Слайд 1Особенности методов беседы и наблюдения в логопсихологии.
Способы их применения при
диагностике психоречевых нарушений.
Выполнила:
Бобылёва Наталья
студентка 2 курса
группы С(Д)О-Л-18
Слайд 2метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним,
в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
диалог исследователя с испытуемыми
по заранее разработанной программе.
Беседа
получение логопедом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами)
Слайд 3По результатам беседы логопед намечает пути дальнейшего обследования ребенка.
Цель беседы
Обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и
возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.
Слайд 4Классификация видов бесед
СВОБОДНАЯ
программа и стратегия заранее не определяются или же
только в основных чертах, тактика совершенно свободная
СТАНДАРТИЗОВАННАЯ стойкие программа, стратегия
и тактика
ЧАСТИЧНО СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная
Слайд 5В ходе беседы вопросы могут быть адресованы
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА
адресована одному ученику
ФРОНТАЛЬНАЯ
БЕСЕДА
адресована учащимся всего класса
Слайд 63.Синтезирующие, итоговые, или закрепляющие – служат для обобщения и систематизации уже
имеющихся у школьников знаний.
Классификация бесед по назначению
4. Контрольно-коррекционная (проверочная)-применяется в
диагностических целях, и тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания.
2.Беседа-сообщение (объяснительная) :
катехизическая (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов);
сократическая (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения);
эвристическая (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы).
1.Вводная(подготовительная)–проводится перед началом работы.
Цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.
В ходе предварительной беседы- выявление знаний, создание установки на усвоение новой темы. Например, при дифференциации звуков ц – выделяется звук с, затем ц, уточняется их артикуляция на основе имеющегося опыта. Затем звуки сравниваются, обобщаются имеющиеся знания. Итоговая беседа – закрепление и дифференциация речевых умений и навыков.
Слайд 7Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:
опираться на
достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в
зоне ближайшего развития ребенка;
соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.
Слайд 8Следует определить:
тему беседы, ее цель,
составить план-конспект,
подобрать наглядные пособия,
сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу
беседы, продумать методику ее организации и проведения,
очень важно правильно формулировать и задавать вопросы,
не следует задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.
Подготовка и проведение беседы
Слайд 9План обследования
1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о
его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и
т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.
2. Обследование артикуляционного аппарата:
а) строения;
б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).
3. Обследование произношения звуков:
а) по подражанию
изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова), фразах, коротких потешках;
б) в самостоятельной речи
в словах по предметным картинкам, во фразах по сюжетным картинкам в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка).
Слайд 104. Обследование звукослоговой структуры в словах типа:
сковорода, клубника, февраль, космонавт,
зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист,
экскаваторщик, жаворонок, карнавал, ...
5. Обследование фонематического слуха
а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда и ряда слов, подбор картинок на заданный звук;
б) различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).
Слайд 11Достоинства метода беседы:
- активизирует учащихся;
- развивает их память и речь;
-
делает открытыми знания учащихся;
- имеет большую воспитательную силу;
- является хорошим
диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
- требует много времени;
- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
- необходим запас знаний.
Слайд 12целенаправленное восприятие психической жизни человека, осуществляется без активного взаимодействия с
ней и имеет целью выявить инвариативные признаки.
Наблюдение
это непосредственное, в
идеале – целеустремленное и систематическое восприятие явлений и процессов в их цельности и динамике.
целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Слайд 13Процесс наблюдения в психологии состоит из важнейших составляющих:
исследователь –
личность, применяющая метод наблюдения для своих исследований
наблюдатель – человек, ведущий
наблюдения и фиксирующий все полученные данные
объект наблюдений – это явления, предметы или люди, подвергаемые наблюдению
Слайд 14- целенаправленность;
- опосредованность теоретическими представлениями;
- планомерность.
Основные характеристики психологического метода наблюдения
Слайд 15Классификация видов наблюдения
Обычное – процесс, в котором все данные фиксируются
со стороны, с позиции исследователя.
Соучаствующее – процесс, в котором
исследователь погружается в конкретную ситуацию и познает ее «изнутри».
Внешнее наблюдение
В связи с поставленными задачами наблюдение может проводиться:
Непрерывно. В ситуациях, где важны мельчайшие детали и важен весь процесс для исследования.
Выборочно. Ситуации, где необходимо изучать детали или какой-то определенный объект исследований.
Слайд 16Относительно длительности по времени исследования выделяют:
Единовременное – единичное, единоразовое наблюдение;
Периодическое – происходит несколько раз, подчиняется заданным временным отрезкам;
Протяженное
– длительный процесс наблюдения.
Непосредственное (естественное) – когда сам исследователь проводит наблюдение по заранее составленному плану. При этом наблюдатель может участвовать в явной форме (открыто) либо в скрытой форме (инкогнито).
Косвенное – когда наблюдение проводят другие лица. Благодаря разносторонним данным появляется возможность увидеть всю ситуацию «в объеме», со стороны.
Многообразие видов наблюдений в психологии:
Слайд 17Спонтанное –осуществляется без намеченных планов и подготовок. Исследователь уделяет внимание
не деталям, а самому процессу в целом;
Систематическое – перед
проведением наблюдения проводится детальная подготовка к процессу и изучение всевозможных вариантов развития событий.
Косвенные наблюдения могут быть 2 видов:
Констатирующие – здесь четко фиксируются детали и собираются всевозможные данные;
Оценивающие – здесь происходит сравнение фактов по уровню выраженности в заданном диапазоне;
Фиксирующие – здесь результат наблюдения получают во время исследования или по истечении конкретного времени.
По способу фиксации данных наблюдения :
Слайд 18Свободное – связано с установленной целью, при этом, отсутствуют четкие
границы выбора объектов исследования. Здесь возможно видоизменение самого предмета исследования
или первоначальных правил при необходимости;
Стандартизированное – все процессы четко регистрируются по заданному алгоритму и по разработанной программе. Такой процесс применяется для определения уже известных характеристик действительности.
Классификация наблюдений по степени
Слайд 19Главными особенностями метода наблюдения являются:
непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
пристрастность
(эмоциональная окрашенность) наблюдения;
сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.
Слайд 20Требования к процедуре получения и трактовки информации в наблюдении
Наблюдению доступны
только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно
не интеллект, а то, как человек решает задачи; не общительность, а характер взаимодействия с другими людьми и т. д.
Необходимо, чтобы наблюдаемое явление, поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т. е. регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными.
Выделение наиболее важных моментов поведения (критические случаи).
Слайд 21Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний нескольких наблюдателей.
Ролевые отношения
между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Например, поведение ученика
будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников.
Оценки не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т. п.).
Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во многих ролях и критических ситуациях.
Слайд 221. Этап подготовки: составление исходных представлений об "объекте" наблюдения, ситуации, испытуемых и
выбор методики наблюдения как способа отчета наблюдателя.
2. Этап разработки схемы наблюдения, или
конкретного плана, включает выбор "техник" наблюдения и последовательность их применения. Для уточнения плана часто проводится предварительный сеанс наблюдения, или «генеральная репетиция». (Необходим, так как на практике могут возникнуть множество мелочей, которые заранее невозможно учесть. Может оказаться недостаточной скорость регистрации, неудобной выбранная позиция, проявление компонентов поведения, не учтенные заранее и т.д.).
Этапы наблюдения
Слайд 233. Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала. Его результатом является протокол,
т.е. документ, фиксирующий наблюдавшиеся события.
4. Этап обработки и интерпретации результатов.
Во-1, при
обработке данных используется принятая система их раскодировки.
Во-2, при обсуждении результатов данных наблюдения встает проблема их интерпретации с точки зрения привносимого с той или иной теоретической позиции смысла, соотношения эмпирии и теории в общей схеме проверки разноуровневых психологических гипотез (теоретической и эмпирически нагруженной).
В-3, оценка данных сопоставляется с оценкой надежности и валидности исследования.
Слайд 24Наблюдения фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей (заметок).
Протокол –
форма записи при периодических наблюдениях и чаше всего ведется непосредственно
в ходе наблюдения.
Дневник – форма записи, используемая при лонгитюдном (длительном) наблюдении. Записи делают обычно один раз в день или в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме все, что привлекло его внимание.
Протокол наблюдения
Слайд 25Выборочный
Фиксирует события в хронологическом порядке, но не все, а
лишь интересующие исследователя. Такой протокол обычно используется на более поздних
этапах исследования, когда исследователь достаточно знаком с "объектом".
Протокол
Сплошной
Наблюдатель полностью отражает все наблюдаемые события в том порядке, в котором они происходили. Указывают время, которое занимало то или иное событие. Применяется на предварительных этапах исследования и дает общее представление о наблюдаемой реальности. Затем исследователь переходит к менее трудоемким способам фиксации.
Слайд 26Метод наблюдения используется в диагностике лиц с речевыми нарушениями во
время первичного консультирования и в момент обследования для получения психологом
дополнительной информации о поведении клиента в деятельности о его:
адекватности,
адаптивности,
критичности,
поисковой активности.
Получается важная психологическая информация во время логопедических занятий и в период, когда ребенок предоставлен самому себе. Поведение отличается от условий диагностического обследования своей непринужденностью, естественностью.
Слайд 27Наблюдение за ребенком вне логопедических занятий чрезвычайно важно для определения
того, насколько он использует в реальной жизни привитые ему навыки
правильной речи и адаптивного поведения.
Наблюдение может выявить несоответствие между тем, что говорит ребенок и его реальным поведением.
Например, один ребенок может при ответе на вопросы (в процессе интервью, анкетирования или письменного опроса) преувеличивать свои переживания по поводу имеющегося у него речевого дефекта, при общении с окружающими проявляет выраженную речевую активность, не проявляет ни малейших признаков робости и смущения.
Другой ребенок (что характерно для дошкольников) полностью отрицает волнение во время речи, но в то же время при выступлении перед группой смущается, краснеет, его ладони потеют.
Слайд 28Наблюдение за словесными проявлениями заключаются в оценке:
интенсивности голоса (слишком громкий
или необычно тихий),
его выразительности или монотонности;
особенностей тембровой окраски;
темпа речи (ускоренный, неустойчивый, заторможен) и его изменения во время выполнения задания;
уровня речевой активности (от чрезмерной говорливости к односложных высказываний, когда нужно "вытаскивать" каждый ответ).
Обязательно наблюдаются:
недостатки звукового аспекта речи,
инфантильные слова и обороты, жаргонные выражения и т.п.
наличие аграмматизмов, эхолалий,
"перескакивание" с одной темы разговора на другую,
склонность к монологу (говорит про себя, не отвечая за вопрос) и т.д. – все это свидетельствует, кроме нарушений речи, о симптомах других сложных нарушений психического развития .
Слайд 29
Дневник логопеда
(ФИО ребёнка) ___________________________________посещает логопедическую группу с _________________с диагнозом_____________________
За время
пребывания в группе произошли следующие изменения:
1. В результате работы
над развитием артикуляторных умений и навыков отмечается положительная динамика (нужное подчеркнуть):
Объём движений – полный, неполный; точность выполнения движений –точные, недостаточно точные; переключаемость с одного движения на другое – хорошая, плохая; другие особенности – тремор, саливация, синкинезии. ________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Звукопроизношение:
Ведётся работа по формированию умения правильного произношения:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 304. Фонематическое восприятие (сформировано, затруднено)
Анализ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Синтез: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Представления: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Словарный
запас:
Пассивный: ______________________________________________________________________________
Активный: ______________________________________________________________________________
6. Грамматический строй речи:
В работе над формированием навыков
словоизменения и словообразования трудности вызывает (ненужное вычеркнуть): согласование сущ+прил.; согласование сущ.+числит.; образование сущ-х мн. числа; правильное образование предложно-падежных форм; образование притяжательных и относительных прилагательных; образование сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом
______________________________________________________________________________
Слайд 317. Психомоторное развитие имеет следующие особенности (нужное подчеркнуть):
Память: медленное запоминание,
быстрое забывание, малый объём, неточное воспроизведение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание: неустойчивое, нарушена концентрация внимания,
переключаемость
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень развития мышления: предметно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая и мелкая моторика: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: Подпись:
Слайд 321. Фамилия, имя ребенка ____________
2. Возраст ______5 л 7 м____________
3. Домашний адрес _________________
4.
Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии
опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.
5. Слух – без патологии.
6. Зрение – без патологии.
7. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.
Память: зрительная – из 6 картинок запоминает 4.
- слуховая – из 6 слов запоминает 4.
- ассоциативная – из 6 картинок - 5.
- словесно-логическая память – прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.
Слайд 33Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро
отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно
усидчива, быстро устает.
Мышление:
Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)
- прямой и обратный счет - + (в пределах10)
- счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)
- классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)
- причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).
8. Общее звучание речи: голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.
9. Состояние артикуляционного аппарата.
- Строение – нормальное (незначительная прогнатия).
- Артикуляционная моторика – движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».
Слайд 3410. Особенности звукопроизношения.
- Свистящие С, С’, З’, Ц – межзубные
-
Шипящие Ш Ж, Ч, Щ – межзубные.
11. Фонематический слух –
в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т – к – х)
- слогового ряда (па – та – ка – ха)
- ряда слов (порт- торт – корт – хор)
Различает на слух сходные звуки в:
- парах звуков (п – б), (с – з), (ш – ж)
- парах слогов (па – ба), (са – за), (ша – жа)
- парах слов (почка – точка), (сок – цок), (шар – жар).
Воспроизводит:
- звуковой ряд (б – п – б); слоговой ряд (ба – ба – па)
- ряда слов (почка – точка – бочка), (сом – ком – дом).
12. Звуковой анализ:
- выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)-+
- выделение последнего глухого согласного (суп, кот, ток)-+
- выделение первого согласного (дом, рот, пот)-+
Слайд 3513. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры – нарушено незначительно (сохраняются
ритмичный контур, ударение, число слогов)
- клубника -+ командировка – «комадировка»
-
сковорода -+ стихотворение – «стиховорение»
- лекарство -+ велосипедист – «велесепедист»
14. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка – кружка, ключ – замок, шапка – шляпа, кофта – свитер;
- многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.
Понимает антонимы и синонимы.
Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.
Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) – владеет.
Слайд 36
15. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным
звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных
существительных – «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных – деревянный (дом), существительные от глаголов – клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением – рука (ручка).
16. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено
17. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.