Слайд 1Особенности организации подготовки обучающихся к ОГЭ-2019 по русскому языку
Спецификация
Кодификаторы элементов содержания
экзаменационной работы
Критерии оценивания
Слайд 2ОГЭ
проводится в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в целях государственной итоговой
аттестации выпускников
на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов
по 14 учебным предметам.
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
Экзаменационная работа по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
состоит из трёх частей,
включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится
3 часа 55 минут (235 минут).
Слайд 3Часть 1.
Задание 1. Сжатое изложение
Исходный текст прослушивается 2 раза.
ЦЕЛЬ
- передача главного содержания как каждой микротемы (их 3), так
и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов(если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным).
Конспектирование основных моментов текста (черновые записи) допускается уже при
1-м прослушивании!
Пользоваться орфографическими словарями разрешается
Слайд 4При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части
речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки»
– одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
Слайд 5Критерии оценивания задания 1
Слайд 6
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
1)Исключение:
исключение повторов;
исключение одного
или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение фрагмента предложения,
содержащего второстепенную, несущественную информацию;
исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!
2)Обобщение:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3)Упрощение:
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложноподчинённого предложения простым;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена прямой речи косвенной.
Слайд 7Часть 2. Задания
на основе прочитанного текста
Часть 2 состоит из
13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного
текста. Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания),
числа,
последовательности цифр
в банке ответов № 1 без пробелов или других символов.
Слайд 8Конкретнее: задания 2 – 14…
№ 2 - Адекватное понимание письменной
речи в различных сферах и ситуациях общения (в каком фрагменте
текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос…) – цифра.
№ 3 - Выразительность русской речи (укажите предложение, в котором средством выразительности речи является…) – цифра.
№ 4 - Из предложений … выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
Слайд 9№ 5 – Из предложений … выпишите слово, в котором
правописание суффикса является исключением из правила…
№ 6 – Замените разговорное
слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
№ 7 – Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
№ 8 – Выпишите грамматическую основу предложения ...
Слайд 10№ 9 - Среди предложений … найдите предложение с обособленными
однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
№ 10 - В
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
№ 11 - Укажите количество грамматических основ в предложении … Ответ запишите цифрой.
№ 12 - В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
№ 13 - Среди предложений … найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
№ 14 - Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Слайд 11Оценивание
части 2:
Автоматическая обработка, а значит - предельно аккуратное заполнение
бланка ответов гелевой авторучкой!
Максимальное количество баллов – 13.
(по баллу
за каждый правильный ответ).
За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Слайд 12Часть 3
Сочинение-рассуждение
Задание части 3 выполняется на основе того же
текста, который выпускники читали, работая над заданиями части 2.
Используя
прочитанный текст из части 2, необходимо выполнить на отдельном листе
ТОЛЬКО ОДНО
из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Это письменный аргументированный ответ!
Перед написанием сочинения необходимо записать номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение необходимо писать аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 13Задание 15.2
Объясните смысл последних фраз текста: «С того дня Славка
почти позабыл про всё на свете. Он ушёл в чтение
словаря, как уходят в дальнее плавание – надолго и без оглядки…»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 16
Задание 15.3
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Слайд 19Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача
– показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия,
раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Пример № 1.
Каждый раз мне не давал покоя один, казалось бы, странный вопрос: как человек может быть бесчеловечным? Ведь само слово «человечный» образовано от существительного «человек». Но если задуматься, то понимаешь, что человечность – это способность сопереживать, понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым необходима поддержка. Под человечностью я понимаю некую способность к самопожертвованию. Только эта жертва не принесет душевные страдания, наоборот, она внесет в жизнь смысл.
Слайд 20Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то
такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки С3К1–С3К4.
Слайд 21Оценивание грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (не менее150 слов)
Слайд 22В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 №
1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206):
«48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за проверку задания 1 и 15 экзаменационной работы...
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
ТРЕТИЙ ЭКСПЕРТ назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося.
Баллы, выставленные третьим экспертом, являются ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ».
Слайд 23И наконец…
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение
всей экзаменационной работы, –
39 баллов!
Слайд 24Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для
проведения в 2016 году основного государственного экзамена (ОГЭ)
РУССКИЙ ЯЗЫК
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале