Слайд 1
Особенности некоторых видов анализа данных
Трунков Сергей Владимирович, к.т.н., доцент кафедры
ЭФ-2
Лекция №3
Слайд 2Вопросы лекции:
1. Особенности PEST-анализа данных в экономике
2. Особенности SWOT-анализа данных
в экономике
3. Особенности совместного выполнения ABC- и XYZ –анализа
данных
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
1. Замков О.О. и др. Математические методы в экономике: Учебник.
2-е изд.— М.: МГУ им.М.В. Ломоносова, Изд-во «Сервис», 1999. -
368 с.
4. Просветов Г.И. Математические методы и модели в экономике: Задачи и решения: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008.-344 с.
Слайд 4Вопрос №1
Особенности PEST-анализа данных в экономике
Слайд 5Что такое PEST-анализ?
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это
маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных
(Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Слайд 61. Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в
свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для
её деятельности.
2. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.
3. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа.
4. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Слайд 7Как идет PEST-анализ?
Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие».
Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы
макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения.
Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
Слайд 8Примеры политических факторов
Выборы всех уровней
Изменение законодательства
Вступление государства в различные надгосударственные структуры
Государственное регулирование
в отрасли
Государственное регулирование конкуренции
Слайд 9Примеры экономических факторов
Динамика ВВП
Инфляция
Динамика курса
рубля
Динамика ставки рефинансирования ЦентроБанка
Динамика занятости
Платёжеспособный спрос
Рынок и торговые циклы
Затраты Вашего предприятия
Затраты на энергетику предприятия
Затраты на сырье предприятия
Затраты на коммуникации
Повышение цен поставщиков
Снижение покупательной способности потребителей
Слайд 10Примеры социальных факторов
Изменения в базовых ценностях
Изменения
в стиле и уровне жизни
Отношение к труду и
отдыху
Демографические изменения
Религиозные факторы
Влияние СМИ
Слайд 11Примеры технологических факторов
Тенденции НИОКР
Новые патенты
Новые продукты
Развитие технологий
Слайд 12Пример ПЭСТ-анализа
Центра Маркетинговых Компетенций
(http://www.marketolog.biz)
Слайд 24Вопрос №2
Особенности SWOT-анализа данных в экономике
Слайд 25Что такое SWOT-анализ?
SWOT — метод анализа в стратегическом планировании,
заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths
(сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Слайд 27Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде
на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth
Andrews).
Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.
В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета, Леранед, Кристенсен, Эндрюс и Гут (Leraned, Christensen, Andrews, Guth), предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы.
Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.
Слайд 28Суть SWOT-анализа
Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно
которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе,
носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Слайд 30Вопрос №3
Особенности совместного выполнения ABC- и XYZ –анализа данных
Слайд 31Повторим еще раз…
В АВС - анализе обычно анализируются, например, объекты,
которые продает компания (товары распределяются по группам).
В XYZ - анализе
обычно анализируются, например, объекты по степени однородности их параметров с помощью коэффициента вариации (т.е., есть определяются товары, которые заказываются часто и продают тоже часто, а есть товары, которые реже заказываются и редко продаются).
Слайд 32Если совместить оба этих анализа, то:
1. Самое пристальное внимание мы
уделяем товарам АХ группы.
Это товары, которые приносят больше всего прибыли
и чаще всего «уходят» с наших полок.
Они должны быть у нас всегда и в нужном количестве. Для них обязательно должен быть страховой запас, чтобы не остаться без значительной доли прибыли.
Следовательно, планирование товаров этой группы должно быть доведено до «совершенства» (до автоматизма).
Слайд 33Если совместить оба этих анализа, то:
2. В группу CZ, напротив,
входят товары, которые нужны для «ассортимента» (прибыли от них мало,
продаются они редко, но, по разным причинам, они нам нужны в нашей торговой номенклатуре).
Если эта группа достаточно большая, то, может быть, имеет смысл ее сократить и что-то «вывести» из прайса.
Слайд 34Постановка учебной задачи
В целях укрепления позиции на рынке руководство фирмы
приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для
кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, «омертвленных» в запасах.
Необходимо провести анализ ассортимента по методам АВС и XYZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами.
Слайд 35Примечание к постановке задаче
Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год,
а также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в таблице:
Слайд 37Решение учебной задачи
1. Проведем АВС - анализ запасов по критерию
классификации «Средние запасы за год», в результате:
- группа А включает
товарные позиции 1, 9 и 8 (около 80% всех запасов фирмы);
- группа В включает товарные позиции 4 и 7 (остальные – группа С).
Слайд 39Примечание
С помощью Excel можно построить диаграмму Парето для иллюстрации полученных
результатов
Слайд 41ВЫВОДЫ
1. В первую очередь необходимо контролировать запасы товаров, входящих в
группу А.
2. Чтобы разобраться, оправдано ли такое количество хранимых
запасов, проведем еще один АВС - анализ.
Слайд 42Решение учебной задачи
2. Проведем АВС - анализ запасов по критерию
классификации «Объем реализации за год».
В результате проведенного АВС -
анализа в основную группу А попали товарные позиции 1, 9, 4 и 8.
В группе В оказались позиции 7 и 10, остальные в группе С.
Слайд 44Таким образом:
1. В первом ABC-анализе в группу А попали позиции
1, 8, 9.
2. Во втором ABC-анализе в группу А
попали позиции 1, 8, 9 и 4.
3. Наибольшую выручку приносят товарные позиции 1,8,9. Поэтому службе логистики необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров, причем создавая их запас.
Слайд 45Более точно «настроить» систему управления запасами позволят результаты XYZ-анализа.
Слайд 46Решение учебной задачи
3. Проведем XYZ - анализ запасов по критерию
«Коэффициент вариации».
Примечание. Чем меньше значение коэффициента вариации, тем более
стабильны продажи товаров, причем:
- группа X - менее 10%;
- группа Y - от 10% до 25%;
- группа Z – от 25% и более.
Слайд 48Результаты XYZ - анализа
В группу X вошли товарные позиции 1,
6 и 9.
В группу Y – 2, 7 и
10.
Остальные попали в группу Z – 3, 4, 5 и 8.
Слайд 49Решение учебной задачи
4. Совместим результаты АВС и XYZ-анализа.
При этом
в общем случае формируется девять групп товаров.
В нашем случае
получилась следующая товарная матрица.
Слайд 51Итоговые выводы:
1. Товары группы АХ (1 и 9) отличаются высоким
объемом продаж и стабильностью.
Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но
не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы хорошо прогнозируется.
Слайд 52Итоговые выводы:
2. Товары группы BY (7 и 10) при достаточно
высоких продажах имеют недостаточную их стабильность.
Считается, что товары группы Y
имеют определенный тренд в объемах продаж – спад или рост.
Чтобы обеспечить постоянное их наличие, нужно увеличить страховой запас.
Слайд 53Итоговые выводы:
3. Товары группы AZ (8 и 4) отличаются высокими
продажами и низкой прогнозируемостью спроса.
Поэтому здесь можно рекомендовать перейти на
более частные поставки, работать с более надежными поставщиками, более тщательно организовать контроль за расходом этих товаров.
Слайд 54Итоговые выводы:
4. Для товаров группы СХ (6) можно уменьшить страховой
запас до минимального уровня и использовать систему управления запасами с
постоянной периодичностью между заказами.
Слайд 55Итоговые выводы:
5. По товарам группы CY (2) можно перейти на
систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой
запас, исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.
Слайд 56Итоговые выводы:
6. В группу товаров CZ попали позиции 3 и
5.
По возможности эти товары лучше вывести из ассортимента.
В
любом случае их нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.