Слайд 1
Дискурс о социокультурной и политической идентичности России:
основные концептуальные ракурсы
Слайд 2Концептуальные модели:
Традиционной авторитарности России
1.1. Теория «Русская
система»
1.2. Теория «вотчинного государства».
2. Постоянной борьбы демократической (либеральной)
и авторитарной тенденций / концепция цикличности.
Теория «Рокового дуализма русской истории».
Структура лекции:
1. Концепция традиционной авторитарности России
2. Концепция постоянной борьбы двух тенденций: демократической авторитарной
Слайд 3Основные направления в историографии:
(Консервативно)-почвенническое (славянофилы, традиционалисты-почвенники, державники, православные государственники)
(Либерально)-западническое
(западники, европеисты-западники)
либеральное почвенничество / славянофилы-либералы
Слайд 4
Концепция традиционной авторитарности России
Идея о неевропейском характере
русской политической традиции
(Россия не
Европа)
2 т.зр.:
Азиатская природа русской политической культуры, истоки которой связываются с
многовековым татарским угнетением.
У «русской власти» («русской системы») нет аналогов ни на Западе, ни на Востоке, это исключительно русский феномен.
Слайд 5 Концепцию о принципиальной неевропейскости России разделяют:
сторонники либерально-западных
ценностей (либеральное почвенничество)
(со знаком минус)
консервативные почвенники
(со знаком плюс )
западная историография
(Арнольд Тойнби, Ричард Пайпс и др.)
Слайд 6
Три основные идеи:
Изначально авторитарный (самодержавный, деспотический…) характер российской (московской, московитской)
государственности;
+ демократическая (либеральная) тенденция – заимствование с Запада.
Западная политическая культура с ее идеями системного ограничения произвола власти, конституцией, прав человека распространяется в российской культурной элите в постпетровский период.
2. Устойчивое несходство старых, новых и новейших русских порядков с европейской цивилизацией;
3. Принципиальное сходство всех русских порядков разных времен между собой.
Слайд 7Специфика российской государственности
Модели взаимодействия:
Государства и общества
(патернализм)
2. Государства и
человека
(этатизм)
3. Государства и природной среды
(экстенсивизм)
4. Государства и окружающего мир
(мессианизм и/или
державность)
Слайд 8
Концепты (теоретические конструкты)
либерального дискурса
(либеральное почвенничество)
«Русская система»
«Русская власть»
«Русский ген власти»
«Русская матрица»
«Русский культурный код»
«Русская
генетическая система»
Слайд 9 «Русская система»
как традиционный для России тип
государственной власти
Ю. Пивоваров и А.Фурсов
Концепт позволяет понять особенности:
исторического пути России;
государственной власти;
национального менталитета;
российских реформ, в том числе и в эпоху постиндустриального прорыва.
Слайд 10
Концепт позволяет объяснить
причины нынешнего возвращении к «Русской системе» и в
целом повторяемости такого явления в политической истории России
Почему «русский ген
власти» после соединения с западными новшествами и краткого периода мутаций и гибридизации вновь проявляет свою твердую, неизменную природу и порождает структуры власти, сходные с прежними?
Почему русская система власти восстанавливается в новых обличьях, но с теми же сущностными характеристиками?
Слайд 11Основные элементы
«Русской системы»
власть население насилие
Слайд 12Власть (персонифицированная в личности царя/генсека/президента)
Единственный значимый политический
субъект
Особенность реформа «сверху» –
как только реформы начинают
покушаться на саму власть, на ее центральную роль в общественной жизни, все откатывается назад
Население /общество
не было самостоятельным политическим субъектом
Слайд 13Идея «насилия» включает
насилие власти
принудительные социальные взаимодействия с
постоянно присутствующей угрозой легитимированного государством насилия (побоев, ареста, конфискации имущества,
лишения свободы, казни);
насилие, закрепившееся в культурной матрице народа
запечатленное в культуре символы и ценности «порядка» и «сильной руки», преобладание принуждения в установках сознания и поведения.
Слайд 14
Теория «вотчинного государства»
К. Д. Кавелин
В.О. Ключевский
«государство-вотчина»
Р. Пайпс «вотчинное государство»
В.П. Макаренко «Русская власть»
Общее: Отрицание преемственности Киевской и Московской Руси
Отличие:
«Русская власть» – зарождается на северо-востоке в домонгольский период
«Русская власть» – зарождается в татарский период (влияние Золотой Орды)
Слайд 15К.Д. Кавелин: разработал теоретическую модель Московского государства как «государства-вотчины»
В.О. Ключевский:
в государстве вотчинного типа
– правитель и собственник (хозяин) слились
в одном лице.
– люди утратили свободу и превратились в собственность правителя.
Слайд 16Р. Пайпс «Россия при старом режиме» М., 1993
Особенности «вотчинного государства»
1.
Московские князья, русские цари, а впоследствии советские вожди, обладавшие огромной
властью, были убеждены в том, что вся страна является их собственностью, так как создавалась, строилась и перестраивалась по их повелению.
2. Исторически сложилось представление о том, что все живущие в России являются государевыми слугами, находящимися в прямой зависимости от царя и не имеющими возможности претендовать ни на собственность, ни на какие-либо неотъемлемые личные права.
Слайд 17Признаки политического режима Московии:
Абсолютная монополия государя на политическую власть
2. Собственность
государя на землю, торговлю, промышленность, с одной стороны и отсутствие
частных собственников, с другой
3. Контроль за всеми сословиями общества (закрепощение общества)
4. Изоляция страны от внешнего мира, главным образом, католического Запада.
Слайд 18Концепция
постоянной борьбы двух тенденций
В российской истории, культуре,
государственности
противостояли друг другу две тенденции:
европейская (либерально-демократическая,
западническая)
патерналистская (консервативная, авторитарая/самодержавно-принудительная/ деспотическая)
Слайд 19Особенности интерпретация европейской / либерально-демократической традиции
♦ Авторитарная концепция:
русский европеизм, либерально-демократическая традиция сводится к внешнему влиянию
борьба тенденций … XVIII в. – нач. XX в.
♦ Концепция борьбы двух тенденций в русской истории:
европейский «ген» в российской истории (двухкорневая структура политической традиции)
– Европейские тенденции – не влияние Запада, не чуждое, а исконно русское явление
– Европейские (либерально-демократические традиции) древнее, изначальнее евразийского самодержавия
«Роковой дуализм русской истории»
Слайд 20
Главные тезисы:
1. Россия по рождению европейская страна
2. В российской
истории, культуре, государственности на протяжении веков противостояли друг другу две
тенденции: самодержавная (авторитарная) и либерально-демократическая
3. Цикличность русской истории: реформы / контрреформы
П.Н.Милюков
А.Янов
М. Афанасьев
Слайд 21 П.Н.Милюков «Очерки истории русской культуры» в 4-х томах
(1896-1903):
обосновал взгляд на европейство как на одно
из начал русской политической культуры.
Россия, несмотря на свои особенности, шла европейским путем развития
Тезис первый: по самой своей географии, ландшафтной и антропологической «преистории» и уже собственно истории этнической и национальной Россия является естественным продолжением Европы, заходящим в Азию.
Тезис второй: русская культура есть самобытный извод европейского корня, исторически запаздывающий и в сравнении с синхронной ему европейской культурой относительно примитивный; в русской культуре всегда соединены подражательное копирование, националистическое отталкивание и творческое развитие образцов и архетипов европейской культуры.
«Европеизм … не есть начало, чуждое русской жизни, начало, которое можно заимствовать только извне, но собственная стихия, одно из основных начал, на которых эта жизнь развивается, насколько в её “месторазвитии” даны общие Европе элементы развития. К этому представлению ведёт и самый термин “Евразия”, если употреблять его научно, а не тенденциозно. Евразия не есть Азия; а есть Европа, осложнённая Азией».
Слайд 22А. Л. Янов
«Славянофилы и западники»: два взгляда
на историю России
За кажущейся противоположностью скрывалась их
глубинная общность.
– Оба взгляда исходят из неверной посылки - наличия одной лишь политической традиции.
– Западники (глядя в Европу), славянофилы (отворачиваясь от Европы) не видят европейского гена в самой российской культуре.
Двухкорневая структура политической традиции России (два корня / два лица / две тенденции)
Европейские тенденции – не влияние Запада не чуждое, а исконно русское явление
Начало (истоки) русского европеизма / демократизма / либерализма Янин усматривает в XV веке
Слайд 23А. Янов:
♦ Начало русского европеизма в XV веке «Европейское столетие»
между 1460 и 1560 гг.
Основы европеизации заложены либеральными
реформами Ивана III
♦ "Выпадения" России из Европы начались в 1565 г. («самодержавная революция» Ивана Грозного)
Европейская Русь превратилась в «антитезу» Европе.
♦ Демократическая тенденция (либеральная оппозиция) продолжала существовать …
Слайд 24
Отличие концепций
П.Н. Милюкова, А. Янова, М. Афанасьева
в фиксации политико-культурных
точек европеизма
М.Афанасьев:
Россия со времен Киево-Новгородской Руси
– носитель европейской культуры, европейских ценностей» (европейская традиция не прерывалась)
Преемственность Киевской и Московской Руси
П.Н. Милюков, А. Янов: Московская Русь
Слайд 25Литература
Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или
новое начало? М.: Новое изд-во, 2005.
URL: http://www.4plus5.ru/ist/ahcontent.html
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: Истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1997.
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000.
Ковалев В.А. «Русская система»: фантастический вариант // Россия и современный мир. 2006. № 1(50). С. 40-60.
Макаренко В.П. Русская власть (теоретико-социологические проблемы). Ростов-на-Дону. Издательство СКНЦ ВШ, 1998.
URL: polittheory.narod.ru/Makarenko/Russian_Power.doc
Оболонский А.В. Драма российской политической истории: Система против личности. М., 1994.
Возможна ли европеизация нашего исторического сознания? Обсуждение доклада М. Афанасьев «О древней и новой политической культуре в России». URL: http://www.liberal.ru/articles/4815
Пайпс Р. Россия при старом режиме / Пер. с англ. М., 1993.
URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_Payps_R..html
Пивоваров Ю. Русская политическая культура и political culturе // Pro et Contra. 2002. Т.7. № 3. URL: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2002/3/ProEtContra_2002_3_02.pdf
Слайд 26Пивоваров Ю. С. Русская политическая традиция и современность. М., 2006.
Пивоваров Ю.С. Полная гибель всерьез. М.: РОССПЭН, 2004.
Пивоваров Ю.С.
К вопросу о методологии понимания России // Россия и современный мир. 2011. N 3 (72).
Пивоваров Ю.С., Фурсов А.И. «Русская система» как попытка понимания русской истории // Полис. 2001. № 4.
Пивоваров Ю. С., Фурсов А. С. Русская система // Рубежи. 1996. № 3.
Пивоваров Ю.С., Фурсов А.И. Русская Система и реформы // Pro et Contra. Т. 4. 1999. № 4.
Фурсов А., Пивоваров Ю. Русская Система: генезис, структура, функционирование (тезисы и рабочие гипотезы) // Русский исторический журнал. 1998. Т. 1. № 3.
Янов А.Л. Россия и Европа. 1462–1921. В 3 кн. М., Книга 1. У истоков трагедии. 1462–1584. Заметки о природе и происхождении русской государственности. М., 2001. Книга 2. Загадка николаевской России. 1825–1855 гг. М., 2007. URL: http://novznania.ru/2011/02/ Книга 3. Драма патриотизма в России. 1855–1921. М., 2009.