Слайд 1ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
1 семестр
Доц. Лукина М.М.
Слайд 2Лекция 6. Профессиональная и гражданская журналистика
Слайд 3Основные вопросы лекции
UGC - контент, созданный пользователями.
Популярные UGC-платформы
Гражданская (народная, партиципарная)
журналистика: трактовка
История и кейсы гражданской журналистики
Блоги как источники информации: хрестоматийные
примеры
Альтернативную повестку дня
Журналистика профессиональная и блоги: в чем отличие
Блоги как часть контента СМИ
Блог как СМИ
Кейс: ньюзрум для блогеров
Журналист ведет свой блог.
Слайд 4UGC – User Generated Content
UGC – контент, созданный пользователями. То
же: consumer generated content
Важная часть изменений в сфере СМИ
с 2000 гг.
Тексты, фотографии, видео, созданные непрофессиональными коммуникаторами, любителями стали полноценной частью информационной картины мира
Концепция Web2,0: современный интернет развивается в той мере, в какой пользователи наполняют его своим контентом. Задача программистов и др.специалистов – создать технологические платформы и сервисы, в рамках которых этим контентом можно обмениваться
Слайд 5Популярные UGC-платформы
в России
БЛОГИ Живой журнал; Blog.mail.ru …
МИКРОБЛОГИ Twitter
СОЦИАЛЬНЫЕ
СЕТИ Facebook; Вконтакте; Одноклассники
WIKI Wikipedia
СТОКИ Фото
(Flickr, Picasa, ЯндексФотки) видео (YouTube, RuTube)
ФОРУМЫ
Слайд 7Гражданская журналистика
Гражданская журналистика (citizen journalism)
Народная журналистика
Партиципарная журналистика = журналистика участия
(от англ. Participate — участвовать)
Все эти определения означают тексты/посты/твиты отдельных
пользователей, занимающих активную социальную позицию
Слайд 8Гражданская журналистика
«Журналистика» — потому что отражает жизнь социума, выполняет функции
журналистики
Это реальность: аудитория активно участвует в процессе сбора, анализа и
распространения новостей и информации
First-hands reports – информация из первых рук
Независимые расследования
От gatekeeper к gatewatcher
Слайд 11Блоги как источники информации: хрестоматийные примеры
2004 г.: туристы — свидетели
цунами, которое они засняли на любительские камеры и мобильные телефоны
в Таиланде. Снимки и видео были разосланы в крупнейшие СМИ, которые приняли решение их публиковать
2005 г.: взрывы в лондонском метро засняты на камеры и выложены в частных блогах. ВВС распространила эти картинки
Наводнение в Новом Орлеане
Слайд 12Альтернативная повестка дня
В исследованиях СМИ широко известна концепция создания массовой
информационной повестки дня (agenda setting theory),
Предложена исследователями McCombs and Shaw(1972
г.)
Cогласно этой теории повестка дня, предлагаемая СМИ, формирует осведомленность, информированность публики и темы для общественного обсуждения
В процессе селекции, отбора информации некоторые вопросы становятся главными, приоритетными, а некоторые – уходят на второй план или игнорируются
Гражданские журналисты могут выдвинуть на первый план абсолютно новые темы и проблемы. Если они станут широко обсуждаемыми в блогосфере, и тем более перекочуют в дискурс традиционных СМИ, то будет сформирована дополнительная или альтернативная массовой повестка дня.
Слайд 13Альтернативная повестка дня
Живой журнал:
борьба с дорожным беспределом: «синие ведерки»
Блогеры-лидеры мнений
(Навальный)
YouTube:
новые звезды
Леди Гага, Петр Налич, Сьюзен Бойл
Слайд 14Журналистика профессиональная и блоги: в чем отличие
Слайд 15Журналистика профессиональная
Массовая коммуникация
Общественно значимый характер информации, опора на опыт других
людей
Пассивная аудитория
Литературный русский язык
Информативность, эмоциональность в новостных материалах СМИ не
допускается
Информация верифицирована
Процесс подготовки материала занимает определенное время
Профессиональная деятельность, исполнение профессионального долга
Журналистская корпорация
Юридическая ответственность
Слайд 16Блоги
Межличностная коммуникация
Личный или узкогрупповой характер информации
Мотивация: самовыражение, личная заинтересованность, выражение
гражданской позиции
Опора на личный опыт
Охват аудитории ограниченный, тип аудитории –
активный
Финансовая заинтересованность, как правило, отсутствует
(часто) Нелитературный русский язык, повышенная эмоциональность
Высокая оперативность
Информация неверифицирована
Профессионально незамкнутая деятельность
Отсутствие профессиональных стандартов, этического кодекса блогера
Слайд 17Блоги как часть контента СМИ
Активное использование:
NYT
Guardian
Эхо Москвы
РИА Новости
И др.
Слайд 20Блог как СМИ
Южнокорейский проект OhmyNews: 39 тыс.народных репортеров по всему
миру
Википедия — это не СМИ, а свободная интернет-энциклопедия. Технология wiki
позволяет создавать текст коллегиально разным людям
Частный корреспондент
Look at Me
Слайд 22Кейс: ньюзрум для блогеров
http://wghthemovie.ca/
Слайд 24Правила Reuters по использованию Twitter
Когда актуально: для прямых
трансляций с места события (например, Давос) или для обсуждения встречи
и вопросов интервью ньюсмейкеров
Если вы решили использовать Twitter для выполнения своих профессиональных чадач, получите разрешение своего руководства
Если Вы используете Twitter профессионально, используйте 'Reuters' в качестве имени своего твит-потока
Обращаясь к помощи Twitter, Вы должны следовать правилам нашей компании и не компрометировать ее
Используя микроблоги и социальные медиа, разделяйте свою частную жизнь и профессиональную деятельность. В твитах, касающихся профессиональной деятельности, используйте свой персональный потенциал, но никогда не включайте в них информацию о своей частной жизни, которая не касается заявленной темы
Слайд 25Кейс: увольнение журналиста CNN
Корреспондент американского канала CNN Kevin Sites, находясь
в Северном Ираке, помимо телерепортажей вел свой блог и публиковал
в нем последние новости и фотографии, которые не могли быть показаны по ТВ. Узнав об этом, руководство CNN запретило корреспонденту вести «двойную игру». Журналист отказался подчиняться, и ему пришлось перейти на другой канал.
Слайд 26Журналистика и СМИ: вызовы времени
Альтернативная повестка дня потеря
монополии СМИ на новости
Блогеры становятся журналистами депрофессионализация медиатекстов и процесса
их создания
Слайд 27Задание на лекции
В чем преимущества гражданской журналистики по сравнению с
профессиональной?
В чем ее недостатки?