниме , отаку – поклонники японской мультипликации, музыки,
современных роботов в кино, фантастики и «японского» мультяшного стиля в
одежде
Слайд 24Примеры некоторых субкультур:
Поклонники электронной музыки (транс, психоделика, хаус, лаундж, электро,
драм энд басс)
Слайд 25Примеры некоторых субкультур:
Райдеры – любители урбанизированного экстрима: катание на роликах,
сноуборде, скейте, BMX (мал. велосипед), паркур, джамперы…
Слайд 26Примеры некоторых субкультур:
Регги, растаманы, религиозно-музыкальное движение с Ямайки, позитивного отношения
к миру, расслаблению. Самый известный регги – Боб Марли (чувак
с дредами), цвета Ямайки
Слайд 27Примеры некоторых субкультур:
ЯППИ - бизнес-молодежь, добившаяся успеха своими силами
не за счет родителей, гордятся но не «пантуются» своими доходами,
началось со стиля деловой молодежи в Америке, подчеркунуто деловые молодые люди
Слайд 28Примеры некоторых субкультур:
Фрики - люди с неординарной внешностью,
не стесняющиеся выделиться своей фантазией
Слайд 29Примеры некоторых субкультур:
Толкиенисты – группы молодежи, подражающие магическим и сказочным
героям, эльфам, колдуньям, рыцарям, волшебникам
Слайд 30Примеры некоторых субкультур:
Геймеры, юзеры – страстные любители компьютера и всего
что с ним связано, любители виртуальных миров
Слайд 31Игра «Синий кит»
социальная игра, распространяемая через социальные сети
В России более
200 тысяч человек в соцсетях использовали суицидные хэштеги.
Слайд 33
Пример ВЫВОДА для учащихся:
к субкультурам можно относиться
по разному:
1. равнодушно
(но знать, что они
из себя представляют)
2. поддерживать какую-то субкультуру или быть в ней
3.не разделять взгляды и имидж определенной субкультуры, отрицать ее
ГЛАВНОЕ, чтобы субкультура не мешала жить тебе самому и другим
Субкультура – явление времени,
они меняются с поколениями
и модой, отношение к ним с возрастом изменяется.
Если мероприятие больше говорит о субкультурах, то…
Слайд 34
Работа с учебным «кейсом»
по группам:
«СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ МОЛОДЕЖИ»
«КАКАЯ ОНА –
МОЛОДЕЖЬ?»
«СУБКУЛЬТУРЫ КАК РЕАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»
«ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЯ «ПЕПСИ»
Внимательно прочитайте все предложенные рекомендации,
обсудите и выберите одну из форм мероприятия в ВАШЕМ варианте,
составьте план мероприятия
и представьте его слушателям.
Вашему мероприятию дайте одно из 4-х названий
Слайд 35Пример одного
из социологических опросов для школьников по теме
«МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ:
КАК К НИМ ОТНОСИТЬСЯ?»
Слайд 36
Мы провели социологический
опрос среди школьников
(7,10-11 класс, всего 130человек),
чтобы узнать как
они относятся к субкультурам и где они проводят свободное время на улице:
Знаете ли Вы, что такое субкультура?
Принадлежите ли Вы к какой-то субкультуре?
Какая часть (%) молодежи входит в субкультуры в целом по нашей стране?
По Вашему мнению какие субкультуры есть в нашем городе?
К каким субкультурам Вы относитесь крайне отрицательно? (не более 3)
Почему субкультуры у молодежи существуют? (пример: особенности возраста, желание выделиться, находишь единомышленников, там нескучно, протест против правил…)
Слайд 37
Знаете ли Вы, что такое субкультура?
Слайд 38Почему субкультуры
у молодежи существуют?
Слайд 39Принадлежите ли Вы к какой-то субкультуре?
Вывод: около половины учеников реально
находятся в субкультурах, и педагогов
и родителей должно волновать какие это объединения (чему они научат).
Слайд 40
Какая часть (%) молодежи входит
в субкультуры в
целом по нашей стране?
Слайд 41
По Вашему мнению какие субкультуры есть в нашем городе?
10-11 класс
считает:
ЭМО-15%, гопники- 20%, готы-22%, байкеры-8%, фанаты-10%, панки-15%, мажоры-5%, растоманы- 1%,
другие-9%
7 класс считает:
Эмо- 25%, гопники- 20%, готы- 20%, панки-22%, скины-5%,
остальные-8%
Слайд 42
К каким субкультурам Вы относитесь крайне отрицательно?
10-11 класс не
любит:
Эмо- 30%, готы-45%, гопники-15%, мажоры-8% , другие-2%.
7 класс не любит:
Эмо-
46%, гопники- 24%, панки-15%, скинхеды- 10%, другие-5%
Слайд 43Общие выводы:
Для учащихся: знай в какой субкультуре ты находишься или
в какую тебя привлекают, что в ней «+» и «-»,
не экспериментируй на своем физическом и моральном здоровье
Для педагогов: вам нужно объяснить детям, в каких субкультурах опасно находиться и организовать досуг детей так, чтобы их больше тянуло к хорошим делам и компаниям
Для родителей: будьте внимательны к интересам детей и их друзьям, потому что ребята в силу возраста пока не могут делать правильный выбор и выводы