Слайд 1Особенности культуры, воспитания и образования
в Древнем Китае
Слайд 2Особенности
образования и воспитания
воспитание всегда было очень ранним
подчинено государственным
целям
все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый
имел право на образование
семейное воспитание дополнялось образованием
наибольшее влияние на развитие педагогики и воспитания оказали идеи Конфуция и его последователей
многосторонность образования с упором на развитие и совершенствование нравственных качеств
воспитание мальчиков традиционно было более сложным и важным по сравнению с воспитанием девочек
религия выступает носителем идеалов воспитания и обучения
Слайд 3Цель воспитания и обучения
распознавание добра и зла (стремление к добродетелям
и страх перед пороками)
развитие и совершенствование нравственных качеств
получение общих представлений
о мире и истории
воспитание эрудированного, вежливого, обладающего внутренним самоконтролем человека
установление гармонии в своей душе
Слайд 4Чему обучались
изучение истории, письму, счету, музыке, морали, стрельбе из лука
и верховой езде
основным понятиям и представлениям о мироздании
изучали три начала:
небо, землю, человека; четыре времени года и четыре части света
теории пяти элементов и пяти добродетелей
изучали основы ритуалов и норм социального поведения
Слайд 5Методы
обучения и воспитания
в основе отношений лежало, прежде всего, уважение
младших поколений к старшим
по отношению к ученикам могла применяться физическая
сила (у учителя была бамбуковая указка – символ его власти, которую он мог направлять на нерадивых учеников)
капризы и шалости запрещались, а непослушных иногда привязывали к ножке стола
Слайд 6Учитель в древней школе
к учителям относились с особым уважением
«Ни бедный,
ни богатый – не имеет права не уважать учителя», «тот,
кто учил человека, хоть один день, на всю жизнь становится для него таким же уважаемым человеком, как его отец»
в честь учителя зажигали курительные свечи и троекратно низко кланялись ему – этим выражали уважение и готовность к беспрекословному повиновению
Слайд 7Конфуций
(Кун Цзы, 551-479 до н.э.)
благодаря Конфуцию образование постепенно стало
проникать в низкие слои общества
благодаря Конфуцию и его последователям школьное
дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики, возникли государственные экзамены, открывающие путь к службе на чиновнических должностях
К его заслугам относится и то, что он привел в порядок несколько древних книг, сохранив бесценное культурное наследие для будущих поколений, среди которых – «Книга песен» и «Книга перемен».
Слайд 8Различие в образовании мальчиков и девочек
мужскую половину учили вежливости и
знакомили с календарем, учили песням нравственного содержания
девочкам было достаточно научиться
быть скромными, послушными и получить навыки ведения домашнего хозяйства
в 5-6 лет ее наряжали в женское платье, делали взрослую прическу, запрещали играть с братьями и выходить из дому без провожатых
с 12 лет девочку начинали готовить к новой жизни: учили вести хозяйство, заниматься рукоделием, а если позволяли средства, давали приличное образование
девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела право самовольно выйти к гостям, без спросу вступить с ними в разговор, а громкий смех считался верхом неприличия; одежду она носила темную, без ярких вышивок, и никаких украшений – это все полагалось только замужней женщине
Слайд 9Типы образовательных учреждений
государственные (создавались за счет казны в каждом административном
округе
частные учебные заведения(обучение было платное)
сельские школы (обучались люди совершенно разного
возраста, в основном система обучения строилась на заучивании канонических текстов)
Слайд 10Древнекитайские школы
учились зимой, сидя в холодном классе, учились и летом,
когда в школе трудно было дышать от жары
каждому школьнику полагался
продолговатый столик с двумя выдвижными ящиками для книг и бумаги и высокий деревянный стул
сельская школа представляла собой один общий класс, в котором одновременно учились мальчики и юноши
обучение в начальной школе продолжалось 7-8 лет (за этот время ученики вызубривали 2-3 тыс. иероглифов и получали представление об арифметике и истории)