Разделы презентаций


История России в зеркале изобразительного искусства ( в контексте подготовки к

Содержание

Искусство XIX века: от романтизма к реализму Первая треть XIX в.: золотой век «русской культуры» Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов 1825 г. - подъем национального самосознания;- культурный и духовный подъем-

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 История России в зеркале изобразительного искусства (в контексте подготовки к

ЕГЭ)
Автор лекционного курса
ст. преподаватель кафедры дизайна ОГУ
искусствовед О.О.

Живаева
История России в зеркале изобразительного искусства  (в контексте подготовки к ЕГЭ)Автор лекционного курса ст.

Слайд 2Искусство XIX века: от романтизма к реализму Первая треть XIX в.:

золотой век «русской культуры»
Отечественная война 1812 г.
Восстание декабристов

1825 г.

- подъем национального самосознания;
- культурный и духовный подъем
- наука (биология, медицина, география, астрономия),
- образование (приходские училища, гимназии, лицеи, университеты)
литература Пушкинской эпохи
архитектура
скульптура
живопись


Искусство XIX века: от романтизма к реализму Первая треть XIX в.: золотой век «русской культуры» Отечественная война

Слайд 3Художественные стили XIX в.
Ампир (фр. империя) – поздний вариант

классицизма, высокий классицизм. В архитектуре, скульптуре при Александре I.
Академизм

– направление в живописи, основанное на следование внешним формам классического искусства. Характерны возвышенная тематика (античный миф, евангельские сюжеты), торжественность, аллегоризм, многофигурность в живописи.
Романтизм – направление в искусстве к. XVIII первой половины XIX в. Утверждает самоценность духовно-творческой жизни, мира чувств и страстей личности. В живописи и литературе при Александре I и Николае I.
Реализм – художественное направление в искусстве, в основе которого лежит принцип изображения «жизни как она есть», вторая треть XIX в. В литературе, живописи.

Художественные стили XIX в. Ампир (фр. империя) – поздний вариант классицизма, высокий классицизм. В архитектуре, скульптуре при

Слайд 4Императоры и художники XIX - нач. XX вв.

Императоры и художники  XIX - нач. XX вв.

Слайд 6 Первая половина 19 в. Правление Александра I (1801-1825); Николая I (1825-1855)
Стили:
ампир,

академизм,
сентиментализм.
романтизм: новое идейно-стилевое
течение в литературе, в музыке, театре,
в

живописи.
Первая половина 19 в.  Правление Александра I (1801-1825); Николая I (1825-1855)Стили:ампир, академизм,сентиментализм.романтизм: новое идейно-стилевое течение

Слайд 7Парадные портреты Александра I

Николая I
Вл. Л. Боровиковский
Портрет императора

Александра I

Франц Крюгер
Портрет императора Николая I

Парадные портреты  Александра I           Николая IВл.

Слайд 8Академизм в живописи
Александр Иванов
Приам испрашивает у Аххилеса тело

Гектора
Алексанрд Иванов
Явление Христа народу, 1836-1857

Академизм в живописи Александр Иванов Приам испрашивает у Аххилеса тело Гектора Алексанрд Иванов Явление Христа народу, 1836-1857

Слайд 9Лосенко А. Владимир и Рогнеда
Кипренский О.
Князь Дмитрий Донской

после Куликовской битвы

Лосенко А. Владимир и Рогнеда Кипренский О. Князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы

Слайд 10 Романтические образы пушкинской эпохи

Романтические образы пушкинской эпохи

Слайд 11Орест Кипренский (1782-1836) – художник-романтик
Автопортрет, 1828
Портрет В. Жуковского
Первый


художник-портретист
в России





Романтический герой

Орест Кипренский (1782-1836) – художник-романтикАвтопортрет, 1828 Портрет В. Жуковского Первый художник-портретист в РоссииРомантический герой

Слайд 12«Портрет отца»

крепостной Адам Швальбе

«Портрет отца»крепостной Адам Швальбе

Слайд 13«Дум высокое стремленье…»
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова

Портрет Петра Оленина

«Дум высокое стремленье…» Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова     Портрет Петра Оленина

Слайд 14
«…Себя как в зеркале я вижу,
и это зеркало мне

льстит»

Портрет написан в 1827 г.
по заказу Антона Дельвига,
друга Пушкина

по лицею


«…Себя как в зеркале я вижу, и это зеркало мне льстит»Портрет написан в 1827 г.по заказу Антона

Слайд 15 Бедная Лиза (по сентиментальной повести Н. Карамзина)

Мариучча


Бедная Лиза (по сентиментальной  повести Н. Карамзина)

Слайд 16ВОПРОСЫ

Из перечисленных лиц художником-портретистом был:

Кипренский О.
Жуковский В.
Даргомыжский

А.
Лобаческий Н.

ВОПРОСЫИз перечисленных лиц художником-портретистом был: Кипренский О. Жуковский В. Даргомыжский А. Лобаческий Н.

Слайд 17Романтические портреты Василия Тропинина (1776-1857)
Главный московский портретист
первой половины XIX

в.
более 3000 портретов.

Уникальный мастер, заложивший основы
русского реалистического
портрета, получившего

развитие во
второй половины XIX в.

Автопортрет

Романтические портреты  Василия Тропинина (1776-1857)Главный московский портретист первой половины XIX в.более 3000 портретов.Уникальный мастер, заложивший основы

Слайд 18«Золотошвейка»
«Кружевница»

«Золотошвейка»«Кружевница»

Слайд 19
Портрет сына Арсения

Портрет сына Арсения

Слайд 20 Крестьянская тема в живописи первой половины XIX в.
Алексей Венецианов


«Весна»,
«Спящий пастушок»

Крестьянская тема в живописи первой половины XIX в.  Алексей Венецианов «Весна», «Спящий пастушок»

Слайд 21«Жнецы»
«Захарка»

«Жнецы»  «Захарка»

Слайд 22«Крестьянка с васильками»
«Девушка в платке»

«Крестьянка с васильками» «Девушка в платке»

Слайд 23Акварельный светский портрет Пушкинской эпохи Художник-акварелист Петр Соколов

Акварельный светский портрет  Пушкинской эпохи Художник-акварелист Петр Соколов

Слайд 24Ал. Брюллов
Портрет Н. Гончаровой, 1831

Ал. Брюллов Портрет Н. Гончаровой, 1831

Слайд 25«Великий Карл» Брюллов (1779-1852): академизм, романтизм, реализм
Автопортрет, 1833 г.
Нарцисс, 1819

г.

«Великий Карл» Брюллов (1779-1852): академизм, романтизм, реализмАвтопортрет, 1833 г. Нарцисс, 1819 г.

Слайд 26«Девушка, собирающая виноград» «Итальянский полдень»

«Девушка, собирающая виноград»  						«Итальянский полдень»

Слайд 27Портрет генерала, графа Василия Перовского,
губернатор Оренбурга (1833-36, 1851-57)

Портрет генерала, графа Василия Перовского, губернатор Оренбурга (1833-36, 1851-57)

Слайд 28Портрет писателя
Ал. Конст. Толстого
Портрет писателя И. Крылова

Портрет писателя Ал. Конст. Толстого Портрет писателя И. Крылова

Слайд 29Всадница, 1832 Сестры
Джованина и Амалиция
Пачини
Портрет графини
Юлии

Павловны Самойловой, 1842

Всадница, 1832 Сестры Джованина и Амалиция Пачини Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, 1842

Слайд 30Раскопки в римском городе Помпеи

Раскопки в римском городе Помпеи

Слайд 34В. Тропинин Портрет Карла Брюллова, 1836 г.

В. Тропинин Портрет Карла Брюллова, 1836 г.

Слайд 35Памятник «Тысячелетие России»,
Великий Новгород, 1862 г.

Скульптор Михаил Микешин

В нижнем ярусе –
фигура Карла Брюллова
Памятник «Тысячелетие России»,  Великий Новгород, 1862 г.    Скульптор Михаил Микешин

Слайд 36Бытовой жанр середины XIX в. Реализм Павел Федотов (1815-1852)
Автопортрет, 1848

г.

Бытовой жанр середины XIX в. Реализм  Павел Федотов (1815-1852)Автопортрет, 1848 г.

Слайд 37«Свежий кавалер»

«Свежий кавалер»

Слайд 38«Сватовство майора»,
1848 г.

«Сватовство майора», 1848 г.

Слайд 39Последние годы творчества – трагические, полное одиночество, нищета, болезнь
«Вдовушка»
«Анкор,

еще анкор»

Последние годы творчества – трагические, полное одиночество, нищета, болезнь«Вдовушка» «Анкор, еще анкор»

Слайд 40Скульптура первой половины 19 в. – монументальная бронзовая
Иван Мартос
Борис Орловский
Петр

Клодт

Иван Мартос,
1818 г.
Памятник
Кузьме Минину и
Князю


Дмитрию Пожарскому
Скульптура первой половины 19 в. – монументальная бронзоваяИван МартосБорис Орловский Петр Клодт Иван Мартос, 1818 г. Памятник

Слайд 41Б. Орловский Герои войны 1812 г.: Михаил Кутузов и Михаил Барклай-де-Толли

(1837 г.)

Б. Орловский Герои войны 1812 г.: Михаил Кутузов и Михаил Барклай-де-Толли (1837 г.)

Слайд 42Петр Клодт
Кони Аничкова моста (1841, 1851)

Петр Клодт Кони Аничкова моста (1841, 1851)

Слайд 45Клодт Петр,
Памятник Николаю I, 1856-1859

Клодт Петр, Памятник Николаю I, 1856-1859

Слайд 46Михаил Микешин

Памятник «Тысячелетие России»
В честь тысячелетнего юбилея
легендарного призвания варягов 
на Русь. 1862

г. Великий Новгород

Михаил МикешинПамятник «Тысячелетие России»В честь тысячелетнего юбилеялегендарного призвания варягов на Русь. 1862 г. Великий Новгород

Слайд 48Опекушин Александр
Памятник Александру Пушкину

Опекушин АлександрПамятник Александру Пушкину

Слайд 49Критический реализм в искусстве 60-х годов
- эпоха реформ –

«Манифест об отмене крепостного права Александра II»;
- роль литературы, политическая

публицистика;
- кризис системы академического образования, уступки - развитие бытового жанра и историческая картина на сюжеты из русской истории;
- живопись 60-х – новая тематика, люди простого сословия:
крестьяне, солдаты, дворники, купцы шли на смену монархам
и героям в римских тогах;
Крупнейший московский художник 60-х – Василий Перов (1834-1882)
(Московское училище живописи ваяния и зодчества)
Критический реализм в искусстве 60-х годов  - эпоха реформ – «Манифест об отмене крепостного права Александра

Слайд 50Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861

Василий Перов  «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861

Слайд 51П
Пукирев В.
Неравный брак, 1862 г.

ППукирев В. Неравный брак, 1862 г.

Слайд 52К. Флавицкий Княжна Тараканова, 1864 г. ГТК

К. Флавицкий Княжна Тараканова, 1864 г.  ГТК

Слайд 53Перов В., «Тройка» Образы «обездоленных и бесправных»

Перов В., «Тройка»  Образы «обездоленных и бесправных»

Слайд 55«Бунт 14» 1863 г.
Основание Артели свободных художников И. Крамским

в Петербурге.

Объединение с московскими художниками и создание «Товарищества передвижных художественных

выставок».

«Бунт 14» 1863 г. Основание Артели свободных художников И. Крамским в Петербурге.Объединение с московскими художниками и создание

Слайд 56Реализм – ведущее направление в искусстве второй половины XIX в. ПЕРЕДВИЖНИКИ
Товарищества

передвижных художественных выставок (1870 г.) – независимое объединение Петербургских и

Московских художников.
Основатели – Мясоедов Гр. (Москва), Крамской И. (С. Петербург)

Цели:
изображать жизнь такой как она есть, демократизация искусства,
самостоятельный заработок, интерес к темам русской истории (Суриков В., Репин И.), к образам родной природы (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан).


Реализм – ведущее направление в искусстве второй половины XIX в. ПЕРЕДВИЖНИКИТоварищества передвижных художественных выставок (1870 г.) –

Слайд 57ВОПРОС
1. Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как

назывались художники, о которых говорится в отрывке.
«Приехал Г.Г. Мясоедов из

Москвы … с предложением петербургским художникам примкнуть к … Товариществу.
Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей – Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других – Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вёл он в Петербурге все дела Товарищества.
В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Боголюбов и др.».
Ответ: Речь идет о художниках-передвижниках.

2. Кто из перечисленных художников был одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок? - Крамской И.

ВОПРОС1. Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке.«Приехал

Слайд 58И. Крамской
Христос в Пустыне
1872, 2 выставка

И. Крамской Христос в Пустыне 1872, 2 выставка

Слайд 59Портреты современников, заказанные Павлом Третьяковым

Портреты современников, заказанные  Павлом Третьяковым

Слайд 62Меценаты русского искусства
Русское купечество
Мамонтов С. И. – финансовая
поддержка

искусства, театр,
усадьба для художников в Абрамцево
Морозов С.Т. -

поддержка МХАТ
Третьяков П. –
коллекционер русской живописи,
основатель галереи в Москве
Меценаты русского искусства Русское купечествоМамонтов С. И. – финансовая поддержка искусства, театр, усадьба для художников в Абрамцево

Слайд 64Основана в 1856 г.
Коллекция П. Третьякова к 1892 г.

была передана им в дар г. Москве.

В собрании к

этому времени насчитывалось

1287 живописных и 518 графических произведений русской школы,
75 картин и 8 рисунков европейской школы,
15 скульптур и коллекция икон. 
Основана в 1856 г. Коллекция П. Третьякова к 1892 г. была передана им в дар г. Москве.

Слайд 65Драматические образы русской истории Василий Суриков

Драматические образы  русской истории Василий Суриков

Слайд 75Стенька Разин

Стенька Разин

Слайд 76Илья Репин

Илья Репин

Слайд 79Портрет Л. Н. Толстого 1887 г.
Портрет П. Третьякова, 1883, 1901

Портрет Л. Н. Толстого 1887 г.Портрет П. Третьякова, 1883, 1901

Слайд 80Репин Юбилейное заседание государственного совета, 1903 г.

Репин Юбилейное заседание государственного совета, 1903 г.

Слайд 81Гр. Мясоедов
«Сожжение
Протопопа
Аввакума», 1897 г

Гр. Мясоедов«Сожжение Протопопа Аввакума», 1897 г

Слайд 82Природа у передвижников
Лирические пейзажи Саврасова,
Левитана

Природа у передвижниковЛирические пейзажи Саврасова, Левитана

Слайд 83Алексей Саврасов Лирические пейзажи

Алексей Саврасов Лирические пейзажи

Слайд 85Поэт русского леса
Иван Шишкин
Эпические пейзажи

Поэт русского леса Иван ШишкинЭпические пейзажи

Слайд 87Исак Левитан (1860-1900)
Автопортрет, 1880 е годы

Исак Левитан (1860-1900)Автопортрет, 1880 е годы

Слайд 88Исторические пейзажи И. Левитана
«Владимирка», 1892 г.

«Постойте, сказал Левитан, -


да ведь это Владимирка,
та самая Владимирка,
по которой когда-то,


звякая кандалами,
прошло в Сибирь столько
несчастного люда». 
Первое впечатление было
мгновенным и
очень сильным.  Сюжет так полонил художника,
что он работал с полным
напряжением сил и
окончил этюд "Владимирки"
в несколько
сеансов. 
Исторические пейзажи И. Левитана «Владимирка», 1892 г. «Постойте, сказал Левитан, - да ведь это Владимирка, та самая

Слайд 89
«Над Вечным покоем»,
1894 год
Философский пейзаж
Что там,
за

порогом вечности ?

Быстротечность
и беззащитность.
человеческой жизни.

Созерцание природы
как

творения Бога.
«Над Вечным покоем», 1894 год Философский пейзаж Что там, за порогом вечности ? Быстротечность и беззащитность. человеческой

Слайд 90ВОПРОС
1.Какие из перечисленных ниже художников были передвижниками?
А) Малевич К.
Б) Ге

Н.
В) Перов В.
Г) М. Шагал
Д) И. Никитин
Е) И. Крамской

2.Какое понятие

возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.?
классицизм
Романтизм
Академизм
передвижники

ВОПРОС1.Какие из перечисленных ниже художников были передвижниками?А) Малевич К.Б) Ге Н.В) Перов В.Г) М. ШагалД) И. НикитинЕ)

Слайд 91ВОПРОС
1. Прочтите отрывок из воспоминаний художника М.В. Нестерова и укажите фамилию

деятеля культуры, о котором идет речь.
« приехал неожиданно… Помню, как сейчас,

стук в дверь, мое "войдите". На пороге показалась столь знакомая нам, художникам, фигура<коллекционера>… Он прямо приступил к делу, к осмотру картины… Смотрел "Пустынника" долго, сидя, стоя, опять сидя, подходил, отходил, задавал несложные вопросы, делал замечания, всегда, кстати, умно, со знанием дела… И неожиданно, вставая, спросил, не могу ли я уступить вещь для галереи. – О, Боже мой, могу ли уступить?! – Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею <в Москве>, а моей – тем более: ведь мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я "готовый художник", пока моей картины не будет в галерее. А тут – "Могу ли я уступить?"» О мецентате П. Третьякове.
ВОПРОС1. Прочтите отрывок из воспоминаний художника М.В. Нестерова и укажите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь.« приехал неожиданно…

Слайд 92Интерес к русской старине Сказка, былина и история в творчестве

братьев Васнецовых
Виктор Васнецов
«Три богатыря», 1898 г.
«Иван Царевич на сером

волке», 1889 г.
Интерес к русской старине  Сказка, былина и история в творчестве братьев ВаснецовыхВиктор Васнецов «Три богатыря», 1898

Слайд 93Исторический архитектурный пейзаж Апполинария Васнецова
«Кремль при Иване Калите,
пер.

пол. 14 века»

Исторический архитектурный пейзаж Апполинария Васнецова «Кремль при Иване Калите, пер. пол. 14 века»

Слайд 94«Кремль при Дмитрии Донском ок. 1368 г.»
«Кремль при Иване III»

«Кремль при Дмитрии Донском ок. 1368 г.»«Кремль при Иване III»

Слайд 95Кремль при Иване Грозном, 1550 е годы

Кремль при Иване Грозном, 1550 е годы

Слайд 96 «Картины по русской истории» – новый спецпроект нач. XX в.

для улучшения качества преподавания истории в начале XX в.

«Картины по русской истории» –   новый спецпроект нач. XX в. для

Слайд 97 Одно из первых наглядных пособий по истории
50 иллюстраций
на

значимые события в русской истории
Художники серебряного века –братья Васнецовы, И.

Билибин, В. Серов, А. Бенуа, Добужинский и др.
с1908 по 1913 г.

Одно из первых наглядных пособий по

Слайд 98«Основание Москвы»
«Двор удельного князя»
- усредненная картинка
времен феодальной

раздробленности

«Основание Москвы» «Двор удельного князя» - усредненная картинка времен феодальной раздробленности

Слайд 99Искусство рубежа XIX -XX вв. Серебряный век
Поиски новых средств выразительности,


отказ от реализма, условность, стилизация, декоративность.
Стилистика:
модерн в изобразительных

видах – архитектуре,
скульптуре, живописи
символизм – в литературе и живописи
футуризм – в литературе и живописи
Искусство рубежа XIX -XX вв.  Серебряный векПоиски новых средств выразительности, отказ от реализма, условность, стилизация, декоративность.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика