Разделы презентаций


Особенности личности и свойства нервной системы

Содержание

Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Познавательные способности и типологические особенности.Многосторонняя роль типологических особенностей свойств нервной системы в общем плане состоит в объяснении того, каким образом физиологические особенности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Особенности личности и свойства нервной системы

Особенности личности и свойства нервной системы

Слайд 2Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Познавательные

способности и типологические особенности.
Многосторонняя роль типологических особенностей свойств нервной системы

в общем плане состоит в объяснении того, каким образом физиологические особенности влияют на психологические феномены (деятельность и поведение).


Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Познавательные способности и типологические особенности.Многосторонняя роль типологических особенностей

Слайд 3Связь внимания с типологическими особенностями
Разные свойства внимания

связаны с разными типологическими особенностями. Концентрация внимания лучше у лиц

с сильной нервной системой (Л.Б. Ермолаева-Томина,1959; Н.С. Уткина,1972), а переключение внимания (при установке работать в свободном темпе) – у лиц со слабой нервной системой (В.П. Умнов,1980).
Концентрация внимания зависит также от баланса нервных процессов , а переключение внимания – от подвижности нервных процессов.
Однако, многое зависит от того, в каких условиях протекает деятельность.
Связь внимания с типологическими особенностями   Разные свойства внимания связаны с разными типологическими особенностями. Концентрация внимания

Слайд 4Связь памяти с типологическими особенностями


Произвольная память на числа, геометрические фигуры,

рисунки, слова выше у лиц с инертностью нервных процессов и

низкой лабильностью (Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, 1977). В то же время непроизвольная память лучше у лиц с высокой лабильностью нервной системы.

Связь памяти с типологическими особенностямиПроизвольная память на числа, геометрические фигуры, рисунки, слова выше у лиц с инертностью

Слайд 5Текст запоминают лучше лица со слабой нервной системой (Э.А. Голубева,

Е.П. Гусева, 1972; В.И. Гончаров,1984), а наглядные объекты лучше запоминают

лица с сильной нервной системой.
Двигательная память, т.е. запоминание пространственных и силовых параметров движений, лучше проявляется у лиц с инертностью возбуждения и торможения, с сильной НС, с преобладанием возбуждения или уравновешенностью по «внешнему» и «внутреннему» балансу.

Связь памяти с типологическими особенностями

Текст запоминают лучше лица со слабой нервной системой (Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, 1972; В.И. Гончаров,1984), а наглядные

Слайд 6Связь восприятия с типологическими особенностями
Характеристики восприятия(особенно зрительного), такие как объем,

быстрота, точность, существенно влияют на эффективность деятельности, в частности –

на создание представления (зрительного образа) о том или ином физическом упражнении, двигательном действии. Быстрота формирования представления физического упражнения, как показано В.П.Умновым, зависит от типологических особенностей проявления свойств нервной системы, средней выраженности подвижности возбуждения и торможения, преобладания «внешнего» торможения (у мужчин) и уравновешенности по «внутреннему» балансу (у женщин).
Связь восприятия с типологическими особенностямиХарактеристики восприятия(особенно зрительного), такие как объем, быстрота, точность, существенно влияют на эффективность деятельности,

Слайд 7Волевые качества и свойства нервной системы
Во

многих видах деятельности проявляется такое волевое качество, которое в спорте

называют терпеливостью. Она проявляется в способности человека работать, не снижая интенсивности (за счет воли), если по ходу работы у него возникают трудности (недостаток кислорода, утомление).

Волевые качества и свойства нервной системы    Во многих видах деятельности проявляется такое волевое качество,

Слайд 8Именно за счет терпеливости проявляется первая фаза утомления, называемая в

теории физического воспитания компенсированным утомлением. И более терпеливыми оказываются субъекты,

имеющие сильную нервную систему, инертность возбуждения, преобладание торможения по «внешнему» балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу (М.Н. Ильина,1972). Этот же типологический комплекс влияет и на проявление упорства (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко,1999).
Сопоставление типологических комплексов, влияющих на разные волевые качества, показывают, что между ними нет тождества. Отсюда следует вывод, что природная основа разных волевых проявлений различна, поэтому субъект не может проявлять одинаковую силу воли в различных ситуациях.

Волевые качества и свойства нервной системы

Именно за счет терпеливости проявляется первая фаза утомления, называемая в теории физического воспитания компенсированным утомлением. И более

Слайд 9Устойчивость к неблагоприятным состояниям и типологические особенности
Во

многих случаях эффективность деятельности зависит от того, какие психофизиологические состояния

возникают у человека. Некоторые из этих состояний с точки зрения переживаний неприятны человеку, снижают эффективность его деятельности (психическое напряжение и утомление, монотония и психическое пресыщение).

Устойчивость к неблагоприятным состояниям и типологические особенности   Во многих случаях эффективность деятельности зависит от того,

Слайд 10Устойчивость к неблагоприятным состояниям и типологические особенности
У разных людей

время появления этих состояний и глубина их развития различны, что

свидетельствует о разной устойчивости к этим состояниям. Обусловлено это тем, что во многом устойчивость к тому или иному состоянию связана с разными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
Устойчивость к неблагоприятным состояниям и типологические особенности У разных людей время появления этих состояний и глубина их

Слайд 11Психоэмоциональное напряжение и типологические особенности
При небольшой и

средней степени психоэмоционального напряжения эффективность деятельности возрастает у всех людей,

независимо от их типологических особенностей. Однако при большом напряжении раньше ухудшается эффективность деятельности у лиц со слабой НС. Субъекты с сильной НС оказываются более устойчивыми к психоэмоциональному напряжению.

Психоэмоциональное напряжение и типологические особенности   При небольшой и средней степени психоэмоционального напряжения эффективность деятельности возрастает

Слайд 12Психоэмоциональное напряжение и типологические особенности
Особой формой психоэмоционального напряжения

является страх. Он может появляться у людей перед деятельностью, неудачное

выполнение которой грозит травмой, наказанием, потерей престижа. При этом, как показано Н.Д. Скрябиным(1972),если субъекты попадают в такую ситуацию впервые, то и у смелых и у боязливых эмоциональная реакция одинаковая. Однако при повторе подобной ситуации уровень смелости начинает играть большую роль: смелые быстро адаптируются к ситуации, а боязливые даже увеличивают свою эмоциональную реакцию и лишь потом постепенно адаптируются к ней.
Можно сделать следующий вывод, что лица со слабой НС, подвижностью торможения, преобладанием торможения по «внешнему» балансу менее устойчивы к возникновению состояния страха.
Психоэмоциональное напряжение и типологические особенности  Особой формой психоэмоционального напряжения является страх. Он может появляться у людей

Слайд 13Состояние утомления и типологические особенности свойств нервной системы
Истинным критерием наступившего

утомления выступают физиологические изменения в организме и появляющееся в связи

с этим чувство усталости. У лиц с сильной нервной системой утомление наступает раньше, чем у лиц со слабой нервной системой. Объяснить это можно тем, что последние расходуют энергию более экономно (Р.Д. Кадыров, 1987).

Состояние утомления и типологические особенности свойств нервной системыИстинным критерием наступившего утомления выступают физиологические изменения в организме и

Слайд 14Состояние утомления и типологические особенности свойств нервной системы
При длительной работе

состояние утомления возникает раньше, чем снижение работоспособности. Первой фазой этого

состояния является компенсированное утомление (за счет повышения волевого усилия и мобилизации резервов организма работоспособность поддерживается на прежнем, заданном уровне. Когда резервы исчерпываются, наступает вторая фаза некомпенсированного утомления.
Состояние утомления и типологические особенности свойств нервной системыПри длительной работе состояние утомления возникает раньше, чем снижение работоспособности.

Слайд 15Состояние фрустрации
После серии неудач у человека может возникнуть состояние фрустрации.

У лиц с сильной НС это состояние развивается, как правило

лишь после длительного периода неудач и чаще выражается в стенических реакциях, т.е. в желании доказать, что преследующие его неудачи случайны. У лиц со слабой нервной системой состояние фрустрации возникает и при небольших и не очень частых неудачах и проявляется в форме астении и желании бросить даже любимое занятие. Поэтому они нуждаются в подбадривании, в обстоятельном обсуждении причин неудачи и способов устранения этих причин, в постановке конкретных и достижимых на данном этапе целей.
Состояние фрустрацииПосле серии неудач у человека может возникнуть состояние фрустрации. У лиц с сильной НС это состояние

Слайд 16Регуляция состояний субъектов с разными типологическими особенностями
Регулирующие

воздействия психологов, врачей, педагогов на людей могут быть многообразными. Различны

и реакции на эти воздействия. Одни люди более внушаемы, поэтому легче подвергаются регулирующим воздействиям других людей (внушаемость выше у лиц со слабой НС, Ю.Е. Рыжкин, 1977), другие менее внушаемы. Лица с сильной нервной системой больше ориентируются на собственное мнение.

Регуляция состояний субъектов с разными типологическими особенностями   Регулирующие воздействия психологов, врачей, педагогов на людей могут

Слайд 17Регуляция состояний субъектов с разными типологическими особенностями
По данным Б.В.

Суслова (1972), похвала положительно влияет на лиц со слабой НС

и не оказывает влияния на лиц с сильной НС. Порицание отрицательно влияет как на тех, так и на других, но в большей степени на «слабых».
Лиц со слабой НС рекомендуется чаще подбадривать, поощрять, а на их неудачи не реагировать критикой, упреками и т.п. . У лиц с сильной НС критика не вызовет упаднического настроения. Однако и в этом случае не надо перебарщивать, чтобы не поколебать их уверенность в своих силах.
Регуляция состояний субъектов с разными типологическими особенностями По данным Б.В. Суслова (1972), похвала положительно влияет на лиц

Слайд 18Связь свойств темперамента и личности со свойствами нервной системы
В

настоящее время в большинстве исследований изучаются не типы темперамента, а

его свойства, состав и методы изучения которых у разных авторов очень расходятся. Это значительно затрудняет решение вопроса о том, какие типологические особенности с какими свойствами темперамента связаны.
Больше всего публикаций посвящено экстраверсии-интроверсии, но большая часть этих статей носит теоретический характер.

Связь свойств темперамента и личности со свойствами нервной системы В настоящее время в большинстве исследований изучаются не

Слайд 19Связь свойств темперамента и личности со свойствами нервной системы
Прежде

всего, нужно отметить публикацию Г. Айзенка (1957), связывающего интровертированный тип

поведения с преобладанием возбуждения над торможением, а экстравертированный тип поведения – с преобладание м торможения , которое медленно исчезает (инертно). Л. Мартон и Я. Урбан (1966) высказали предположение, что интроверты имеют сильную НС и преобладание возбуждения над торможением, а экстарверты – слабую НС и преобладание торможения. С этим не согласился Д. А. Грэй (1968), который, наоборот, интровертированность связывает со слабой НС. Его предположение основывается на теоретических положениях, высказанных К.Г. Юнгом и И.П. Павловым, а также на некоторых экспериментально полученных фактах.
Связь свойств темперамента и личности со свойствами нервной системы Прежде всего, нужно отметить публикацию Г. Айзенка (1957),

Слайд 20Связь умственной работоспособности со свойствами нервной системы учащихся
Существует два смысла

термина «работоспособность». Работоспособность в широком смысле слова означает тот максимум

работы, который в состоянии выполнить человек (Г.Леман). Известно, что этот максимум зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов. К субъективным относятся знания, умения, способности, мотивы, волевые усилия, функциональная выносливость нервной системы и организма в целом. К объективным – методические организационные, гигиенические и другие условия, которые не зависят от учащегося.

Связь умственной работоспособности со свойствами нервной системы учащихсяСуществует два смысла термина «работоспособность». Работоспособность в широком смысле слова

Слайд 21В более узком смысле под работоспособностью понимается уровень количественного и

качественного выполнения работы при максимальном умственном напряжении.
В еще более узком

смысле под работоспособностью можно понимать способность нервной системы выдерживать длительные максимальные нагрузки.

Связь умственной работоспособности со свойствами нервной системы учащихся

В более узком смысле под работоспособностью понимается уровень количественного и качественного выполнения работы при максимальном умственном напряжении.В

Слайд 22Разные авторы ( Т.Н. Ушакова, Ф.Д. Горбов, Т.И. Тепеницына, Н.Е.

Малков) подмечали близкие явления в различных психических процессах : сенсорно-моторных

реакциях, восприятии, мышлении. Эти исследования говорят об одном – непрерывная целенаправленная деятельность «прерывается» кратковременными паузами и ошибками. Задержки и ошибки, очевидно, определяются не психологическими, а физиологическими факторами. Иначе нельзя было наблюдать столь закономерную картину в характере протекания умственной деятельности человека.
Разные авторы ( Т.Н. Ушакова, Ф.Д. Горбов, Т.И. Тепеницына, Н.Е. Малков) подмечали близкие явления в различных психических

Слайд 23Наряду с этой общей характеристикой, в протекании умственной деятельности имеются

большие индивидуальные различия. Одни учащиеся способны работать без микропауз для

отдыха в несколько раз дольше, чем другие.
Экспериментальные данные привели к выводу о том, что продуктивность умственной деятельности на макроинтервалах времени определяется выносливостью нервных клеток на коротких интервалах времени.
Наряду с этой общей характеристикой, в протекании умственной деятельности имеются большие индивидуальные различия. Одни учащиеся способны работать

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика