Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ САМОПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ
Выполнила студентка 4
курса ,группы 451
Феофилактова Анна Николаевна
Слайд 2Объектом исследования являются группы самопомощи и взаимопомощи как технология социальной
работы.
Предмет исследования - сущность и особенности групп самопомощи и
взаимопомощи.
Цель контрольной работы является изучение технологии социальной работы в сфере самопомощи и взаимопомощи.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи :
- раскрыть понятие групп самопомощи и взаимопомощи;
- охарактеризовать деятельность групп самопомощи и взаимопомощи ;
- изучить технологию социальной работы в сфере самопомощи и взаимопомощи.
Слайд 3
Группа взаимопомощи -формальное или неформальное объединение людей, имеющих общие проблемы
и встречающиеся регулярно для оказания друг другу помощи, эмоциональной поддержки,
обмена информации .
Группа самопомощи – добровольное объединение непрофессионалов, имеющих общие потребности и проблемы и встречающихся время от времени с целью оказания поддержки и обмена информацией о действиях и ресурсах, которые могут быть полезными для решения проблем .
Главное отличие групп самопомощи от взаимопомощи, в том, что во вторых, могут быть профессиональные лидеры.
Слайд 4Деятельность групп
Инициаторами создания группы являются либо сами люди, затронутые
проблемой, либо обслуживающие их специалисты (напр., медработники, социальные работники), которые
видят необходимость в дополнительной морально-психологической поддержке своих клиентов или их близких. Многие группы организуются профессионалами, которые затем передают руководство членам группы.
Со временем неформальная группа может превратиться в организацию с собственным юридическим статусом или стать структурной частью существующего общественного объединения. Другие намеренно сохраняют свою неформальность. Некоторые группы создаются на определенный период времени, а затем закрываются, например, когда желаемые перемены достигнуты. Состав группы со временем может частично или полностью поменяться. Некоторые группы действуют на местном уровне – города, района, микрорайона. Другие создают национальные сети и координируют свою деятельность с аналогичными группами в масштабах всей страны .
В центре внимания многих групп стоит психотерапевтический процесс – стремление помочь участникам преодолеть кризисную ситуацию или дать им моральные силы для борьбы .Благодаря своей деятельности группы самопомощи и взаимопомощи приносят пользу не только своим участникам. Их положительный эффект распространяется на более широкие общественные слои и имеет как социальные, так и экономические последствия.
Слайд 5Польза для участников группы:
- преодоление чувства изоляции;
- взаимная поддержка;
- информация
и консультирование, дополняющее государственные и общественные службы;
- возвращение в общество;
-
практическая помощь;
- повышение знаний об опыте (ситуации);
- формирование полезных навыков и уверенности в себе;
- конкретные результаты (трудоустройство; стабилизация материального положения).
Польза для специалистов:
- вклад в планирование и организацию служб;
- обучение;
- информация;
- лучшее понимание ситуации и проблем;
- источник поддержки для пациентов и клиентов;
- обратная связь;
- позитивные перемены в службах на основе изучения существующих потребностей
Слайд 6Подготовительный этап
На подготовительном этапе создается инициативный комитет. Это могут
быть 2-3 активиста и один специалист из реабилитационного центра, заинтересованные
в создании такой группы. Каждый из них берет под свой контроль одно из направлений организационной работы: поиск помещения, организация рекламы, работа с добровольцами и прочее.
Слайд 7Начальный этап
это группообразование. Именно здесь закладываются основы само- и
взаимопомощи людей, имеющих проблемы, намечаются формы и способы координации и
интеграции усилий. Это процесс, в ходе которого определяется, смогут ли отдельные участники стать коллективным субъектом деятельности, возникает ли синергетический эффект.
Задача специалиста - в том, чтобы завоевать доверие, помочь участникам ближе узнать друг друга, подбодрить тех, кто отмалчивается, сдержать слишком активных. Специалист выступает как человек, знающий первичные нормы общения и способы взаимодействия, восполняющий недостающие позиции.
Слайд 8Этап совершения действий
Это период нормальной работы, когда потребность
в специалисте ослабевает. Ему необходимо отойти в «тень», передоверив свои
организаторские и методические функции другим участникам объединения.
После «выхода» из группы задача специалиста - время от времени интересоваться у нее, как идут дела, что удалось сделать за последнее время в группе , кто был рядом, помогал. Тем самым происходит позитивное подкрепление вхождения в объединение, признается факт, что рядом всегда много людей, готовых помочь, а не только нуждающихся в помощи.
Слайд 9 Способствуя созданию и развитию взаимопомощи, специалист осуществляет возложенную
на него миссию, ибо, согласно этическим стандартам, провозглашенным Международной Федерацией
социальных работников, последние «все свои знания и навыки обязаны направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии».