Слайд 1Становление и развитие высшего образования
Лекция 5.
Слайд 2Сегодня большинство государств соревнуется в расширении доступа в университеты и
колледжи и увеличении их роли в обществе. Высшее образование приобретает
все большее значение в деле формирования культуры честолюбия и – последовательно – в наращивании человеческого капитала, стимулировании социально-экономической мобильности и повышении национальной экономической конкурентоспособности.
Дж. Дуглас, 2011
Слайд 3Университет как феномен
“Университет не есть место профессионального воспитания. Университеты предназначаются
не для того, чтобы поучать знанию, нужному людям для какого-нибудь
специального способа приобрести средства к существованию. Цель их состоит не в том, чтобы приготовить только искусных юристов, медиков, инженеров, а чтобы приготовить способных и образованных людей. Университет должен быть местом свободного мышления.”
Дж. Милль “Об университетском воспитании”:
Слайд 4Истоки - первые университеты
1088 г. – университет в Болонье
1215 г.
– университет в Париже
XIV- XV в.в. – становление в Европе
31 (34) университета
XVI в. – число европейских университетов достигло 64.
XVIII-XIX в.в. – классический немецкий университет
Слайд 5Особенность университетов
1. Единое братство без национальных и государственных различий
2. Единые
программы, дипломы
3. Единый язык – латынь
4. Единая вера - католицизм
Слайд 7Вперед
Кембриджский университет (англ. University of Cambridge, лат. Universitas Cantabrigiensis) —
по времени основания второй университет в Великобритании после Оксфордского и
четвертый в мире; один из «старинных университетов» Великобритании и Ирландии, один из наиболее известных университетов мира, член элитной Группы Рассел
Слайд 8Университет вырос из собрания ученых людей города Кембриджа, которое было
образовано, судя по летописям, в 1209 году учеными, покинувшими город
Оксфорд из-за того, что оксфордский студент убил жительницу города. В 1214 году были составлены формальные университетские правила. По ним назначался ректор и программа с экзаменами в конце. В средневековье все знания об окружающем мире получали в монастырях. Главным отличием от монастырей в них стало обучение наукам, философии, логике, математике. Университеты Кембриджа и Оксфорда часто вместе называют «Оксбридж». Вдобавок к прочному месту в истории британского общества, у этих университетов имеется долгая история соперничества друг с другом.
Вперед
Назад
Слайд 9Полюса мирового научного лидерства
США – прикладные промышленные разработки и
подготовка кадров
Япония – распространение новой техники и технологии
Западная Европа –
фундаментальная наука
Слайд 10Публикации в рейтинговых журналах (с 1996 по 2007 гг.)
Слайд 11Проблемы развития науки в России
Очень большая доля публикаций на
русском языке
Не все наши ученые и специалисты признают критерии
количества публикаций и индекса цитирования
Доля мировых публикаций и индекс цитирования российских научных публикаций снижается
Средний рост числа научных публикаций в России снижается
Недооценивается значимость научной информации, представленной в электронном виде
Гигантский рынок «серой» научной литературы в России (1500 научных журналов, более 800 издательств)
Слайд 12Факторы развития высшего образования
Историческое развитие высшего образования в стране
Культурные особенности
нации
Социально-экономические запросы общества
Потребности в рабочей силе в государстве
Все это порождает
различные национальные подходы и решения в развитии высшего образования в различных странах
Слайд 13Развитие высшего образования
Элитное
Формирование часто однородной и не отличавшейся дифференциацией
массовой системы высшего образования
Более дифференцированная, ориентированная на потребителя и построенная
на рыночных принципах система
Уточнение госучреждениями их практических задач на соответствующих рынках и стремление к лучшим результатам в этой области
Слайд 1420 век
«Европа все более уступает США в части борьбы за
студентов, преподавателей, исследователей и капиталы, инвестируемые в систему высшего образования,
и что уже одно это обстоятельство делает необходимым более четко прописанные и сопоставимые квалификации»
Слайд 15«Легче изменить мир, чем университет»
Натан Глазер
Слайд 17Истоки современного этапа Болонского процесса
1957 год – основание Европейского
экономического сообщества (ставшего позднее Европейским союзом) – выработка общей политики
ЕС в области образования
70-80-е годы – 90-е годы – основные структурные преобразования систем высшего образования в Европе
Слайд 18Включение в Болонский процесс
18 сентября 1988 года – Хартия Университетов
Принципы
высшей школы:
Автономность университетов;
Независимость университетов от власти;
Тесная связь преподавания и научных
исследований;
Соответствие потребностям экономики и общества;
Свобода научных исследований, преподавания и обучения;
Выполнение своей миссии при обоюдном соблюдении свободы со стороны власти и университетов;
Отторжение нетерпимости и поддержание диалога;
Охрана ценностей европейского гуманизма;
Достижение универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур.
Слайд 19
Сорбонская декларация
25 мая 1998 года Париж, Франция
Подчеркнула центральную роль
университетов в развитии европейских культурных ценностей, обосновала создание европейской зоны
высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства для общего развития Континента.
Подписали министры образования европейских государств: Великобритании, Германии, Италии, Франции
Слайд 20Декларация – это официальное и торжественное программное заявление (Словарь русского
языка С.И. Ожегова)
Декларация – официальное заявление, содержащее основные принципы внешней
и внутренней политики государства, программные положения политических партий (Словарь современных понятий и терминов)
Декларация – заявление одного или нескольких государств по какому-либо вопросу международной политики (Современный словарь иностранных слов)
Слайд 21Болонская декларация
18-19 июня 1999 года Болонья, Италия
Увеличение международной конкурентоспособности европейской
системы высшего образования
Европейская система высшего образования должна приобрести всемирный
уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям
Подписали министры высшего образования 29 европейских государств
Слайд 22Болонская декларация
Разработать и принять систему легко понимаемых и сопоставимых степеней;
Принять
двухступенчатую (двухуровневую) систему подготовки;
Внедрить систему кредитов по типу ECTS;
Содействовать
мобильности студентов, преподавателей, исследователей…
Содействовать европейскому сотрудничеству в обеспечение качества образования.
Слайд 23Болонский процесс, явился адекватной реакцией европейских стран на вызовы 21
века, создавшие новую ситуацию в сфере высшего образования, благодаря развитию
предпосылок:
Изменение функций государства
в области образования
Изменение возрастной
структуры студентов
Интернационализация
образования
Рост конкуренции
на мировом рынке
образовательных услуг
Развитие идеологии
глобализации
Рост потока студентов в
зарубежных вузах, обмены,
международная аккредитация
Рост негосударственных вузов,
дистанционное образование
Создание международной системы
лицензирования, аккредитации
Передача вузам больше прав и
полномочий при сокращении
финансирования
Укрепление концепции
пожизненного образования
1
2
3
4
5
Слайд 24Развитие идей Болонской декларации
2001 г., Испания – совместный документ конференции
европейских высших учебных заведений
2001 г., Чехия – Пражское коммюнике
2003 г.,
Австрия – Грацкая декларация
2003 г., Германия – коммюнике конференции министров в Берлине
Слайд 25Под Болонской декларацией уже поставили свои подписи руководители образовательных систем
45 стран
Слайд 26Под чем мы подписались?
Принятие системы легко принимаемых и сопоставимых
степеней
Переход на двухуровневую систему высшего образования
Введение системы зачетных баллов (кредитов)
на всех уровнях
Общепринятое приложение к диплому
Содействие мобильности
Обеспечение необходимого качества образования
Введение аспирантуры
Придание «европейского измерения» высшему образованию
Реализация социальной направленности
Развитие системы дополнительного образования
Слайд 27
В основание Болонского процесса положена формула:
3+2+3
3 года бакалавриата +
2 года магистратуры + 3 года докторантуры
Слайд 28Содействие мобильности
Европейская система перевода кредитов (ECTS)
Разработана в 1997 году для
измерения и сравнения результатов обучения при переходе студента из одного
вуза в другой, с одной образовательной программы на другую.
В рамках Болонского процесса ECTS является рекомендуемой системой для упрощения перехода из одного учебного заведения в другой, т.е. для повышения мобильности, свободы выбора образовательной траектории европейскими гражданами
Слайд 29Учреждение системы кредитов
Кредит в системе ECTS
Отражает объем необходимой работы над
каждым видом учебной деятельности.
1 зачетная единица (1 кредит) = 36
часов трудоемкости
30 кредитов = семестр = 20 неделям
60 кредитов = 1 учебный год
Показывает, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) каждая дисциплина или каждый вид учебной деятельности составляет в общей системе кредитов
Слайд 30Особенности организации учебного процесса с использованием кредитов
1. Личное участие студента
в формировании своего индивидуального учебного плана
2. Вовлечение в учебный процесс
академических консультантов, содействующих студентам в формировании индивидуального учебного плана
3. Полная методическая обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми материалами в печатной и электронной формах
4. Использование бально-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин
Слайд 31Признание степеней
Многообразие присваиваемых степеней в Европе:
Великобритания: Bachelor, Master, PhD.
Италия: Licentiate,
Doctor.
Норвегия: Maqister, Candidates, Doctor.
Португалия: Bachelor, Licentiate, Doctor.
Финляндия: Candidates,
Licentiate, Doctor.
Франция: Licentiate, Master, Maqister, Doctor.
Слайд 32Идеология Болонского процесса предполагает, что каждая страна ищет свои собственные
пути развития высшего образования, проводя исследования и организуя экспериментальную деятельность,
в результате которой осуществляется проектирование необходимых изменений.
Слайд 33Обучение в течение всей жизни
понимание университетского образования как ступени в
системе непрерывного образования человека, которое может и должно быть более
дробным, этапы обучения в университете становятся более краткосрочными;
диверсификация контингента обучающихся, в первую очередь, за счет появления обучающихся, использующих «второй шанс», тех, кто меняет сферу деятельности или нуждается в повышении квалификации;
диверсификация форм обучения, включая различные модели заочного и дистанционного обучения.
Слайд 34Тенденции высшего образования
Образование становится массовым
Коммерциализация
Элитизация
Регионализация
Децентрализация системы высшего образования
Слайд 35Российские университеты
Национальные исследовательские университеты
Федеральные университеты
Инновационные университеты
Поищите информацию самостоятельно
Слайд 36Жизнь – это не преодоление трудностей, а поиск возможностей…
Спасибо
за
внимание!