Слайд 1Особенности организации логопедического пункта на базе ДОУ.
Николаева Л.М.
Слайд 2До настоящего времени не существует утвержденного Министерством Образования пакета документов
регламентирующего работу дошкольного логопункта. Поэтому работа логопунктов и их документация
строится в соответствии с положением «О логопедическом пункте при ДОУ», разработанном в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, уставом Учреждения. Положение принимается педагогическим советом и утверждается заведующей ДОУ.
Слайд 3Положение имеет следующие разделы:
Общие положения.
Основные задачи работы логопедического пункта.
Организация работы логопедического
пункта.
Руководство работой логопункта.
Материально-техническое обеспечение
Слайд 4Документация, обеспечивающая эффективность работы дошкольного логопедического пункта.
Должностные обязанности.
В этом документе
указаны общие требования, предъявляемые к специалисту дошкольного логопункта, обязанности учителя-логопеда
и его права. Должностная инструкция утверждается заведующей ДОУ.
Инструкция по технике безопасности.
Содержит требования, которые необходимо выполнять учителю-логопеду при подготовке к занятию и во время его проведения для обеспечения сохранности жизни и здоровья детей.
Инструкция по охране труда.
В инструкции по охране труда обозначены основные требования по обеспечению безопасности детей и самого специалиста при проведении занятий в логопедическом кабинете.
Рабочая программа.
Годовой план работы учителя-логопеда.
Слайд 5Годовой план пишется по следующему алгоритму:
Организационно-методический блок.
Диагностический блок.
Коррекционно-педагогический блок, включающий
учебно-воспитательную работу.
Консультационный блок.
Участие в работе ППМС службы сопровождения.
Работа по повышению
квалификации.
В каждом разделе указывается содержание и сроки работы
Слайд 6Перспективные планы проведения индивидуальных и групповых занятий.
В планировании раскрыта работа
на каждом этапе, а именно указана тема занятия, количество часов
по данной теме и направления коррекционной работы.
На индивидуальные занятия берутся дети с фонетическим дефектом не менее 3 раз в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта (мономорфная, полиморфная дислалия, дизартрия). С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, логопед планирует свои занятия из расчёта: 2 подгрупповых и 3 индивидуальных занятия в неделю.
Работа по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи включается в планирование на этапе автоматизации звуков.
Слайд 7График работы учителя-логопеда.
Этот документ также несёт организационную функцию, т.е. помогает
планировать работу на разных этапах коррекционного процесса.
Для достижения результативности проведения
коррекционных мероприятий, как с детьми-логопатами, так и с их родителями в графике работы логопеда предусмотрены 3 рабочие смены в первую половину дня и 2 смены во вторую половину дня.
Паспорт кабинета.
Паспорт кабинета включает перечень материалов и оборудования, необходимых для организации коррекционного процесса.
Слайд 8Отчёт о результатах работы логопеда, проделанной за учебный год.
В этом
документе должна отражаться следующая информация:
перечень организационных мероприятий, проводимых в логопункте
в течение учебного года;
проведённая работа с воспитателями и родителями детей, зачисленных в логопункт;
описание оснащения логопедического кабинета, отчёт об изготовленных и приобретенных пособиях и оборудовании;
описание методической работы логопеда, творческой работы по повышению уровня профессионализма;
участие в работе методического объединения.
Слайд 9Журнал обследования устной речи детей.
В начале учебного года учитель-логопед проводит
обследование речи детей дошкольного учреждения и фиксирует результаты в журнале
обследования устной речи, где записывает: фамилию, имя ребёнка, дату рождения, возрастную группу, а также указывает логопедическое заключение с перечислением нарушенных звуков. В графе «Примечание» логопед делает отметку о зачислении/отчислении, переводе ребёнка в другое учреждение.
Слайд 10Приказ «О зачислении воспитанников в логопункт».
На основании результатов логопедического обследования
руководитель учреждения издаёт приказ о зачислении воспитанников ДОУ в логопункт.
В
первую очередь зачисляются дети, обследованные городской ПМПК с тяжёлыми нарушениями речи и не зачисленные в логопедические группы города. Далее при наличии мест зачисляются дети старших и подготовительных групп, имеющие речевые нарушения. В условиях логопункта с этими детьми согласно Положению о логопедическом пункте ведётся работа по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Работу по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи логопед осуществляет на этапе автоматизации поставленных звуков.
Слайд 11Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей в логопункте.
Зачисление ребёнка
в логопункт проводится с согласия родителей (законных представителей). В соглашении
отражаются обязанности и ответственность заинтересованных сторон.
Расписание занятий.
На основании Приказа о зачислении учитель-логопед формирует группы детей и составляет расписание занятий.
Расписание занятий помогает рационально спланировать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, а также организовать рабочее время учителя-логопеда.
Список детей, зачисленных в логопункт.
В список заносится следующая информация: фамилии и имена детей, возрастные группы, логопедические заключения.
Слайд 12Речевые карты.
На каждого ребёнка, зачисленного в логопункт, на основании протокола
обследования учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой фиксирует особенности фонетико-фонематической
стороны речи ребёнка, состояние лексико-грамматического строя и связной речи. В речевую карту (обязательно!) записываются ответы детей, план логопедической работы и заносятся результаты коррекции устной речи детей.
Журнал посещения детьми логопункта.
Оформляется в виде таблицы, в столбцах которой представлены список детей, тема логопедического занятия и дата его проведения.
Журнал консультаций.
Учитель-логопед ведёт учёт консультаций и фиксирует дату проведения консультации, её тему и непосредственно адресата.
Слайд 13Экран звукопроизношения.
Данный документ составляется на группу детей, зачисленных в логопункт.
В документе фиксируются фамилии детей и нарушенные у них звуки.
Экран
звукопроизношения позволяет логопеду формировать подгруппы из детей со сходными нарушениями звукопроизношения
Тетради взаимодействия с родителями и воспитателями.
Для успешности коррекционного процесса обязательно взаимодействие логопеда и воспитателя, логопеда и родителей (законных представителей). Для достижения этой цели создаются тетради взаимодействия с родителями и тетради взаимодействия с воспитателями.
Слайд 14Вся перечисленная документация позволяет создать оптимальные условия для работы логопункта
дошкольного учреждения и достижения высоких результатов в коррекционной работе с
детьми, нуждающимися в логопедической помощи.