Слайд 1История психологии
Вводная лекция
Слайд 2 Рекомендуемая литература
А.Н. Ждан. История психологии от античности до наших
дней.
П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История психологии, 20 век. Хрестоматия.
Т.Д.
Марцинковская. История психологии.
Слайд 3К истории психологии обращались:
Л.С. Выготский
П.Я. Гальперин
М.Г. Ярошевский - обращение к
истории - это «творческий диалог с прошлым»
Д.Н. Узнадзе, С.Л.
Рубинштейн, А.Н. Леонтьев , Б.М. Теплов создавали свои теории в постоянном споре с основными психологическими направлениями
Слайд 4
История психологии -
специальная область исследования, изучающая движение психологии на протяжении всего пути
ее исторического развития
1) Понимание различных теорий и направлений современной психологии
2) Понимание современной ситуации в психологической науке
3) Формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого
4) Образовательное значение
Слайд 5Предмет истории психологии
В истории психологии изучается не сама
психическая реальность, а представления о ней
Задача истории психологии
- это воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, что должно дать полную и связную картину их развития и роста
Слайд 6Концепции истории психологической науки
«Zeitgeist» (Э. Боринг) – «дух времени»
Сущность концепции:
Для каждого конкретного момента характерна определенная атмосфера мнений (духовный климат
эпохи), под воздействием которой находится мышление исследователя.
Открытие не делается до тех пор, пока для него не готово время, и происходит тогда, когда подготовлено временем
Способствует и одновременно препятствует научному прогрессу
Обращает внимание на необходимость учета традиций в науке при рассмотрении происходящих в ней изменений и выявляет безусловно важный фактор в ее развитии
Слайд 7Концепции истории психологической науки
Парадигмальная концепция Т. Куна
Сущность
концепции: Социальные и культурные процессы порождают парадигмы как «признанные всеми
научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»
Когда внутри парадигмы возникают аномалии - факты, не совместимые с этой парадигмой, они генерируют кризис. Происходит научная революция и на смену ставшей неадекватной парадигме приходит новая
История психологии плохо укладывается в эту концепцию, в психологии сложно выявить наличие общепризнанной парадигмы
Слайд 8Концепции истории психологической науки
- Детерминизм-индетерминизм
- Элементаризм-холизм
- Эмпиризм-рационализм
Слайд 9Концепции истории психологической науки
подход Р. Вудвордса – «Школы
в психологии»
8 основных школ
Структурная психология
Функциональная психология
Ассоцианизм
Психоанализ
Персоналистическая и
организмическая психология
Целевая (гормическая) психология
Бихевиоризм
Гештальтпсихология
Слайд 10Концепции истории психологической науки (подход Р. Вудвордса)
В
каждой школе психологии выделяются:
Разрабатываемые в ней проблемы
Приемы
Методы исследования
Тенденция к
размыванию границ между школами
Слайд 11Концепции истории психологической науки
Теория великих людей
(Т.Карлейль, 19 в)
«История
мира - это… биографии великих людей»
Акцентирует внимание на
роли личности ученого в развитии научного знания
Анализирует соотношения биографий великих психологов и выдвинутых ими теорий
Слайд 12Концепции истории психологической науки
М.Г. Ярошевский «категориальный анализ» - как концепция
истории психологии
Выделяются специфические конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны
психической реальности
Образ
Действие
Мотив, психосоциальное отношение
Личность
Слайд 13Концепции истории психологической науки
Оппонентный круг ученого
– все авторы, в
полемике с которыми генерируются новые идеи
Слайд 14Периодизация истории психологии
«Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю»
(Г. Эббингауз)
Различают 2 больших периода
Психологические знания развивались в недрах философии
и других наук (естествознание, медицина) – с 6 в. До н.э. по середину 19 века
Развитие психологии как самостоятельной науки – с середины 19 века по настоящее время
Слайд 15Движущие силы и причины исторического развития психологических идей
Особая
ситуация развития в науке в изучаемый период (взаимосвязь психологии с
другими науками)
Эти науки накапливали психологические знания (связь языка и мышления - А. Потебня, В. Гумбольдт)
Психология заимствует методы или разрабатывает свои под влиянием других наук (Вундт заимствовал метод эксперимента из физиологии органов чувств)
Использование научной методологии (развитие механики в 17-18 веке – развитие механистической модели поведения животных - Р. Декарт)
Слайд 16 Развитие психологии в рамках философии
VI в. до н.э.
-V в. н.э.
Предмет изучения - Душа
Формирование двух направлений ~
материализма и идеализма в объяснении происхождения и проявлений души.
Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Формирование учений о темпераменте и характере.
Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное»; «аффект — интеллект».
Указание на внутреннее чувство как способ познания
Слайд 17Развитие психологии в рамках философии
V-XIII вв.
предмет изучения -Развитие
учения о душе в рамках философских учений и на базе
медицинских знаний
Формирование томистской психологии.
Начало опытной методологии исследования души.
Слайд 18Развитие психологии в рамках философии
XIV-XVI вв.
Дальнейшее развитие учения
о душе в контексте роста ана-томофизиологических знаний и великих открытий
XIV-XVI вв.
Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений.
Введение термина «психология»
Слайд 19Развитие психологии в рамках философии
XVII –середина XIX вв.
Внутренний
опыт как данные самонаблюде-нию явления сознания
Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистской
психологии.
Понятие о бессознательной психике. Возникновение психофизической и психофизиологической проблем.
Идея рефлекса
Слайд 20Развитие психологии как самостоятельной науки
Начало XIX - 60-е гг.XIXв.
Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между
физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов.
Исследование рефлекторных механизмов поведения.
Гипнотические явления. Локализация психических функций в мозгу. Соотношение между мозгом и душевной жизнью.
Возникновение и развитие психики
1) Формирование естественно-научных предпосылок психологии как самостоятельной науки.
2) Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий.
3) Формирование психофизики.
4) Формирование психометрии.
5) Учение о рефлексе.
6) Бессознательная психика. 7)Френология Галля.
8)Теории локализации психических функций.
9)Теории психофизиологического параллелизма и взаимодействия. 10)Биогенетический закон. 11)Генетический метод. 12)Возникновение 3-х областей генетической психологии: зоопсихологии, детской и исторической психологии.
13) Понимание психики как средства адаптации к среде
Слайд 21Развитие психологии как самостоятельной науки
60-е гг.XIX в.
– конец XIX в.
Непосредственное
содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание
в связи с их адаптивной функцией в поведении
1) Проникновение экспериментальных методов в психологию.
2) Формирование теоретических программ психологии: структурализм, психология акта, функционализм.
3) Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.
4) Возникновение прикладных исследований в психологии.
5) Возникновение новых областей психологии
Слайд 22Развитие психологии как самостоятельной науки
10-е гг. -
середина 30-х гг. XX
в
Поведение.
Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности.
Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями.
Установка.
Развитие высших психических функций. Смысловое и системное строение сознания. Психологическое исследование деятельности
1) Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология и др.
2) Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.
3) Развитие естественно-научных знаний о физиологических механизмах психической деятельности и движений. Физиология активности. Теория функциональных систем.
4) Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии
Слайд 23Развитие психологии как самостоятельной науки
Конец 30-х-
50-е гг. XX в.
Эволюция в рамках базисных подходов предшествую-щего периода
Эволюция научных школ периода
открытого кризиса.
Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.
Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).
Развитие теории деятельности в советской психологии.
Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
Слайд 24Развитие психологии как самостоятельной науки
60-е гг. XX в.-
конец XX
в.
Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки.
Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность
Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология.
Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.
Теоретические и экспериментальные исследования в отечественной науке в русле психофизиологических школ, деятельностного подхода, концепции формирования умственных действий и понятий, комплексного человекознания
Слайд 25Принципы историко-психологического анализа
Презентизм – ограничивает историческое исследование
лишь тем, что имеет значение для настоящего этапа развития науки
Вместо изучения исторического процесса развития науки выделяет лишь такие фрагменты его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам
Приводит к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма
Слайд 26Принципы историко-психологического анализа
Антикваризм – рассматривает прошлую
историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее и окаменевшее
«Чистая история» - простая регистрация фактов
Не вписывается в практику современного научного исследования
История науки – музей
Слайд 27Принципы историко-психологического анализа
Принцип детерминизма (М.Г. Ярошевский)
Требует раскрытия
способа причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами
В истории
представлены различные типы детерминизма
Предмеханистический
Механистический
Биодетерминизм
Психодетерминизм
Социодетерминизм
Все они противоречат индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих случайно
Слайд 28Методы истории психологии
Основная задача методов и методик исторического
исследования – изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого
материала, который включает факты, теории, законы и понятия – эмпирию историко-психологического исследования
Слайд 29Методы истории психологии
Историко-научная реконструкция включает:
Анализ знания в социальном контексте (без
крена в социологический анализ)
Психологические школы
Архивные материалы
Интервьюирование “oral history”
Биографические и автобиографические
методы
Анализ научных ссылок
Слайд 30ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
4. Психология как наука,
изучающая факты,
закономерности и
механизмы психики
Сформировалась на
базе материалистического
взгляда на мир. Основой современной
российской психологии является закономерное
осмысление теории отражения
3. Психология как
наука
о поведении
Начинается в XX в. Задачи психологии –
Наблюдение за тем, что можно непосредственно
увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции
человека. Мотивы, вызывающие поступки,
не учитывались
2. Психология как
наука
о сознании
Начинается с XVII в. В связи с развитием
естественных наук. Способность думать, чувствовать,
желать называли сознанием. Основным методом
изучения считалось наблюдение человека за самим
собой и описание фактов
1. Психология, как
наука о душе
Такое определение психологии было дано более
2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались
объяснить все непонятные явления в жизни человека